Образ Тихона в пьесе Островского «Гроза»
А.Н. Островский в своих произведениях поднимает множество социальных вопросов, стоящих перед обществом. Это проблемы патриархальных устоев в купеческой среде, власти, человеческого самоопределения и любви. Образ Тихона в «Грозе» дает читателю возможность увидеть последствия деспотического воспитания в семье, то, как властный характер матери и общество превратили его в жалкого и забитого раба жизненных обстоятельств.
Оглавление:
Добролюбов о муже Катерины
Добролюбов еще в статье «Темное царство» раскрыл всю опасность тяжелого домашнего произвола и нравственного растления. Особенно ему неприятны слабые, безвольные люди, смирившиеся с грубыми обстоятельствами. По его словам, с самодурством можно было справиться, если бы за это взялись честные люди. Но только вся беда в том, что под его влиянием «самые честные люди мельчают и истомляются в рабской бездеятельности».
Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» отдельно критиком не выделена, но его образ отчетливо вырисовывается в связи с анализом характеров других персонажей. Катерина согласилась выйти замуж за Тихона потому, что на тот момент никого не любила, и ей было все равно. Особых оснований для сопротивления не было: охоты для замужества не испытывала и отвращения тоже. Она пробовала «сроднить с ним свою душу», полюбить его, но между их взаимоотношениями встала мать, которая всячески противилась этому.
В сцене перед отъездом Тихона молодая женщина хочет «сделать себе милым своего мужа». Зритель видит, что Катя хочет проводить его по-настоящему. Тихон еще может сохранить любовь Катерины, но Кабаниха начинает вести серию очередных истязаний, которые отталкивают первое чувство молодой невестки. Тихон ведет себя бесхарактерно и пошловато, не смеет ничего сказать в ответ на нападки матери. Он представляет собой жалкого типа, который, казалось бы, вреда никому не приносит.
Но по мнению Добролюбова, он столь же вреден для общества, как и самодуры, потому что прислуживает им. Сам по себе Тихон любит жену и даже готов многое для нее сделать, но воспитание и гнет так его изуродовали, что в нем нормального человеческого «чувства развиться не может». Он все время идет против себя, являясь «покорным орудием матери».
Характеристика Тихона
По сценарию пьесы, Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев, сын Марфы Игнатьевны Кабановой (окружающие ее чаще называют Кабанихой) и муж Катерины. Но ни в том, ни в другом качестве он себя по-настоящему не проявил. Тихон вобрал в себя все черты инфантильного человека. Образ его представлен зрителю через отношение к матери и жене.
Он слишком слабохарактерен, чтобы иметь свое мнение, поэтому не вызывает даже простой человеческой жалости:
- Он боится слово сказать поперек матери, которая домашних заела поедом.
- И хотя он говорит Катерине, чтобы она не обращала внимания на ее слова, защитить жену от деспотичной свекрови не может.
Сам он к такой жизни привык, и его все устраивает. Когда становится вовсе невмоготу от попреков матушки, он уезжает в город (как бы по делам, ему все равно, куда уехать) и предается увеселениям свободной жизни. Его, похоже, даже не волнует измена жены, там больше мамаша старается обвинить во всех грехах молодую невестку. Тихон «и простил бы, но маменька…».
Муж Катерины не может защитить честь жены и семейное счастье. Он, как бы оправдываясь перед Кулигиным, хочет обвинить во всем свою мать, а сам себя виноватым не считает. Ситуация меняется, когда Катерина убивает себя. Тогда в мужчине просыпается протест против старых купеческих устоев, против насилия над человеческой личностью. Он выразился в словах: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Обращаясь к матери с обвинениями («Вы ее погубили! Вы!), он и здесь переполнен жалостью к самому себе.
И если у слабой женщины хватило решительности и душевных сил на такой шаг, то Тихон никогда не осмелится на это и продолжит влачить свое жалкое существование. Но как утверждает Добролюбов, ругать этих людей особо не следует, так как надо изменить почву, на которой они произросли. И на самом деле, трудно быть независимым, если человек ждет наследство от богатого родственника или полностью зависим от него.
Урок по пьесе Островского
Не предусмотрено отдельного урока по образу Тихона в пьесе «Гроза». Кратко побеседовать по этой теме можно на занятии по молодым героям произведения. На предыдущем уроке учащиеся получают следующие домашние задания:
- Составить описание жизни Катерины, Варвары, Кулигина, Тихона, Бориса по тексту.
- По образу Кабанова составить краткий цитатный план, каждую черту характера подтвердив соответствующей цитатой из произведения. Обратить внимание на его речевую характеристику.
Урок можно назвать строчкой поэта Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя».
Вначале дети пишут мини-сочинение по одному из героев. Потом кратко проводится беседа по цитатному плану. Задаются вопросы: какая цитата больше всего соответствует такой черте характера, как безволие и отсутствие собственного мнения? («…Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..»); как реагирует сын в ответ на оскорбления его жены? Как может закончиться жизнь мужа Катерины?
Полезные статьи по пьесе "Гроза":
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
- Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
- Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
- Образ затерянного города в драме Островского «Гроза»
- Анализ душевной драмы Катерины в пьесе Островского «Гроза»
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!