Методы Agile и Scrum в образовании: что это и как работает?
Содержание
Если вы хотя бы чуть-чуть следите за миром информационных технологий, то слово Agile должны были, как минимум, слышать. В последние годы про Agile-технологии частенько упоминает Герман Греф – председатель правления «Сбербанка России». Данные технологические новшества постепенно внедряются не только в бизнесе, но и переходят в сферу образования. Вузы всё активнее внедряют в свою образовательную программу эджайл методологии и скрам-подходы.
Сегодня мы поговорим и про Agile, и про Scrum, а также постараемся наглядно показать их отличия от традиционных методик образования. И в качестве примера рассмотрим как их в 2021 году применяют, и какой результат они приносят.
Что такое Agile и Scrum?
Не все знают, что понятия Scrum и Agile пришли к нам из IT-сектора, поэтому перед тем как объяснять их применение в образовании, хотелось бы рассказать об истоках этих терминов.
Это важно!
Перед переходом к терминологии, хочется пояснить, что разработка инновационных и уникальных продуктов отличается от стандартного процесса производства. Чаще всего нет четкого плана, бюджет может кончиться в любой момент, куча неопределенности, сложности на всех этапах.
Чтобы со всем этим справляться была разработана эджайл-методология.
Agile – стиль мышления
В узком понимании Agile – это собирательное слово для большого количества «гибких» подходов, которые применяются при создании и разработке продуктов программного обеспечения. В более широком, Agile – определенный склад мышления и особенности, которыми характеризуются все эти подходы. И если обращаться к более широкому подходу, то можно прийти к идее, что Agile можно реализовать не только в IT-сфере.
Agile-мышление опирается на 4 важных столпа, которые также называют ценностями:
- Люди и их контакт гораздо важнее, чем процессы.
- Главная цель – продукт, а не регламенты и документация.
- Тесное взаимодействие с заказчиком, а не постоянные согласования тех или иных аспектов.
- Эксперименты, риски и изменения в правилах приветствуются, от плана можно и нужно отходить.
Подробнее о столпах Agile, а также о принципах методологии для разработки IT-продукта можно почитать в Agile-манифесте (Да, он реален).
Минутка истории!
Создатели данной методологии взяли подход не кого-то там, а самого Галилео Галилея! И айтишники и основатель экспериментальной физики постоянно повторяют один и тот же эксперимент с незначительным изменением исходных переменных и постоянно уточняют результат.
Scrum, как подход к технологии Agile
Scrum принято считать за фреймворк, каркас, основу, структуру Agile-подхода. Его разработкой занимался бывший военный летчик Джефф Сазерленд и, что самое забавное, изначально методика была далека от принципов «гибкости».
Scrum исходит из идеи четкого распределения ролей, задач и процессов. Над каждым проектом работает определенная команда специалистов, а их действия координирует заказчик и scrum-мастер. Это два разных человека и у каждого разные задачи: первый следит чтобы итоговый продукт соответствовал задачам, которые на него будут возлагаться, второй же – контролировать действия команды и направлять в нужную сторону в случае необходимости. Вся работа будет состоять из коротких этапов длиной в 1-2 недели – спринтов. На плече каждого работника возлагаются конкретные задачи и каждый ответственен за итоговый результат. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.
Как применяют Scrum и Agile в обучении студентов?
Эджайл-методики, как выяснилось, отлично подходят для адаптирования образовательных программ под интересы студентов. Они не противоречат требованиям нашего Министерства Образования и Науки, а также могут применяться частично, если нет возможности реализовать полное погружение.
Схема работы Agile-методологии
Минутка о eduScrum
Специально разработанный метод реализации скрам-технологии под образовательную деятельность. В его разработке участвовал сам Джефф Сазерленд и голландский преподаватель Вилли Вейнандс. Именно последнему пришла идея сделать свой фреймворк, сгенерировав более увлекательный и интересный образовательный процесс.
Эта технология возымела такой успех, что быстро распространилась по всему миру. Не верите? Проверьте сами на карте мире eduScrum.
Как Agile-методология меняет образовательный процесс
Итак, есть ряд существенных отличий у «гибких» методологий в сравнении с классической методикой образования в современных вузов:
- Спринт вместо марафона.
- Командная работа.
- Творческий или игровой подход к образовательному процессу.
- Постоянный диалог с целью улучшения результатов.
- Внутренняя оценка вместо внешней.
- Преподаватель играет совершенно другую роль.
Спринт вместо марафона
Все, кто имеет представление об обучении в вузе, понимают, что учебная программа рассчитана на семестр. А Scrum позволяет прибегнуть к принципам спринтерства, разбивать общую цель на множество маленьких, затем ставить задачи и выполнять в короткие сроки (1-2 недели).
Получение результатов в короткие сроки, а также быстрая обратная связь позволяют руководителю проекта быстро реагировать на проблемы и решать их вместе с командой, применяя методы адаптивного обучения.
Командная работа
Как говорилось выше, в эджайл-методологии важнее всего люди и их взаимодействие, поэтому весь процесс строится на работе в команде, индивидуальность не решит задачи без помощи своих коллег. Группы набирают по 6-8 человек, один из них становится лидером, как правило самый активный и прошаренный, затем распределяются задачи между всеми элементами коллектива, обговариваются сроки выполнения. Это позволяет учащимся не только активнее включаться в процесс обучения, но также повысить коммуникацию и научиться взаимопомощи.
Творческий или игровой подход вместо унылой классики
Ещё один важный элемент помимо командной работы – умение творчески и в игровом ключе обыграть поставленные задачи, чтобы их было интересно выполнять. Если есть какая-то цель или какой-то конечный приз за достижение результата, тогда и учиться становится легче. Также участники могут использовать мозговые штурмы, придумывать креативные идеи и нестандартные методы решения задач, превращая процесс учёбы в игру.
Постоянный диалог с целью улучшения результатов
Если же в традиционном образовании преподаватель проверяет знания студента или ученика по результатам самостоятельной работы или итогового тестирования, то в Agile-практике происходят обсуждения результата и процесса после прохождения каждого спринта. Это позволяет увидеть недочеты в своей работы, скорректировать какие-либо аспекты или понять, как можно было бы справиться лучше, эффективнее.
Внутренняя оценка вместо внешней
Как оценивать работу scrum-команды? Каждый выполняет свою часть и если кто-то не справится, то результата не достигнуть. Поэтому в этом аспекте снова случается расхождение между классикой и модернизмом. Если раньше вас оценивал преподаватель, то здесь он просит вас самих оценить свою команду. Это помогает учащимся развивать навык давать адекватную обратную связь и ответственно подходить к проектам.
Преподаватель играет совершенно другую роль
В классическом стиле образования преподаватель занимает практически надзирательную роль, всё должно быть так, как этого хочет он, педагог находится в центре и руководит всеми процессами. А вот в эджайл-варианте всё иначе, преподаватель становится скрам-мастером, который лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.
Чем отличается традиционный подход от современных методов?
Чтобы не разводить долгую полемику о различиях между устаревшей классикой и современными «гибкими» методами образования, мы сгенерировали доходчивую таблицу, которая доступно всё покажет и расскажет за нас.
Какие результаты дает Agile-методологии в обучении?
Мы разобрались с тем, как работает эджайл и скрам, а также поняли, что данные технологии уже вовсю набирают популярность не только зарубежом, но и в России. Неужели они действительно дают какие-то заметные результаты по сравнению с классическим образованием? Что же Agile-методики позволяют?
- Повышать навыки самостоятельного образования и саморазвития.
- Увеличивать мотивацию к учёбе.
- Развивать осознанность, что позволяет правильно выбирать свой дальнейший путь.
- Выбирать путь, чтобы самостоятельно разрабатывать программу своего будущего обучения.
- Развивать навыки саморефлексии. О пользе этого навыки знает каждый уважающий себя психолог.
- Воспитывать целостное мировоззрение.
- Получить опыт успешного взаимодействия вместе с другими учащимися.
- Развивать навыки общения, коммуникации и переговоров.
- Развивать те самые soft skills, которые позволят лучше адаптироваться к изменениям рынка труда и реалиям современного бизнеса.
Возможно ли самостоятельно практиковать с Agile?
Вы не поверите, но это вполне реально, главное, чтобы у вас было желание и сила воли, чтобы начать всё и не бросить спустя неделю. В большинстве вузов Российской Федерации до сих пор нет даже намека на новые технологии, что уж говорить про «гибкость». Поэтому берёте в зубы книгу Ричарда Брэнсона «К черту всё! Берись и делай!» и запускайте Agile-методологию самостоятельно.
Ричард Брэнсон – пример для подражания для каждого, кто хочет чего-то добиться
Если вы не знаете кто такой Ричард Брэнсон
Мистер Брэнсон – основатель Virgin Group, миллиардер, завоевавший любовь и уважение своих сотрудников и король Agile-управления в бизнесе.
Итак, как заняться самостоятельной практикой Agile?
- Проявите инициативу и предложите преподавателю эксперимент: организовать групповую работу в учебных командах.
- Готовясь к самостоятельной работе используйте Agile-методики.
- Организуйте среди одногруппников кружок по интересам для выполнения проектной работы.
- Изучайте опыт мировых компаний, которые активно применяют Agile и Scrum для повышения эффективности персонала.
Поверьте, «гибкие» методики хоть и не так просты в интеграции, на практике показывают себя отлично. Они дают отличный старт и толчок для будущего самосовершенствования и, конечно, положительно влияют на будущую карьеру. А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!
1 Комментарий