Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса Грибоедова вышла незадолго до восстания декабристов. С помощью своих персонажей автор изобразил напряженную обстановку в дворянском обществе. Испытывая тревогу за свое благополучие, помещики-крепостники ненавидят любой вид вольнодумства.
Оглавление:
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» поможет учащимся при анализе произведения понять, как раскрывается суть конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим», научиться составлять синквейн по теме.
Прототип героя
О прототипах героев «Горя от ума» в литературе достаточно материала, но с его достоверностью можно поспорить. В сочинениях, письмах и рукописях драматурга на этот счет не существует никаких сведений. А те, что содержатся в воспоминаниях современников, часто противоречат друг другу или переданы из вторых и третьих рук. Кюхельбекер, друживший с Грибоедовым, по этому поводу писал, что поэт, создавая персонаж, «не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей».
Единственно, на чем основываются современные историки, называя прототипом Фамусова дядю Грибоедова, это на фрагменте записи поэта, где он дает меткую характеристику своего родственника.
В поколении Алексея Федоровича, господствующем четверть века назад, прекрасно сочетались «пороки и любезность, рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства», жизненных принципов и достойной цели. Дядя Грибоедова когда-то храбро сражался с турками, а потом вынужден был пресмыкаться перед случайными людьми в столице, а когда вышел в отставку, жизнь ограничилась обильной едой, охотой и сплетнями.
Нравоучения дяди типа «я, брат!..» так похожи на слова Фамусова: «мы, например…». К А. Ф. Грибоедову относятся и слова Чацкого, обращенные к Фамусову: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитем возили на поклон».
Широкое гостеприимство и отношение к слугам последнего тоже заставляет наглядно представить Грибоедова-дядю.
Дом, где происходят события
Фамусов — один из главных героев комедии. Описание хозяйского дома, где происходит действие пьесы, читатель узнает из авторских ремарок, а зритель это видит на сцене. Это обычный дворянский особняк XIX века, в два этажа, с большими белыми колоннами и парадным подъездом:
- Тот, кто входит в дом, сначала проходит через вестибюль.
- Отсюда ведет лестница на второй этаж.
- Там сосредоточены хозяйские покои. Здесь высокие потолки.
- Справа и слева от лестницы располагаются комнаты и спальни.
- Всех ближе к лестнице — гостиная, куда приходят к барину гости с визитом вежливости.
Для этого установлены специальные дни. В гостиной вечером собирается вся семья, чтобы обсудить домашние дела, помузицировать или поиграть в настольные игры или разложить пасьянс. Из гостиной ведет дверь в спальню Софьи. В самой большой комнате — зале, где самое хорошее освещение, принимают гостей на праздники или именины, проводятся балы. В обычные дни комната закрыта.
На втором этаже находится бывшая детская, теперь комната Софьи, где она проводит ночи с Молчалиным. В бельэтаже расположен кабинет Фамусова и библиотека, маленькая комната в виде галереи, где находятся портреты семьи и всего рода, комнаты для гостей.
На первом этаже размещены столовая, комнаты для швейцаров, лакеев и прислуги, гардеробная, сбоку от лестницы — комнатка Молчалина.
Внешность и черты характера Фамусова
Фамусов, несколько лет назад похоронив жену, воспитывает дочь Софью, «сам себе господин». Богатый мужчина гордится своей свободой. Мать Софьи была немного ветреной особой и транжирила деньги направо и налево, поэтому вновь жениться он не хочет, чтобы не зависеть ни от кого, особенно от женских капризов и прихотей. И хотя в своем окружении «монашеским известен поведеньем», барин не сторонится женского внимания, то и дело отпуская в адрес служанки фривольные словечки. Пока никто не видит, он:
- «жмется»;
- «заигрывает»;
- «балуется».
Мужчина уже в немолодом возрасте, но крепкого телосложения и выглядит довольно бодро. Это подтверждается и особенностями его поведения: «суетливый», «прыткий», «неугомонный».
К примеру, Павел Афанасьевич хорошо помнит все необходимые события и не забывает отметить их в календаре. Правда, не всегда уместно соединять поминки и крестины, или планировать крестины не появившегося еще на свет ребенка, но он об этом не задумывается. Вся трудовая неделя у него наполнена делами: когда, с кем и какими бумагами занимается. Фамусову присущи как положительные, так и отрицательные черты, в чем и сложность его характера.
Из положительных следует назвать добродушие. Павел Афанасьевич воспитал Чацкого, когда тот остался сиротой. Фамусова тревожит судьба дочери, он прочит Софье в мужья выгодного, по его мнению, жениха — Скалозуба, который «метит в генералы». С добротой он относится и к секретарю Молчалину, при случае не забывая ему напомнить, «откуда он родом», отводя ему в жизни необходимую роль.
Окружающие уважают его за гостеприимство. Вместе с тем Павел Афанасьевич брюзглив: вечно всем недоволен, сердится на слуг, но, пожалуй, от этого он испытывает полное удовольствие. Помещик очень груб с теми, кто ниже его по положению, слуги у него:
- «ослы»;
- «ленивые тетери»;
- «чурбаны», при случае которых можно отправить и «на поселение».
Но когда перед ним люди при звании и при деньгах, он говорит с ними по-другому, становится скромным и уравновешенным.
Не с лучшей стороны Фамусов выглядит и тогда, когда пытается угодить всем, кто выше его по положению и от кого можно получить выгоду.
Взгляды и мировоззрение
Числясь на государственной службе, Фамусов не интересуется смыслом работы, а делает все по обязанности: «Подписано, так с плеч долой». В этом и есть фамусовская формула жизненного успеха. Для него служба как приложение к титулу дворянина и как источник пристроить родственников: «При мне служащие чужие очень редки». Фамусов является членом английского клуба, потому что это в кругах московского дворянства считается престижным: ведь туда вхожи образованные и продвинутые люди.
На самом деле образованности в нем и не хватает. В речи превалирует разговорная и просторечная лексика («мочи нет», «прозябли»), научные термины отсутствуют. Воспитание для него «комиссия», а попросту обуза, которую он с радостью перекладывает на няньку. Учеба ему не потребовалась в жизни, поэтому ученость для него «чума», а книги — зло. Тем не менее он видит, что образование имеет вес в обществе и нанимает дочери учителей.
Жизненные интересы его узки и ограничены зваными обедами и погребеньями, которые он и после приезда Чацкого аккуратно продолжает заносить в календарь. Активное действие в пьесе с появлением последнего только начинается, до этого была предыстория.
Встреча со стороны хозяина была чуть ли не пылкой, но каков Чацкий: он занят своими думами, и слова приветствия произносятся им довольно холодно. Несмотря на свой практический разум, Фамусов не может уследить за новыми переменами.
Об этом говорит попытка разобраться с чувствами дочери, но она отвлекает его рассказами о своих снах, а Чацкий, не успев зайти в дом, пугает своими речами. Молчалин и тот обводит старика вокруг пальца. Павел Афанасьевич не может дать ничего молодежи, кроме опыта своего поколения, но, оказывается, опыт этот им не нужен. Фамусов не в силах противостоять «окаянному вольтерьянцу» даже на словах, оправдывая себя тем, что отвечать колкостями и иронией непозволительно для дворянина.
Но когда все вокруг заговорили о сумасшествии Чацкого, он одним из первых поддержал эти слухи. Молодому человеку все же удалось ввести смуту в привычный образ жизни дома Фамусова. Единственно, о чем переживает Павел Афанасьевич, — «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Он зависим от чужого мнения даже в такой ситуации.
Фамусов представляет общество дворян, которые уже чувствуют свою несостоятельность, но всеми силами стараются удержать порядки «века минувшего». Появление в этом обществе Чацкого убеждает читателя в том, что демократические перемены неизбежны, как бы им ни противились защитники прошлого.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!