Сравнение Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума»
Любой художественный текст подвергается особому вниманию и всестороннему рассмотрению со стороны критиков, литературоведов, учеников на занятиях в школе и студентов филологических факультетов. Не исключением является и всемирно известная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Вокруг любовной тематики стоят два важных персонажа, поэтому сравнение Чацкого и Молчалина служит неотъемлемой частью анализа этого произведения.
Оглавление:
Литературные образы в тексте
Для того чтобы одновременно кратко раскрыть образы нескольких центральных личностей в художественном тексте, необходимо следовать определенному плану. В зависимости от жанра литературного произведения пункты плана сравнительного анализа образов могут незначительно отличаться:
- Краткое знакомство с каждым из героев в отдельности, их роль в тексте.
- Сравнение внутреннего и внешнего вида персонажей.
- Сопоставление социального статуса и образования каждого из героев.
- Взаимоотношения сравниваемых действующих лиц.
- Сходства и отличия персонажей.
- Отношение автора и читателя к каждому из героев.
Сопоставление персонажей в виде таблицы
Одним из наиболее удобных способов оформления сравнительного анализа персонажей является таблица. Краткое тезисное перечисление фактов, поступков и особенностей характера героев максимально наглядно можно продемонстрировать именно таким образом. Необходимо четко определить, по каким параметрам будет происходить дальнейшее сопоставление двух личностей. Таблица сравнения Чацкого и Молчалина может выглядеть следующим образом:
А. А. Чацкий | А. С. Молчалин | |
Место в произведении | Главный герой, вокруг его личности разворачиваются события и конфликты в произведении. | Персонаж, противопоставленный Чацкому, отрицательный герой в тексте. |
Социальное положение | Скромный дворян, имеет хорошую репутацию и множество связей. | Мещанин, известен в широких кругах, однако не имеет значимости в обществе. |
Характер | Умный, просвещенный и образованный персонаж. В произведении отличается искренностью, прямолинейностью и верностью своему слову. Открытый, но вспыльчивый молодой человек. | Не имеет приличного образования, по этой причине отличается примитивностью мышления. В погоне за общественным признанием и карьерой проявляет себя как услужливый и скрытный персонаж. |
Взаимоотношения с окружающими | В любви Чацкий в первую очередь задумывается о собственных чувствах, не беря во внимание интересы и цели Софьи. Страстно влюблен в главную героиню, однако к концу произведения полностью разочаровывается в своей избраннице. Молчалина открыто презирает, высмеивает его личность напоказ. | Молчалин не испытывает искреннего чувства любви к Софье, внутренне противится ее. Ухаживает за главной героиней только лишь с целью получения собственной выгоды, на самом деле влюблен в горничную. Разрыв с Софьей переживает абсолютно спокойно и безболезненно. |
Отношение автора | А. С. Грибоедов вложил в Чацкого собирательный образ дворянина того времени, относится к нему с уважением за его жизненные принципы и представления о чести и морали. | Подвергается скрытому высмеиванию со стороны автора, да и был введен в текст как противовес «века нынешнего», в качестве сторонника фамусовского общества. |
Еще статьи по пьесе "Горе от ума":
- Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
- Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
- Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
- Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
- Черты классицизма в произведении «Горе от ума»
- Пьеса Грибоедова «Горе от ума»: комедия или драма?
- Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Основной конфликт комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
- Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
- Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
- Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Развернутая характеристика Чацкого и Молчалина
Чтобы провести качественный анализ характеров Чацкого и Молчалина, тезисных перечислений их черт характера будет недостаточно. Это две ключевые личности в произведении, вокруг которых разворачиваются основная тема и конфликт в тексте.
Этих двух персонажей можно смело назвать антиподами — найти что-то общее в их происхождении, мировоззрении или в отношениях с окружающими не представляется возможным. Александр Андреевич Чацкий — знатный дворянин и обеспеченный помещик, является офицером в отставке. А вот Алексей Степанович Молчалин, в свою очередь, занимает менее уважаемое положение в обществе, является обычным мещанином, который намеренно строит карьеру чиновника и уже получил от Фамусова чин коллежского асессора.
Являясь представителями одного возраста, достигать своих целей герои привыкли совершенно разными путями: Молчалин вовсе не брезгует чинопочитанием, лестью, услужливостью и подхалимством, чем напоминает Подхалюзина из пьесы Островского, в то время как его антипод открыто презирает подобные методы:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Собственно говоря, именно это противоречие в чертах характера героев и служит дальнейшим развитием событий в комедии. Весь конфликт произведения строится на веке минувшем и веке нынешнем, представителями которых являются анализируемые два молодых человека.
Образованность и культура Александра Андреевича позволяет ему открыто выражать свои мысли и остроумно шутить на двух языках, его речь грамотна и понятна, в то время как Молчалин, с его весьма говорящей фамилией, вынужден отмалчиваться из-за отсутствия признаков образованности и выдающихся интеллектуальных способностей, а в качестве главного оружия использовать очевидные, но приятные фразы в адрес тех, кто способен помочь ему в продвижении по службе.
- Жаль, очень жаль, он малый с головой… (о Чацком)
- Молчалин прежде был так глуп!.. (о Молчалине)
- Конечно, нет в нем этого ума (о Молчалине)
Сопоставительная характеристика этих двух персонажей не ограничивается одним лишь социальным конфликтом. Одной из главных тем в произведении Грибоедова является тема любви, в центре которой находится дочь Фамусова — Софья. Являясь типичной представительницей своего общества, внимание девушка благосклонна дарить молчаливому и услужливому Молчалину, принимая его чувства за чистую монету. Алексей Степанович, в свою очередь, не испытывает никаких теплых эмоций к дочери Фамусова, а лишь использует ее в целях своего продвижения по карьерной лестнице.
Чацкий же, напротив, зная Софью с малых лет, расположен к ней очень благосклонно и какое-то время рассчитывает получить от нее взаимность. Однако в этом и заключается трагизм образа Чацкого — будучи представителем века нынешнего, он не получает общественного признания и понимания, является чужим в реалиях того времени и разочаровывается в своей возлюбленной.
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина позволяет сказать, в чем заключается настоящий конфликт эпох. Неспособность принять адекватные изменения в жизни и уставе государства — отличительная черта безнравственного и бездуховного общества.
Идеалом минувшего века является услужливый Александр Степанович, в то время как инакомыслящий Чацкий по итогу полностью отвергается обществом.
На уроках литературы учителю важно направить юных читателей к осознанию уклада общества прошлых веков, помочь найти различия с современным миром и вместе составить план анализа произведения. Только лишь полное понимание содержания комедии позволит ученикам правильно провести сравнительный анализ двух центральных образов.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!