Авторское отношение к герою поэмы «Мцыри»
«Мцыри» — романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Главный герой поэмы — монах по имени Мцыри. Авторское отношение к герою в произведении скрыто, неявно, автор не говорит, как он относится к своему персонажу так же, как, например Пушкин в «Евгении Онегине». Но то, что поэт любит Мцыри, проявляется в описании образа, его жизненной позиции.
Оглавление:
Идея произведения
Однажды во время ссылки Лермонтова на Кавказ поэт проезжал мимо старого, заброшенного и развалившегося от ветра монастыря. Когда-то на этом месте ходили люди, кипела жизнь. Сейчас же, Лермонтов увидел только старого и дряхлого дедушку, гуляющего среди могильных плит и руин.
Этот старик поведал Лермонтову свою судьбу. Когда он был ещё ребёнком, его забрали в плен, с тех пор его жизнь стала очень тяжёлой. Он страстно желал вернуться на родину, в свой дом, увидеть вновь знакомые лица. Но постепенно рутина монастыря, в котором он оказался, заглушила его тоску. Значит, эта история и стала прототипом к роману.
К слову, старик так и никогда не побывал дома. Уже давно у Лермонтова родилась замечательная идея, которую он долгие годы вынашивал, но так и не мог поймать вдохновение. Он хотел написать произведение о человеке, рвущемся на свободу. И этот старик помог ему воплотить замысел. На основе его рассказа Лермонтов написал поэму «Мцыри».
Многие литературные критики высказывались о главном герое как об:
- «огненной душе»;
- «идеале поэта».
Сам персонаж очень близок Лермонтову, это чувствуется во всём произведении. Литератор воплотил в герое идеалы, которые считал правильными и нужными каждому человеку.
Проявление в сюжете авторского замысла
Мцыри довольно сложный человек, его жизнь тяжела и непроста, а личность противоречива. Она очень необычна. С детства он был не таким, как обычные дети. Его судьба — стать монахом и терпеть скучное и жалкое существование, будто бы издевалась над ним. Из-за своего взрывного, «огненного» темперамента, он жил невыносимого, и каждый день старался побороть в себе свой характер, столь неординарный для монаха.
Казалось бы, за столько лет он мог привыкнуть и не обращать внимания на всю эту жизнь. Но с ним произошло не так, каждый день ему становилось всё хуже и хуже. Он уже не мог выносить всей этой боли и страданий, когда всё-таки решился сбежать.
Автор тонко преподносит описания характера и эмоций Мцыри. Он старается сделать это незаметно для читателя. Создавая образность во всём, каждая деталь в этом произведении важна для понятия личности главного героя. Часто герой сам рассказывает о своём характере. Лермонтов был очень близок к герою, поэтому смог подобрать очень точные и содержательные реплики, которые многое говорят о персонаже.
Когда Мцыри убегает из монастыря, он видит абсолютно другой мир, но в то же время родной для него, для его детства, которого он не помнит. Мцыри поражают горы Кавказа, их вид и причудливые формы, которые напоминают ему мечты. Всё в этом «новом» мире вызывает невероятное впечатление у героя. Он удивляется, совершая каждый шажок, слыша неизведанный звук. Авторское отношение к Мцыри проявляется и тут. Он показывает его неким ребёнком, который только начинает совершать поступки, но уже стремиться к своей мечте и старается из всех сил.
Еще статьи по поэме "Мцыри":
- Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
- Сочинение на тему: «Мечта и реальность в поэме Мцыри»
- История создания поэмы Лермонтова «Мцыри»
- Что значить слово «жить» для главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри»
- Литературное направление и жанр произведения «Мцыри» Лермонтова
- Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: анализ, содержание и проблематика
- Характеристика главных героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» 8 класс
- Тема свободы и одиночества в поэме «Мцыри»
- Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: краткое содержание и анализ
Пейзажные описания в поэме
Описания в этой поэме занимают наиболее важное место, причём во всех случаях персонаж сам рассказывает обо всём происходящем внутри него и снаружи. Отношение автора к рисункам пейзажа помогает:
- раскрыть характер героя;
- рассказать о его эмоциях;
- передать то, что простыми словами описать не получится.
Пейзажные описания являются и романтическим фоном, и отличным средством лирической части произведения. Лермонтов никогда не говорит прямо всё, что он хочет донести до читателя. Он представляет это с помощью эмоций персонажа. Так постепенно читатели смогут раскрыть всю настоящую сущность героя. Больше всего Мцыри нравится могущество, размах, и всё то, чего он никогда не видел в монастыре, но он смотрит на это с опаской, боясь нового. Несмотря на всё это, он идёт вперёд.
Лермонтов часто прибегает к красочным, ярким, громким эпитетам, так он показывает грандиозность, торжественность природы Кавказа. Часто автор создаёт абсолютно неожиданные и неординарные сравнения, которые помогают раскрыть замысел поэта, его отношение к герою и ко всему происходящему.
Лермонтов описывает природу, как что-то родное, близкое к сердцу. Тем самым показывая, что считает жизнь Мцыри такой, какой она должна быть у каждого человека.
Наиболее сильно автор поработал над последней сценой. Она является очень насыщенной на эмоции. В ней проявляется весь характер, всё бесстрашие и вся решительность Мцыри. Персонаж раскрылся полностью. Читатель может увидеть здесь и отношение автора к герою. В каждой реплике чувствуется духовная близость поэта и действующего лица.
Неожиданная победа слабого над сильным символизирует стремление человека, которое всегда должно привести к победе, по мнению автора.
Идеал Лермонтова
Вся жизнь Мцыри олицетворяет борьбу со злом, которое хочет сбить человека с пути, остановить его, не дать пройти дальше. Жизнь любого человека — это вечная борьба со злом и поиск добра. Такой замысел был у Лермонтова. Автор смог «сконцентрировать» человеческую судьбу в три дня, поэтому можно почувствовать насыщенность сюжета.
Мцыри смог сохранить в своём сердце огонь даже после смерти, он не сдался. Персонаж был бесстрашен. Его не волновала смерть, он шёл к мечте и жил ей. Герой стремился к свободе, к независимости. Даже после своей смерти, он не захотел попадать в рай. Мцыри не сломался. Его воля не умерла, как и его душа.
Такой идеал хотел показать Лермонтов, таким он считал себя, так хотел, чтобы жили другие.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!