Пьеса Грибоедова «Горе от ума»: комедия или драма
Замечательная пьеса Грибоедова не может оставить равнодушными ценителей русской литературы. Читателю не сразу понятно, к какому жанру отнести её, комедии или драме. «Горе от ума» — произведение с тонким, но язвительным юмором, сатирой, открытой насмешкой над душевной скудостью и внутренней пустотой. Пьеса показывает отношение автора к нравам, царящим в те годы в высшем свете.
Оглавление:
Что показано в пьесе
Сам Грибоедов назвал своё произведение комедией в стихах. Однако, прочитав его, можно найти ряд причин, чтобы не согласиться с ним.
Комедия — это жанр, в котором высмеиваются людские пороки: глупость, надменность, жадность, трусость. Сюжет её обычно забавный, герои попадают в неловкие ситуации и показывают свои отнюдь не лучшие качества. Перед читателем предстаёт сама суть каждого персонажа.
Поступки по ходу действия полностью показывают внутренний мир всех героев. И раскрываются нелицеприятные черты, которые и стремится высмеять автор. Под давлением обстоятельств некоторые люди способны на бесчестные поступки, обман, предательство. Другие же остаются верны своим нравственным убеждениям. Насмешка над ложными идеалами и показной добродетелью и есть смысл комедии.
Всё это Грибоедов стремится показать читателю, чтобы передать нравы дворянского общества начала XIX века. Он насмехается над фальшивыми и неискренними отношениями, над праздностью и бесполезностью людей, считающих себя «сливками общества» по праву рождения.
Вся жизнь их проходит в обмене сплетнями, обсуждении и осуждении друг друга, стремление всеми силами произвести впечатление. Они и не желают делать что-то полезное. Важно не быть, а слыть — таков их девиз.
Над кем смеётся Грибоедов
В его сочинении ярко показано старание героев представить себя в глазах окружающих выше и значительнее. Они стремятся скрыть свою истинную сущность. Это особенно видно в описании:
- Фамусова;
- Молчалина;
- Скалозуба.
Для каждого из них на первом месте — материальный достаток и общественное положение, как и принято было в великосветском круге того времени. А внутреннее содержание человека им попросту неинтересно.
Самодовольный Фамусов
Богатый чиновник Фамусов считает себя образцом нравственности. И всегда старается подчеркнуть это, желая поддерживать такое мнение окружающих о себе. Кроме того, хочет казаться справедливым и искренним. Однако на самом деле всё это лишь показная маска. Ведь стремиться казаться порядочным и являться им — вовсе не одно и то же. Но для него важно только поддержать собственную репутацию в свете и в глазах дочери. И это успешно ему удаётся.
Тот самый Фамусов, который заявляет о своём «монашеском поведении» не стесняется оказывать недвусмысленные знаки внимания молоденькой горничной Лизоньке, хотя по возрасту она годится ему в дочери. И он всерьёз желает получить от неё ответную симпатию, совершенно не озадачиваясь тем, что это никак не согласуется с его репутацией скромника и пристойного вдовца.
Кроме того, Фамусов вовсе не старается серьёзно и вдумчиво относиться к делам. Будучи чиновником, он выполняет свои обязанности кое-как: «подписано — и с плеч долой». Ему совсем не хочется вникать в них и затруднять чем-либо свою персону, он желает лишь:
- удобства и комфорта, чтобы ощущать себя хозяином жизни и получать удовольствие;
- признания в свете;
- материальных благ.
Он противится всему, что может поставить под сомнение правильность существующих устоев, поэтому рассуждения Чацкого представляются ему непристойными и опасными. Его пустота, необразованность, чрезмерное самомнение и бахвальство полностью раскрываются в повести. Как и угодничество перед вышестоящими чиновниками. А с теми, кого он считает ниже, Фамусов обращается высокомерно и пренебрежительно, стремясь всячески подчеркнуть свой статус.
Угодливый приспособленец Молчалин
Молчалин также не вызывает симпатии. В нём Грибоедов описал типичного карьериста, не обременённого нравственностью и чувством порядочности. Ради выгоды он готов пресмыкаться перед Фамусовым, и это у него отлично получается. Ему не противно «ходить на задних лапках», наоборот, он считает правильным подобное поведение, ведь именно так его воспитал отец — «угождать всем людям без изъятья».
Этот молодой служащий низкого ранга готов заискивать перед высокими чинами, чтобы самому пробиться выше. А его интрижка с хозяйской дочерью так сатирически высмеяна автором, что этот герой предстаёт как бесстыдный и бессердечный циник. Безразличие к искренним чувствам девушки подчёркивают его чёрствость.
Скалозуб и Репетилов
Это второстепенные герои, но тоже едко высмеяны в пьесе. Автор показал их такими же бесполезными и бездушными, как Фамусова. Оба они ценят:
- богатство;
- положение в обществе;
- нужные связи.
Скалозуб получил свой чин полковника вовсе не за особые заслуги, а благодаря удачным обстоятельствам. Этот недалёкий военный не уважает и не признаёт образованность и любознательность. Он не может понять своего брата, который уединился в деревне и пристрастился читать книги. По его мнению, в них нет никакой пользы, вместо этого следует заводить знакомства с нужными людьми и полезные связи. А чтение — признак глупости, блажь. Важно правильно поставить себя в обществе и быть таким, как все.
Репетилов — человек добрый, даже искренний. Прежде тоже пытался стать чиновником, чтобы получить высокое положение, однако не сумел, ему не повезло. Он понимает, что искал дружбы пустых и никчёмных людей, стремился к балам, обедам и прочим светским развлечениям.
В прошлом заводил романы с танцовщицами, увлекался азартными играми. В результате промотал собственное состояние. К своей семье относился безразлично. А теперь вступил в Английский клуб, где наслушался рассуждений других людей и повторяет чужие мысли, стараясь казаться умным. При этом сам понимает собственное ничтожество, но даже не пытается «перебеситься» и хоть как-то изменить себя из-за лени. Это трудно и требует действий, перемен в жизни, которых он не особо желает.
Еще статьи по пьесе "Горе от ума":
- Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
- Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
- Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
- Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
- Черты классицизма в произведении «Горе от ума»
- Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
- Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Основной конфликт комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
- Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
- Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
- Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
В чём сомнение
Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в этом жанре. Даже звучание фамилий героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины как бы с насмешкой характеризует своих обладателей.
«Горе от ума» — это пьеса-комедия, хотя и имеет признаки драмы. Ведь сам сюжет произведения вовсе не весёлый, напротив, печально-драматический. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб однозначно представлены как самодовольные, бессердечные и лишённые душевности, то описание Софьи и Чацкого не характеризует их как обычных чёрствых светских людей. Они значительно отличаются от остальных героев.
Софья и девичьи грёзы
Софья — дочь Фамусова, богатая и избалованная барышня. Она влюблена в молодого секретаря своего отца Алексея Степановича Молчалина. Её чувство к нему искреннее и неподдельное. Для девушки не имеет значения его низкий чин и бедность. Она видит в нём идеал, воплощение своей девичьей мечты, навеянной множеством романов. Её не волнует, что Молчалин — маленький человек и в их кругу не имеет веса.
Софью не интересует общественное положение, она ищет искренней любви и женского счастья. Ей кажется, что загадочное молчание её возлюбленного объясняется тонкостью души, мечтательностью и романтизмом. Когда отец говорит ей, что желал бы видеть её женихом Скалозуба, она заявляет, что ей всё равно, хоть за него, хоть в воду. Эту барышню нельзя назвать пустой кокеткой. Она не стремится блистать в свете, разбивая сердца, ей нужен лишь Молчалин, которого она любит.
Однако отношение Софьи к Чацкому, другу своего детства, вовсе не такое доброе и сердечное, каким было прежде. Наоборот, она не принимает его чувства. Её холодность больно ранит молодого человека, но это ей безразлично. Она не испытывает к нему ни малейшего сострадания. Ей не нравятся его язвительный ум, точные суждения, колкость. Она тяготится его обществом. И не задумываясь, пускает слух о его сумасшествии.
Насмешник Чацкий
Чацкий, хотя также вырос в этом обществе, совсем не похож ни на одного из других персонажей. Это искренний и честный молодой человек, который не пожелал смириться с ханжеством и пошлостью светской жизни и представителей высшего общества. Он прекрасно понимает их пустоту и не стремится доказывать кому-либо собственную состоятельность.
Чацкий влюблён в Софью и страдает от её отчуждения. Он хочет узнать, кого любит девушка. Но никак не поймёт, чем могли привлечь её Скалозуб или Молчалин. Чацкий видит их такими, какие они есть — ничтожными и бездуховными. Софья же представляется ему совсем другой: прекрасной, чистой, искренней.
Этот персонаж противопоставлен образам Молчалина и Фамусова. Чацкий не заботится об отношении к нему окружающих его людей. Ему противны их лицемерие и фальшь. И нередко он ведёт себя довольно грубо.
«Горе от ума» — трагикомедия
И Софья, и Чацкий в конце произведения получили тяжкий удар. И для каждого из них он стал настоящей трагедией. В отличие от обычных комедий заканчивается эта пьеса вовсе не радостно, поэтому и хочется назвать её трагикомедией. Узнав, что Софья в самом деле влюблена в Молчалина, Чацкий был раздавлен. Но не менее болезненно ему было узнать о роли девушки в клевете на него.
Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.
Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил свою поэму в стихах как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.
Но к какому бы жанру ни отнести замечательное произведение Грибоедова, его идейный смысл не изменится. Проблема человеческих взаимоотношений, так ярко показанных в ней, вполне актуальна до сих пор.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!