Что значить слово «жить» для главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри»
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» считается эталоном русского романтизма. Литературное произведение было написано в 1839 году. Одинокий послушник монастыря совершает побег из обители и, вернувшись, желает умереть. Быть свободным — вот что значить для Мцыри жить. История основана на реальных событиях, произошедших во времена Кавказской войны.
Оглавление:
Лирический герой и Родина
Мцыри исповедуется монаху, что ему не пришлось жить. Герой чувствует невосполнимую личную утрату. Это признание совершается на смертном одре. Жизнь заканчивается и никогда не будет возможным вкусить её по-настоящему.
Отчизна в жизни Мцыри
В представлении молодого человека жить — это любить свою Родину, даже когда она ограничивается одним провинциальным домиком и небольшой речушкой, спускавшейся в ущелье. Охранять семью от набегов врагов. Для тех времен такой была обычная жизнь на Кавказе.
Надо подчеркнуть, что для каждого Отчизна представляет собой родительский дом, воспоминания из детства, город или село, где начался жизненный путь. Мцыри умеет любить и восторгаться окружающими его красотами. Герой Лермонтова после побега поэтичным текстом повествует о причудливости гор, великолепии леса, живописных полях и лугах.
Возвратившись в монастырские стены, Мцыри ясно осознает контраст жизни в обители и вольной. Смерть представляется неким протестом против личных обстоятельств. Юношу не страшит могила.
Образ Мцыри:
- горячность;
- бунтарство;
- одиночество.
С приходом смерти герой освободится от монастырской тюрьмы, его душа отправится, куда желает. Может быть, тогда возобновится его истинная жизнь — такое высказывание автор озвучивает в заключительных строках своего литературного сочинения.
Значение родной земли
Для лермонтовского героя пребывание в монастыре было не жительством, а волочением существования. Дни проходили однообразно и серо. Мцыри осознает, что это для него является медленной дорогой к смерти. В духовной обители все давным-давно отказались от желаний. Сюда, по мнению героя, не приходят людские чувства и эмоции, сложно дотянуться солнечным лучам. Судьба долгоденствия в монастыре для молодого человека — тяжкое рабство и горькое сиротство, поэтому юноша устраивает побег.
Для главного персонажа лермонтовской поэмы жить означает обнаружить наконец-то Родину, которую помнит с детских лет. Неспроста Мцыри отмечает, что его бытие при монастыре — это пустое, а вот 3 бесценных дня, которые были проведены на свободе — полная и настоящая жизнь. Жить означает приобрести истинную вольность. Кавказ в произведении является символом неоспоримого идеала. Он бесконечно недостижим для Мцыри.
У молодого человека много отчаяния, в нем жива невероятная страсть к свободе. Во Мцыри присутствует неистовая жажда жизни, но лермонтовские сюжеты говорят, что не каждое бытие составляет ценность. Бывает, некоторая действительность похуже смерти.
Юноша погибает, подняв свой взор на горы Кавказа, на родную отчизну. Там, в родительском ауле, где таяло сердце от песен его сестер, где точил острые лезвия оружий отец, где вечерами собирались для долгих бесед, именно там уцелела его неистраченная жизнь, его истинная судьба.
Подлинная жизнь
Истинная жизнь для лирического героя завершилась в тот день, когда он в детском возрасте был увезен из родного дома. В дальнейшем его действительность оживилась на трое суток его побега. Этим дням свободы посвящено целое литературное произведение.
Смысл бытия
Жить на воле, обрести мечты и собственные желания (юноша более всего стремится оказаться в родном улане), легко дышать воздухом — настоящее бытие для Михаила Лермонтова и его героя. Совершенная и правильная жизнь всегда для персонажа соотносится с рисками и обязывает к беспрерывной борьбе за себя. Эта идея появляется в книге в тот момент, когда Мцыри покидает стены монастыря. Молодой человек сбегает в неизвестность.
В ту ночь разразилась гроза, монахи позабыли о воспитанниках. Юноша не был напуган вспышками молний, ненастье его влечет безграничной мощью, пробуждает у героя давно позабытую любовь к жизни. Мцыри восхищен и заворожен могуществом и красотой непогоды, он говорит, что «обняться с бурей был бы рад».
В произведении риск помогает Мцыри осознать собственные молодость и силы, которые без пользы погибали в монастыре. Молодой человек отправляется вниз к сердитому потоку вод, хватаясь за ближайшие ветки и каменья. Эти сложные упражнения представляются ему легкой и приятной прогулкой. Подлинное геройство — сражение с диким барсом, наиболее важный эпизод в поэме. Писатель вдохновился древними песнями Грузии о поединке воина с опасным диким зверем, так в книге появилась картина опасной схватки.
Впоследствии критики писали, что Михаил Лермонтов нарушил достоверность, потому что барсов на Кавказской земле никогда не было, и сразится с грозным животным Мцыри никак не имел возможности. Но поэт пренебрегает правдивостью для идеального художественного сюжета.
В конфликте двух целиком свободных и великолепных созданий перед читателем предстает настоящая жизнь Кавказа, где есть воля, которая не принимает никаких рамок и ограничений. Автор описывает дикого зверя без страхов или негативных эмоций. Животное восхитительно, в бою признано равным с Мцыри. Также грани личности молодого человека раскрываются по-другому: наблюдается смелость и уважительное отношение к природе.
Романтический герой Мцыри вырос послушником при монастыре. Осуществив побег, он попадает в окружение потрясающей удивительной природы горного леса. Молодой человек встречает дикого барса, в тяжелом и опасном поединке одерживает победу. Убитый зверь — это пламенный подвиг.
Затем юноша встречает девушку и влюбляется в нее. Мир сердечных грез открывается перед героем. За 3 дня он испытывает больше чувств, чем за годы монастырского заточения. Во Мцыри жила какая-то загадка: он молодых лет, бесконечно одинок и он умирает.
Полное счастье для юноши
Для героя свобода и геройство обозначают истинную жизнь. После того как он увидел волю, ему монастырь был бы невмоготу. Вместо любви к родной семье, молодому человеку предложили любить Бога, а Мцыри приходил в восторг при виде красоты природы.
Юноша заблудился в неизвестном лесу, испытывает гнетущее отчаяние, ему приходится плакать. Он понимает, что здесь никто не сможет наблюдать его изъявление чувств. Потом поединок с диким зверем и победа окрыляют его. Теперь ясно, что герой мог бы стать хорошим воином для родного народа. Но ему неизвестна дорога обратно к дому, и лесу нет конца.
В монастыре молодой человек вынужден отрекаться от себя и своей натуры. Ему всегда были чужды сумрак келий, склонение пред алтарем. Яркое буйство природы, свежесть полей бередят его душу. Тревоги и ежедневные сражения — вот в чем смысл жизни для Мцыри, это высшее счастье и свобода для юноши.
Свобода в поэме:
- измерение подчинения Грузии перед Россией — в те времена Российское государство вело на Кавказе завоевательные войны;
- измерение заточения молодого парня в монастырских стенах.
Чтобы быть счастливым, необходимо испытывать чувство наполненности собственного существования. По словам героя, свобода — необходимая составляющая настоящего счастья, первоочередная ценность. Для Мцыри жить значит, что можно быть вольным. Молодой юноша — дитя гор, ему невыносим душный монастырь, главная ценность — это прожить самостоятельно свою жизнь, делая выбор по своему усмотрению.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!