Черты классицизма в произведении «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» прославила А. С Грибоедова на всю Россию. В своём произведении он применил новаторские литературные приёмы и смешал сразу несколько художественных стилей. Читатель может найти элементы романтизма, реализма и основные черты классицизма. В «Горе от ума» соединены все лучшие литературные тенденции XX века.
Оглавление:
Основные черты классицизма
Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.
Классической чертой стиля является культ разума. В основе этого принципа лежит философское учение Декарта — рационализм. Поэтому в произведениях часто звучит идея французских революционеров «свобода, равенство, братство». Образованность и общественные ценности авторы ставят превыше старых феодальных порядков и монархических традиций.
Основные принципы классицизма представлены в таблице:
Характеристика | Основные черты |
---|---|
Главная ценность | Человеческий разум |
Взаимоотношение личности и государства | Гражданский и патриотический пафос |
Характеры героев | Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания. |
Основные жанры | Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея |
Композиция | Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей. |
Для классицизма характерна строгая композиция и единство трёх измерений. Большое значение придаётся жанру произведения. Существует строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры.
К первой группе относятся:
- трагедия;
- эпопея;
- ода.
К «низким» жанрам относят комедию, сатиру и басню. Все герои делятся на положительных и отрицательных. Эволюции их характеров не наблюдается. Особенности персонажей подчёркиваются при помощи «говорящих» фамилий.
Художественный стиль комедии Грибоедова
К ярчайшим представителям художественного стиля можно отнести Ломоносова, Державина, Фонвизина. Черты классицизма в комедии «Горе от ума» соединены с элементами других литературных стилей.
Композиция произведения
Классицистические произведения всегда имеют строгое композиционное строение. Они состоят из 3 или 5 актов. Комедия Грибоедова включает в себя 4 части. В остальном автор придерживается традиционной для стиля структуры:
- соизмеримость размера глав;
- последовательное изложение событий;
- ясный стиль описания.
Писатель частично использует принцип единства времени, места и действия. Сюжет разворачивается только в доме Фамусова в течение суток. Но правило единства действия Грибоедов нарушает. В произведении наблюдается сразу 3 сюжетные линии:
- социально-политический конфликт;
- любовный треугольник между персонажами;
- противостояние ценностей разных поколений.
Невозможно однозначно определить, к какому жанру относится произведение. «Горе от ума» принято называть комедией, хотя автор добавил множество элементов характе́рных для драмы.
Характеры персонажей
Главный герой произведения полностью соответствует принципам классицизма. Литературные критики называли Александра Андреевича Чацкого необычным резонером и предшественником «нового человека». Он обладает выдающимися умственными способностями, благородностью и искренностью. Эти качества помогают герою адекватно оценивать «загнивающую» культуру московского дворянства и политическую обстановку в стране. Свою точку зрения он безуспешно пытается доказать другим персонажам. Для Чацкого вопросы чести и гордости всегда первичны. Разум преобладает над эмоциональной составляющей.
А. С. Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями:
- Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
- Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
- Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
- Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.
Признаки классицизма в «Горе от ума» при описании характеров остальных персонажей проявляются не в полной мере. К примеру, Фамусова нельзя однозначно отнести к отрицательным героям. Несмотря на консервативные взгляды, он является примерным мужем и отцом. Софья не отличается незаурядными умственными способностями, но не желает зла окружающим.
Еще статьи по пьесе "Горе от ума":
- Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
- Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
- Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
- Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
- Сочинение на тему «Чацкий — борец или жертва»
- Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
- Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Основной конфликт комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
- Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
- Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
- Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Социально-политический конфликт
В произведениях классицистов разум и рационализм всегда побеждает невежество. Чацкий действительно выглядит умнее и благороднее других героев. Автору удаётся высмеять лицемерное дворянское общество. Но финал комедии «Горе от ума» нетипичен для классицизма. Торжества разума в конце произведения не наблюдается. Разочарованный в Софье и всём светском обществе, Чацкий спешно покидает столицу.
Некоторые литературные критики полагают, что в своём произведении Грибоедов сделал лишь пародию на классицизм. В комедии наблюдаются характе́рные черты романтизма и реализма, поэтому пьесу нельзя отнести к одному направлению в литературе. «Горе от ума» является образцом мастерского смешения разных художественных стилей.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!