Интегрированное обучение: что это, почему это важно, принципы, модели и формы образования
Содержание
В современном мире масса интересных образовательных трендов, о которых мы рассказывали в статье «11 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?». Но особняком уже долгие годы стоит методика интегрированного обучения, которая направлена на помощь в образовательном процессе людям, которые не могут чувствовать себя полноценными членами общества в силу тех или иных причин.
Сегодня мы с вами поговорим подробно об интегрированном обучении, рассматривая такие вопросы:
- Что означает интегрированное обучение и для кого оно необходимо?
- Какие цели и задачи оно ставит перед собой?
- Какие существуют методики и этапы интегрированного обучения?
- Что необходимо знать об особенностях такого типа обучения в России?
Что такое интегрированное обучение?
Термин интеграции крайне зависим от контекста, в котором он употребляется. В общем смысле интеграция – процесс объединения чего-либо. Что же касается образования, то данный термин применяется в случаях инклюзии. Отсюда рождается логичный вопрос, а что такое инклюзия?
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Часто интегрированное образование называют ещё инклюзивным, а по своей сути – это специально подобранная модель образовательного процесса, по которой строится программа с соблюдением особенностей каждого ребёнка, при этом обучаясь вместе с другими детьми, а не в отрыве от них.
Немного истории
В не таком далёком 1994 году в Испании прошла Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В рамках данного съезда была принята Саламанкская декларация, которая и стала базисом для концепции интегрированного обучения. Основные её положения звучали так:
- Все дети без исключения имеют право на базовое образование.
- Каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами, а также разным уровнем физических и интеллектуальных способностей.
- Особенности каждого ребёнка необходимо учитывать при создании образовательных программ.
- Все общеобразовательные заведения должны формировать окружающую среду, позволяющую всем детям комфортно обучаться, в том числе и детям с инклюзией.
Каждый ребёнок особенный, главное найти к каждому подход
Это интересно!
Образовательные тенденции дошли до той стадии, что подростки с инклюзией могут обучаться в вузе, благодаря развитию интегрированного и интегрального обучения. Скажем спасибо за это развитию Agile и Scrum-методолгий в наших высших учебных заведениях.
Цели и задачи интегрированного обучения
Инклюзивный подход в обучении позволяет создавать такие цели и задачи, которые не только учат подростка, но и помогают ему социализироваться, а также обмениваться своими знаниями и опытом со сверстинками.
Основной целью интегрированного обучения считается помощь ребёнку с особенностями (ни в коем случае нельзя считать это отклонениями) научиться спокойно контактировать с другими детьми, а также получить, как минимум, базовые навыки необходимые для успешной жизни.
Что же второй части нашего подазаголовка, то, как правило, при формировании обучающих программ ставят такие задачи:
- Создать особые условия для детей.
- Помочь детям с особенностями освоить школьную программу, не отклоняясь далеко от стандартов программы.
- По возможности уменьшить функциональные нарушения у детей.
- Создать атмосферу принятия и взаимпомощи.
- Помочь наладить диалог между подростками, научив коммуницировать.
- Оказывать всестороннюю поддержку в вопросах образования и социализации.
- Оказывать при необходимости психологическую поддержку.
- Помогать с формированием позитивного отношения к себе и к жизни в целом.
Для кого актуальные методы интегрированного обучения?
Инклюзивный подход в обучении, как можно догадаться, вышел из коррекционного подхода к обучению детей с особенностями. И на первый взгляд, кажется, что такой подход совершенен и будет актуален абсолютно для каждого особенного ребёнка с инклюзией. К сожалению, всё несколько сложнее.
Педагоги настоятельно рекомендуют перед переходом на интегрированное обучение показать ребёнка специалисту по работе с особенными детьми. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
К внешним условиям относятся:
- Если функциональные нарушения удалость диагностировать на самых ранних этапах жизнедеятельности.
- Родители или опекуны всерьёз настроены помогать ребёнку в процессе обучения.
- Есть возможность обеспечить ребёнка квалифицированной коррекционной работой.
- Созданы условия и среда для инклюзивного обучения.
Заботиться об особенных детях сложно
А к внутренним условиям относятся:
- Степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми.
- Умственные способности ребёнка позволяют ему осваивать школьную программу в полном объёме.
- Психологический уровень ребёнка позволяет ему посещать школу.
Это очень важно!
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Принципы интегрированного обучения
Как и любой современный образовательный подход, интегрированное обучение требует существенной переработки и модернизации нынешней школьной системы, а именно:
- Привлекать молодых специалистов, которые смогут помочь адаптироваться педагогам «старой закалки».
- Использовать инновационные педагогические решения, быть всегда начеку и следить за всеми образовательными трендами.
- Адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в инклюзивном классе.
- Уделять больше внимание развитию творческих, познавательных и коммуникативных дисциплин.
- Сделать родителей частью образовательного процесса.
Инклюзивное обучение имеет ряд своих принципов и особенностей, которые необходимо учитывать:
- Развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка.
- Создаёт условия для тесной коммуникации между родителями, учениками и учителями.
- Развивает и обучает толерантной культуре не только в особенных детях, но и в обычных, которые обучаются вместе с ними.
- Создаёт такую атмосферу, что каждый ребёнок вне зависимости от своих особенностей чувствует себя ценным, важным и нужным, способным справиться с любой задачей.
Трудно переоценить важность работы коррекционных педагогов
Формы интегрированного обучения
Что касается организационных особенностей обучения, то всего существует четыре формы интегрированного обучения:
- Посещение обычного класса общеобразовательной школы.
- Посещение специального или коррекционного класса общеобразовательной школы.
- Учеба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную школу.
- Полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
Особенности интегрированного обучения в России
Современные тенденции привели к разделению интегрированного обучения в Росии на три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями развития: дифференцированный, интегрированный и инклюзивный. Причем интегрированный и инклюзивный подход у нас носит принципиально разные смыслы.
- Дифференцированных подход направлен на обучение детей с серьёзными задержками в умственном развитии, а также с тяжёлыми нарушениями слуха, зрения, речи или опорно-двигательного аппарата. Обучение таких детей проходит в специальных коррекционных школах.
- Интегрированный подход подразумевает под собой возможность обучения детей в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А преподаватели никак не мешают взаимодействовию подростков с разных классов. Также присутствует возможность из специального класса попасть в обычный, но для этого необходимо доказать, что коммуникативные и умственные способности позволяют это сделать.
- Инклюзивный подход даёт возможность детям с особенностями учиться в одном классе вместе с обычными детьми. Для этого привлекаются опытные специалисты с навыками работы с детьми с инклюзией.
На западе не принято делить инклюзивный и интегрированный подход на два, там чаще всего он выступает единым вариантом.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Постараемся подвести итог всему вышесказанному, резюмируя все преимущества и недостатки данного метода обучения особенных детей.
Достоинства интегрированного обучения:
- Развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Благородное дело: помощь особенным детям успешно влиться в общество.
- Возможность не замыкаться в своих проблемах со своими тараканами.
- Развитие эмпатии и умения помогать другим людям.
- Формирование толерантной культуры у конкретных личностей, что ведёт к формированию толерантного общества.
Недостатки интегрированного обучения:
- Риск травли со стороны обычных учеников.
- Сложно подготовить специалистов такого профиля.
- Необходимость перестраивать всю образовательную программу.
- Необходимость уделять внимания ребёнку с особенностями много времени и внимания, что не всегда возможно для учителя.
- Из-за недостатка внимания могут страдать остальные учащиеся.
Хочется отметить, что спрос на коррекционных педагогов растёт, общество становится всё более толерантным к особенным детям, и если у вас есть желание помочь им, то поступайте в педагогические вузы и колледжы на коррекционные специальности. Спрос на грамотных специалистов будет расти и дальше, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации и возможность заработать хорошие деньги.
А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!