Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: анализ, содержание и проблематика
Известный русский критик Белинский крайне восторженно отзывался о произведении «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Особенно хвалил могучий дух и исполинскую натуру главного героя, в которой отображается идеал человека, каким видел его писатель. В книге есть два главных мотива: образ свободного Кавказа и романтический герой, характе́рный для литературы XIX века. Проведя анализ поэмы Лермонтова «Мцыри», можно лучше подготовиться к уроку, посвящённому этому произведению.
Оглавление:
История создания
Лермонтов во многом вдохновлялся событиями, случившимися с ним в реальной жизни. Когда он бывал на Кавказе, то встретил там старого монаха. Тот рассказал писателю о своей жизни, где сначала юношу пленили, а потом держали в монастыре всю юность. Он многократно пытался сбежать, но потом заблудился в горах и почти погиб. С этого момента было принято решение — следовать своей судьбе.
Стихотворение «Мцыри» было написано в 1839 году, а в следующем — опубликовано. Сам Лермонтов обожал своё творение. Друзья не раз вспоминали, как он постоянно её зачитывал вслух. В этот момент его лицо становилось особенно выразительным.
У поэмы было два названия. Первоначальное — «Бэри», что означает «монах» с грузинского. Автор поменял его на «Мцыри», что имеет более глубокий смысл. Это слово одновременно переводится, как «послушник» и «чужак».
Главные идеи
На протяжении всего произведения прослеживается протест главного героя, кратко пожившего на свободе и заключённого в монастырь. Он регулярно совершает побеги оттуда, что приводит к его смерти. Во главе этого писатель поднимает важные проблемы и идеи, а именно:
- борьба за свободу;
- непонимание окружающих;
- любовь к родине и семье.
«Мцыри» относится к классу романтических произведений, что явно доказывается идеализированным представлением подвига. Идея главного героя противопоставляется материальным ценностям, и автор однозначно указывает на превосходство духовного.
Критики в разные времена толковали поэму по-своему. В первых разборах было популярно считать, что автор сочувствовал революционным идеям, выражая это в главном герое: мотивируя на верность идеалу, даже в условиях полного поражения. Для многих революционеров Мцыри становится идеалом, чему способствуют его ключевые черты характера:
- гордость и независимость;
- готовность погибнуть за идею;
- ярко выраженный патриотизм и любовь к своему народу.
Лермонтов использовал эпиграф «Родина бывает только одна». По каким-то собственным соображениям он зачеркнул его, но это не было следствием отказа от идеи. Автор по-прежнему с трепетом относился к родине и борьбе за свободу.
Писатель написал итоговую работу, в которой собрались все разрозненные мысли. Их можно наблюдать в «Боярин Орша» и «Исповедь». Они так и не были закончены, но Лермонтов часто использует строки из них.
Современная критика расширяет анализ идей до более философского и широкого вывода. Монастырь трактуется, как тюрьма человеческого духа, постепенно отравляющая юношу. Когда тот оказывается снаружи, то обнаруживает, что не может там существовать. Мир природы становится ему чужд.
Жанр и композиция
«Мцыри» относится к жанру поэмы. Он выгодно отличается от простой лирики тем, что более подробно рассматривает действия героев, из-за чего становится легче охарактеризовать персонажей, создать более детальный образ.
Конфликт в произведении носит романтический характер. Главный герой не отягощён материальным горем, но испытывает духовные страдания. Их основа во внутреннем противоречии, где Мцыри стремится к свободе, но уже отчасти привык к подневольной жизни. Ему не удаётся влиться в новое общество. Он становится одиночкой. Ему близка природа, но та отвергает его. С этого момента у персонажа нет места в жизни, и он начинает считать, что единственный выход из положения — смерть.
Повествование ведётся от лица главного героя, который исповедуется в минуты, когда уже вот-вот покинет этот мир. В кратком содержании хорошо заметно, что композиция имеет кольцевой характер. История начинается в монастыре, а потом возвращается в него же, чтобы закончиться.
Художественные средства
Литературоведы замечают, что это произведение изобилует множеством средств художественной выразительности. Заметней всего эпитеты, легко определяющиеся в словосочетаниях; «сумрачные стены», «сладостные имена» и «разгульная юность».
В тексте много сравнений. Наиболее запоминающиеся среди них: «люди вольны, как орлы», «обнявшись, будто две сестры», «я сам, как зверь, был чужд людей». Есть в нём и метафоры, и сравнения. Все они служат тому, чтобы убедительно передать поэтическую картину окружающего мира, а заодно и подчеркнуть тяжесть переживаний главного героя.
Организация поэмы использует четырехстопный ямб, из-за чего она звучит резко и мужественно. В ней встречаются риторические вопросы и восклицания. В устах хорошего чтеца «Мцыри» приобретает особенную страстность и живость.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!