Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
Важными и показательными второстепенными персонажами комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» являются графини Хрюмины. Характеристика героинь позволит читателям глубже проникнуться целью создания образов автором. А именно: олицетворение чопорности, замкнутости, ограниченности представителей высшего света, которые видят других людей низшими существами, а себя превозносят слишком высоко, несмотря на личностную несостоятельность.
Оглавление:
Общая характеристика графинь
Впервые о бабушке и внучке писатель упоминает в третьем действии пьесы (восьмое явление). Яркие героини появляются на званом вечере Фамусова. Второстепенные действующие лица выполняют в произведении важную функцию — усиление комичности сюжета. Они призваны представлять светское общество с нелицеприятной стороны, демонстрировать колоритность старой знати Москвы. Возможно, именно поэтому самоуверенные дамы Хрюмины появляются на пороге дома Фамусовых первыми. Главная цель семейства — найти достойную партию молодой графине, засидевшейся в девках (по меркам того времени).
Примечательно, что героини не принадлежат к фамусовскому и молчалинскому обществу. На окружающих они смотрят свысока. Антипатичные чувства женщины испытывают также к Чацкому. Знатные дамы осуждают героя за выражение необычных, честных и справедливых идей.
Критику мужчины старушка со своей внучкой воспринимает в штыки, так как замыслы Чацкого могут обернуться для семьи опасностью. Хотя бы в этом мнении они сходятся с остальными представителями высшего света.
Образ Хрюминой-старшей
Хрюмина-старшая всю свою осознанную жизнь провела на светских раутах и балах. Она настолько заигралась в роскошь, что посещение мероприятий стало для нее потребностью. Александр Сергеевич изображает героиню следующим образом:
- требовательная старушка;
- никогда не бывавшая замужем дама;
- персонаж с неудовлетворенными любовными мечтами;
- женщина, от которой исходит желчное недовольство всеми окружающими;
- плохое здоровье из-за преклонного возраста;
- разговаривает со странным акцентом (вероятнее всего, немецким);
- коверкает слова на французский манер;
- указывает другим на их недостатки, обладая при этом теми же отклонениями (в физическом плане — старость и глухота).
Бабушка со временем начала утрачивать способность слышать. К глухоте добавляется невозможность здраво рассуждать (опять же, в силу возраста). Новости о Чацком становятся для старой сплетницы настоящим источником вдохновения и распространения лживой информации о герое. Цитатный анализ образа показывает самокритику со стороны графини, говорящей, что когда-то прямо с бала она попадет в могилу.
Еще статьи по пьесе "Горе от ума":
- Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
- Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
- Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
- Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
- Краткая характеристика гостей на балу у Фамусова в «Горе от ума»
- Пьеса Грибоедова «Горе от ума»: комедия или драма?
- Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Основной конфликт комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
- Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
- Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
Личность внучки
Своей героине Грибоедов дает яркое описание. Перед читателем появляется «старая дева», которую, видимо, ожидает участь бабушки. Вечно недовольная женщина перебирает предлагаемыми в качестве женихов партиями. Она с пренебрежением посматривает на знатных людей, собравшихся на балу. Характеристика Хрюминой в «Горе от ума», основываясь на цитатах из произведения, выглядит так:
- повышенный интерес к грязным слухам и сплетням;
- отсутствие аристократических манер, что особо ярко проявляется во время сцены разнесения лживой информации о сумасшествии Чацкого;
- настоящая гордячка, что не играет героине на руку в плане романтических отношений;
- носит модный двойной лорнет;
- подражает в разговорной манере француженкам;
- высокомерная дама, относящаяся с особым пренебрежением к семейству Тугоуховых и Горичей;
- постоянно ходит на рауты, званые ужины и балы, надеясь на встречу со своей судьбой;
- не любит выходить в свет сама, поэтому постоянно тягает за собой больную бабушку.
Графиня-внучка имеет хорошее образование, поэтому больше других людей, приглашенных на бал, старается поддерживать «хороший» тон. Направо и налево женщина сыплет французскими фразами, словами, выражениями. Едкая манера говорить возвращается к представительнице высшего класса людей бумерангом, когда она заводит беседу с Чацким.
Критика о грибоедовских героинях
Н. И. Надеждин, составивший заметку для «Литературной критики», назвал второстепенных персонажей третьесортными лицами, олицетворяющими собой идиотизм московского общества. Именно в столице до самой старости дамы из высшего общества могли посещать балы и прочие светские мероприятия, позабыв о простом покое в недрах семейства.
С. Бураковский назвал княгиню младшую старой девой, утратившей надежду на то, что сможет найти подходящего жениха. Отдушиной для «прогнившей» духовно женщины становятся сплетни и вымещение злобы на малознакомых молодых девицах.
Образы второстепенных женских персонажей получились действительно яркими и запоминающимися, несмотря на их редкое появление в комичной пьесе «Горе от ума». Грибоедов через призму личностей своих героев пытался показать, насколько бесполезным может оказаться статус и богатство, когда в душе человек наполнен злобой, желчью, гневом, завистью, презрительным отношением к окружающим.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!