Характер Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»
Благодаря нетипичному образу главной героини особое место в творчестве А. Н. Островского занимает пьеса «Гроза». Характер Катерины показывает, что она единственный светлый персонаж города Калинова, который Добролюбов метко назвал «темным царством». Для нее превыше всего чувство долга и собственного достоинства, также очень остро развита потребность в гармонии с внутренним миром. Сочинение на тему «Характер Катерины в пьесе „Гроза“» может встретиться на ЕГЭ.
Оглавление:
Детство героини
Из откровений Екатерины читатель узнает подробности ее жизни в ранние годы. Девушка воспитывалась в деревне в купеческой семье. Образования она не получила, а знания черпала в основном от странниц и богомолок, которые постоянно бывали в их доме. Любящие родители ни в чем не ограничивали дочь, и жизнь ее была легкой и безоблачной. Это доказывает цитата из произведения: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Если говорить кратко, то именно детство является истоком, где сформировались ее тяга к существованию и стремление к свободе, основные черты характера. Катерина всегда была мечтательной и даже наивной, лгать она совершенно не умела, поскольку в этом не было необходимости — атмосфера в родительском доме была искренней и доброжелательной.
Под влиянием спокойного течения жизни у героини развились такие особенности характера:
- болезненная впечатлительность;
- наивность;
- экзальтированность;
- романтическое отношение ко всему в жизни.
Однако о том, что мечтательная девочка с детства проявляла сильный характер, решительность и протестовала против несправедливости, говорит тот факт, когда Катерина, будучи еще ребенком, убежала ночью из дома на Волгу, обидевшись на незаслуженный упрек родителей.
Семья Кабановых
После замужества жизнь Катерины коренным образом меняется. Из возвышенного и романтического мира, в котором она любила все и всех вокруг, героиня попадает в дом Кабанихи, полный обмана, ханжества и жестокости. Замуж Катерина выходила без любви, но даже не в этом проявлялась сложность существования в доме супруга.
При всей своей возвышенности, утонченности и незаурядности, героиня оставалась несколько ограниченной (в этом был ее минус), и ей было по большому счету неважно, за кого выходить замуж. Катерина действительно старается испытать хоть какие-то чувства к Тихону, руководствуясь внешней покорностью и чувством внутреннего долга: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».
Душную, тяжелую атмосферу в доме создает свекровь девушки, Марфа Игнатьевна Кабанова, которую автор окрестил Кабанихой. Поистине свирепый нрав купчихи оправдывает ее прозвище. Женщина пользуется беспрекословным авторитетом в своем доме и городе. Однако держится он на страхе окружающих перед жестокой старухой. В Катерине Кабаниха чувствует пока еще только внутреннее сопротивление домостроевским устоям Калинова, так тщательно охраняемым старым поколением. Поэтому невестка становится мишенью для бесконечных оскорблений и унижений со стороны свекрови. В доме Кабановых жизнь протекает по следующим принципам:
- полное подчинение старшим;
- отсутствие духовного начала;
- лицемерие и притворство;
- показная религиозность;
- отказ от собственного мнения.
Свободолюбивая Катерина в таких условиях теряет интерес к жизни и желание радоваться и восхищаться природой. Даже посещение церкви уже не приносит ей былой восторженности. Девушку все чаще посещают грустные мысли. О том, как тяжело ей приходится существовать в доме мужа можно судить по ее высказываниям:
- «Я у вас завяла совсем».
- «Да здесь все будто из-под неволи».
- «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! <…> И теперь иногда снится, да редко, да и не то».
- «Никогда не быть мне свободной».
Контраст между безоблачной жизнью Катерины до замужества и тяжелой, гнетущей атмосферой дома Кабановых доводит ее до состояния, напоминающее самую настоящую грозу, назревающую в душе женщины. Ее личность не способна смириться с деспотизмом и самодурством.
Полезные статьи по пьесе "Гроза":
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
Запретная любовь
Ключевым фактором развития сюжета являются отношения Катерины с Борисом, племянником Дикого. В любви героиня вновь проявляет все те же характерные для нее черты — чувственность, романтичность и бесстрашие. В ответ на уверения трусливого Бориса о том, что никто не узнает об их встрече, Катерина возражает: «Э, что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?».
И действительно, в пылу чувств единственное, чего боится безрассудно влюбленная девушка — это лишиться встреч со своим избранным, а также новых для нее эмоций. Она готова в одиночку бросить вызов обществу и обывательской морали.
Борис, который хоть и отличался от остальных обитателей Калинова в первую очередь своей образованностью и пониманием необходимости перемен, оказался типичным представителем патриархального купечества. Даже в любви он был нерешительным, трусливым и корыстным, поддавшись нормам жизни в Калинове, в основе которых — ложь: «Никто не узнает про нашу любовь…».
Наследство для него представляет большую ценность, чем отношения с возлюбленной. Он предает ее, уезжая в Сибирь. На фоне подобного отношения Бориса впечатляющая сила характера главной героини и ее умение любить без оглядки на мнение окружающих становятся еще более очевидными. В отличие от ее возлюбленного, который оказался мелочным и трусливым и, скорее всего, в принципе был не способен на сильные чувства, имеет смелость брать на себя ответственность и нести наказание за содеянное Катерина. Вот почему ее можно считать трагической героиней.
Религиозность женского персонажа
Важной и во многом определяющей события пьесы чертой характера девушки является ее набожность. Она с детства любила ходить с матерью в церковь, которая представлялась ей дворцом с живущими там ангелами. Религия вызывает в героине благоговение и высокие чувства: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».
Автор показывает, каково значение религии для Катерины, чтобы читатель понял, как тяжело даются героине ее грехи — измена мужу и самоубийство. В первый раз Катерина нарушает заповедь, подчинившись искушению. Полюбив Бориса, героиня борется с противоречивостью чувств, поскольку ее вера — это не ханжество и притворство, как у Кабанихи.
Для набожной девушки даже мысль о другом мужчине равносильна трагическому происшествию, и, не выдержав внутренних терзаний, она пытается хотя бы частично искупить свою вину через покаяние. Понимала, что совершает грех, Катерина. Вот почему боялась грозы, она думала, что это гнев Божий. Однако девушка пожертвовала чистотой своей совести ради свободы и любви.
Самоубийство же стало единственным выходом из ситуации: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не хорошо». Преследуемая чувством вины и ощущением собственной греховности, Катерина добровольно уходит из жизни. Ее монолог в очередной раз раскрывает ее характер. Можно сказать, что Катерина стала жертвой своей религиозности и чистоты. В этом заключается ее трагедийность.
Пятое действие «Грозы» составляет апофеозу характера героини, настолько настоящего, глубокого и такого близкого к народному сердцу.
Катерина — часть общества
Но даже при своем противостоянии с патриархальному социуму, девушка имеет непосредственное отношение к нему. Ей приходится в нем жить. Доказательство тому:
- рассказы о родительском доме, который представляет собой идеальный вариант домостроевских отношений;
- певучесть и идиоматичность речи героини;
- непоколебимая искренняя вера в бога;
- внутренняя потребность следовать традициям и нормам морали.
Все это говорит о принадлежности Катерины к первозданному патриархальному обществу. Героиня представляет собой его лучшие качества, еще не искаженные и не испорченные невежеством купцов-самодуров.
Катерина — героиня, в образе которой проявились самые главные черты русского характера — решительного и непримиримость. Также его отличают своеобразность и целостность, когда в душе героев нет ничего чужеродного, все светлые качества идут изнутри.
Таким образом, Катерина, которая, на первый взгляд, может показаться слабой и беззащитной, является обладательницей самого сильного характера среди всех персонажей пьесы. Она определенно крепче, чем Кабаниха и Дикой, которые держат в страхе окружающих. В глубине души они панически боятся перемен и разрушения существующего уклада жизни, и в этом заключается их слабость.
Также бесхарактерность и бессилие показывают как муж, так и возлюбленный Катерины — ни один из них не смог постоять за девушку и защитить ее от нападок Кабанихи. Даже более прогрессивная прослойка общества Калинова в лице Варвары и Кудряша проявляет слабость, предпочитая притворяться и изображать почтение к «сильным мира сего», испытывая при этом противоположные чувства. Их трагичность характеров заключалась в том, что они были «изуродованы» давлением темной силы, господствующей в Калинове.
Пьеса «Гроза» вызвала ожесточенные споры среди критиков XIX века. Ее можно считать и социально-бытовой драмой и полноценной трагедией. Образ главной героини остается загадочным и неоднозначным — согрешив, Катерина осталась невинной. Ее трудно осуждать и невозможно попрекать в слабохарактерности. И для читательской аудитории героиня — воплощение чистой и светлой души, плюсом которой была способность бороться с несправедливостью, хамством и приспособленчеством, встречающиеся во все времена.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!