Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
Отрицательными персонажами драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» являются Дикой и Кабаниха. Сравнительная характеристика в таблице позволит найти сходства и различия героев-тиранов, ценителей патриархального общества. Сопоставительный анализ представителей "темного царства» может встретиться в сочинении на ЕГЭ по литературе.
Оглавление:
Суть произведения
Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.
С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.
Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.
Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.
Необразованность и ханжество людей, которые не готовы принять новые правила общества, сильно влияют на контраст пьесы. Светлые и искренние люди не способны мириться с обстановкой, поэтому Катерина совершает отчаянный поступок.
Характеристика Савла Прокофьевича
Один из основных персонажей — Дикой. Он купец, любит запугивать и унижать людей. Этот герой является отражением безнравственности и необразованности, а также представителем старого поколения. К его словам прислушиваются в обществе из страха. Дикой принадлежит к «темному царству». Характеристика его показывает, что он очень богат, уважаем и влиятелен. Это все позволяет герою самодурствовать. Однако его невежество и жестокость сильно действуют на окружающих.
О том, каков его портретный образ, в произведении не указывается. Но он колоритно отличается на общем фоне персонажей даже своей говорящей фамилией. В герое чувствуется некая дикость, как и во всем городе, в котором главенствуют пьянство, споры и ругательства.
Образ его представлен Островским исключительно в негативном ключе, нет ни одного момента в пьесе, где персонаж сделал бы что-то хорошее. Дикого воспринимают в городе как главного, потому что он богат, а люди старой веры привыкли прислуживать людям выше по статусу. Герой постоянно влияет на всех вокруг исключительно запугиванием, своей желчностью и ругательствами.
Дикой считает себя лучше окружающих, о чем говорят его поступки: грубость по отношению к городничему, воровство, угрозы Кулигину. Савел Прокофьевич — образ старого поколения, имеющий яркие отличительные черты:
- Герой имеет ужасный характер и сильно пугает свою жену.
- Типичный самодур. Считает себя главным в Калинове и нагло вмешивается в жизнь людей. Дикой думает, что любой его поступок останется безнаказанным. Знает, что делает плохие вещи, но это его не тревожит, меняться не собирается.
- В разговоре постоянно грубит и хамит. Его речевая особенность — все слова ругательские.
- Отсутствие образования. Ненавидит книги и отказывается их даже в руки брать. Думает, что глупым человека делает именно наука и образование.
- Жадный. Если к нему попадают деньги, он их никогда не вернет, одалживать тоже ненавидит.
- Эгоистичность. Бабка Бориса завещала ему наследство, а Дикой пытается получить выгоду с племянника, при этом унижая и оскорбляя его.
Герой представляет собой символ алчности и никчемности, считая себя при этом центром всего мира. Однако за его жестокими поступками скрывается обычный трусливый человек. Проявляется это в том, что он боится грозы, как кары небесной.
Полезные статьи по пьесе "Гроза":
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Краткое содержание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
Образ Марфы Игнатьевны
Кабаниха — яркий и центральный образ пьесы. Она ханжа, любит власть, грубость и бесконечно терроризирует своих домочадцев. Кабаниха — самодур русской жизни, она уверена, что мир строится на тирании и страхе. Это патриархальное купечество, которое погрязло в невежественном отношении, где мужчина бьет свою жену, а хозяева — подчиненного.
Кабаниха учит сына жизни, даже при том, что Тихон уже взрослый человек и может самостоятельно позаботиться о своей жизни. Мать позиционирует себя как гордая и властная женщина, способная принять решение за любого человека. Она постоянно срывается на сыне, манипулирует им. Кабаниха считает, что в этом вся суть материнской любви, единственный способ приучить сына к действительности мира.
Марфа - жестокая женщина, пытающаяся добиться полного подчинения от всех. Варвара, ее дочь, нашла свою позицию в этом странном семейном кругу. Она уже привыкла притворяться и лгать, чтобы спокойно жить в обществе властолюбивой матери. А Катерина постоянно пытается противостоять свекрови.
Марфа Кабанова - приземленный персонаж, которому ближе практичность. А стихии ее не пугают, ей только не нравится мокнуть под дождем из-за грозы. Образ героини очень яркий:
- Состоятельность. У Кабанихи твердый и непоколебимый характер благодаря статусу в обществе.
- Консервативность. Живет прошлым и отказывается двигаться вперед. Даже когда видит изменения в мире, не собирается подстраиваться под них. Считает, что молодежь не может быть умной, потому что не прожили много лет.
- Подчинение детей. Она считает, что ребенок должен кланяться родителям, а муж обязан ставить свою жену на место.
- Играет на публику. Выходит в общество и делает вид, что она добропорядочная и благородная женщина. Но на то есть корыстные цели - создать образ доброго человека.
А. Н. Островский изобразил невероятный облик негативного персонажа. Кабаниха желает добиться сохранения старого уклада жизни, который разрушается буквально на глазах. Однако ничего у героини не выходит, и в итоге страдают лишь ее родные.
Сопоставление Дикого и Кабанихи
Сравнение этих персонажей показало, что они оба являются представителями старого уклада общества. Герои похожи своей деспотичностью, властностью и жестокостью. Представленная таблица с цитатами поспособствует понять, есть ли у этих персонажей отличия, или же они абсолютно одинаковы.
Дикой | Кабаниха | |
Семья | Ненавидит ее и особенно любит издеваться над своим племянником Борисом, который прислуживает дяде ради наследства бабушки. | Детей старается держать в страхе. К невестке относится с презрением, поэтому постоянно унижает. |
Отношение к людям | Жители города для него червяки, которых хочется раздавить. Этот персонаж не скрывает своей неприязни, открыто демонстрирует отношение к людям: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Дикой чувствует вседозволенность и уверенность, что противостояния собственному мнению не встретит. | Хороший человек на людях. Дает деньги нищим, посещает церковь, общается с жителями. Заботится о своем высоком статусе правильной и набожной женщины. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. Она надевает маску добродетельности, в то время как сама ничего не чувствует и эмоции не выражает. Главными принципами ее жизни давно стали власть, сила, порядок и чин. Чужие интересы Кабаниха на самом деле не воспринимает всерьез. Она только притворяется, раздает советы, учит жизни других людей, повышает свой статус и поддерживает старинные обычаи. |
Отношение к деньгам | Все, что попадает в карман Дикого, остается там. Даже крестьянам он не оплачивает труд. А своего племянника герой постоянно обманывает и заставляет выполнять множество поручений, зная, что у Бориса нет выбора, кроме как подчиниться. | Кабаниху привлекают материальные ценности, а также статус человека в обществе. |
Анализ показал, что не признают честь и достоинство Дикой и Кабаниха. А цитатная характеристика говорит о том, что каждый из них привык быть в центре внимания, властвовать над другими людьми и не только в семье, а распространять свое влияние на весь город. Поступки героев деспотичны и остаются безнаказанными, потому что все испытают страх перед ними.
Расчетливая холодность Марфы Игнатьевны очень страшна, по сравнению с грубым поведением Дикого. Кабанова всегда считает себя правой и чужого мнения не слушает. Она очень умна и рассудительна. Жизнь ее была нелегка, и теперь она считает, что имеет полное право учить других. Даже ее фальшивая доброта не может скрыть злостность и бесчеловечность. Она давно привыкла командовать и властвовать, особенно в семейном кругу. Кабаниха не проявляет ни капли материнской любви и заботы, что делает ее еще более сильным антигероем повествования.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!