Частые ошибки при написании эссе: как их избежать?
Содержание
Эссе может быть написано в рамках школьного итога, по ЕГЭ и при анализе темы в университете. Литературный жанр имеет схожие требования к составлению и определённый алгоритм изложения. В связи с тем, что стилистика жанра отличается в зависимости от типа эссе, авторы допускают ошибки разного характера. Чтобы подготовиться к написанию сюжета, исследования или небольшого рассказа в рамках заданной темы и избежать частых ошибок, ниже приведены советы по каждому типу изложения.
Основные ошибки
Они встречаются во всех видах эссе, и могут стать причиной снижения балла или получения отрицательной отметки. Практически все ошибки можно разделить на следующие:
- Низкий уровень проверки и вычитки. Написать эссе и забыть – частая задача студента, который торопиться быстрее закончить рассказ. При прочтении возникают типовые грамматические и лексические неточности.
- Нужное вступление или весь текст. Студент должен чётко описать проблему, поставить задачу и привести аргумент. Больше от него не требуется. Если он высказывает личное мнение, оно должно быть лаконичным и предельно ясным.
- Многословность – ошибки, связанные с количеством «воды» в тексте, постигают всех студентов и школьников. Когда нет конкретики, но нужно заполнить место, появляются многословные однообразные предложения и фразы, заменяющие друг друга.
- Эссе – это краткая статья, а не дипломная работа, где можно дать волю теории и расписать какие-то примеры. Эссе следует писать тезисно: обозначение проблемы – обсуждение и аргументация позиции. Всё.
- Длинные сложные предложения, которые состоят из нескольких простых. В английском языке особенно заметно, когда эссе пишет русский студент. Это абзац из нескольких строчек, который содержит единственное предложение – так не пишут. В русском языке то же самое – нужно отделять главное. Короткие предложения сменяются длинными, и тогда текст приобретает тембр и нужный тон.
- Заумные слова и попытка приукрасить текст – студенту не нужно убеждать публику в своей правоте и уникальности. Надо поставить вопросы, обозначив их научными источниками. Растягивать мысль, насыщая её эпитетами и сложными выражениями – залог отсутствия аргументов по теме.
Итоговое сочинение на любую тему не должно содержать глупых ошибок и опечаток. Такая оплошность может стоить студенту ценного балла. Школьников это тоже касается, когда дана тема для написания эссе по конкретным предметам.
Как избежать ошибок – советы экспертов ФИПИ
Есть ряд неочевидных помарок, не относящихся к грамматическим или лексическим видам. Сюда относятся синтаксические и речевые:
- Отсутствие связок между частями текста. Автор обязан делать плавный переход, как мостик, чтобы части имели логическое продолжение и завершение друг друга.
- Неправильно выставленная пропорция – на 2/3 текста приходится вступление или заключение. Этот объём лучше посвятить основной части.
- Отклонение от темы – это спорный момент. Многие студенты считают мнение, высказанное автором, ненужным текстом. Его должно быть в меру, но мысли нужно компоновать так, чтобы ответы на вопросы звучали предельно коротко и ясно.
- Композиционное построение – студент в эссе должен писать только на заданную тему, которая будет соответствовать названию. Либо же – поменять название, перефразировав его без изменения основной мысли.
- Отсутствие постановки проблемы – она должна быть описана в самом начале. Вступление формируется на основании намерения студента что-то рассказать/доказать.
- Заключение должно отражать суть вопроса. Если вступление написано грамотно, то заключение – завершающая точка всей композиции.
- Нечёткие тезисы – их следует проработать отдельно, чтобы логика изложения была детально понятна каждому. Противоречий между тезисами быть не может, в противном случае это нарушит структуру сочинения.
- Слабые аргументы – недостаточная или неубедительная аргументация рождает спор, который перетекает в опровержение.
Сюда же можно отнести ошибки, связанные с делением абзацев, составлением предложений. Студент может путаться в абстрактных понятиях, пытаясь интерпретировать своё понимание иначе. Искажённые мысли не являются личным мнением, а это – основа создания эссе.
Структура основной части
Студенты часто путаются в словах, когда пытаются начать с главного. Основная часть эссе служит продолжением вступления, а не отдельным рассказом.
Компоненты структуры эссе |
Опорные фразы |
Текст автора |
---|---|---|
Постановка проблемы |
В тексте поднимаются вопросы/проблемы относительно (чего?) |
|
Комментарий студента |
Почему проблема существует, где проявлена |
|
Аргумент №1 |
Размышляя над проблемой, автор… |
|
Связь между примерами |
|
|
Аргумент №2 |
(Продолжение) |
|
Авторская позиция, мнение |
Автор пришёл к выводу, что… |
|
Личное мнение студента с обоснованием |
Я разделяю позицию… Действительно… Не согласен… |
|
Вывод |
Таким образом… |
|
Имеет смысл сделать отдельные таблицы для создания определённого жанра эссе. Когда будет составлен типовой набор фраз, станет легче переходить от факта к пояснениям. То же самое касается написания эссе по другим видам художественного жанра литературы:
Рис. 1
Модель написания школьного эссе
Следуя таблице, можно редактировать сочинение. Опираясь на фразы и логические связки текста для оформления плавного перехода к основной теме, студент напишет эссе грамотно.
Систематическая последовательность
В рамках оценки эссе выделяют некоторые критерии. Они помогают разбить текст на составные части для анализа их в отдельности:
Рис. 2
Решение коммуникативной задачи
Для применения этого алгоритма оценки качества сочинения текст разделяют на части. Исследуются отдельные фразы, абзацы и логические постановки проблемы. Методика применяется к следующим видам ошибок:
- Вступление содержит перефразированную тему эссе. Автор должен обозначить проблему, затрагивая тематику, но не может переписать своими словами просто название темы.
- Отсутствуют противопоставления и противоречивые мнения. Предмет спора отсутствует, следовательно, написание эссе нецелесообразно.
- Неполнота аргументов бросает тень скованности на проблему. Если даны неразвёрнутые факты в поддержку чьего-то мнения, эссе считается не до конца раскрытым по обозначенным критериям.
- Контраргументы – они не могут противоречить другим фактам, если студент перечисляет их в поддержку проблемы.
После оценки критериев аргументов проводится анализ личного мнения автора. Он должен показать, почему он не согласен или согласен с высказываниями других людей. Если в содержании «моё мнение» заменено форматом противоречий («за» и «против»), нужно указать это, высказав нейтральную позицию.
Стилевое оформление и отсутствие стиля
Речь идёт о сленговых выражениях, которые не приемлемы в некоторых видах эссе.
Рис. 3
Организация текста
Автор не должен отстаивать одну позицию в основной части, а в заключении поддерживать противоположное мнение. Нарушение логической связи даёт повод для пересмотра оценки качества логического изложения и связи между абзацами. Также некорректно подобранные лексические средства могут нарушать логику личного мнения. Например, использование слов, значения которых воспринимаются иначе: «однако», «поэтому», «потому что».
Рис. 4
Оценка лексики
Студенты часто допускают глупые ошибки в формах образования слов. Недостаточно развитый словарный запах усугубляет ситуацию, особенно если студент пытается выразить мнение, отличное от другого.
Рис. 5
Грамматические ошибки
Кроме лексической сочетаемости слов учитываются ошибки грамматического характера. Студенты часто путают значения слов «информативный» и «информационный», отсюда возникает нарушение логической и лексической связи. То же самое касается неправильного употребления глаголов. Если текст не содержит герундия, сложных дополнений и подлежащих, считается, что автор не умеет работать с оформлением стиля текста.
Рис. 6
Языковое оформление
Не в последнюю очередь оценивается орфография и пунктуация. Если некоторые вводные слова не отделены запятыми, но текст больше не имеет ни единой лексической или другой «-ической» ошибки, студент рискует получить более низкий балл.
Эти советы помогут авторам грамотно подойти к алгоритму оценки качества эссе. По таблицам можно не только составить текст, учитывая особенности его написания, но и проверить на логику связи, использование фраз и упоминание мнений.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!