Профессии после университета: кем можно идти работать после журфака?
Содержание
Одним из важнейших аспектов при выборе специальности является количество мест и профессий, где потом сможет работать человек. Как бы то ни было грустно или иронично, но люди редко идут работать не то, чтобы по профессии, но и по четко выбранной специальности. И особенно часто это касается журналистики.
На первый взгляд, журналистика кажется достаточно простой, понятной и крайне интересной сферой деятельности. И да, во многом это правда, однако впоследствии студенты начинают понимать все тонкости профессии, кто-то перегорает к делу или просто начинает путаться в том, кто же такой журналист и куда вообще можно пойти работать с имеющимся образованием и набором навыков. В этом материале мы предлагаем вам найти ответ на вопрос куда же можно пойти работать после получения диплома журналиста.
Определимся с навыками
К счастью (или нет) навыки, которые получают журналисты в процессе обучения достаточно обширны и не всегда конкретизированы. И нет, это не значит, что университет какой-то не такой. Просто сама по себе сфера подразумевает разносторонность знаний будущего специалиста. И, кстати, многим это может пойти только на руку. В нашем материале мы разделили все возможные профессии на четыре «касты». О них мы поговорим позже, поскольку для начала стоит понять какие навыки в процессе обучения и университетской практики получают студенты. Поверьте, определившись с ними, вам уже проще будет понять на что способны журналисты и куда они могут податься.
- Умение излагать свои мысли и передавать информацию.
Ещё на первом курсе университета студентам рассказывают, что «журналистика», в первую очередь, это деятельность по сбору, обработке и передачи информации. Основная задача любого журналиста – это найти, сформулировать информацию и передать её аудитории по одному из каналов восприятия, будь то текст, видео или аудиоконтент. Не важно, пересказываете вы новость или сами провели какой-то анализ и пытаетесь донести его до кого-то – суть сводится к одному. Именно поэтому с самого первого курса вас будут учить излагать свои мысли.
И да, заметьте, мы говорим именно про умение формулировать мысли, а не про умение писать или говорить. Эти навыки, несравненно, вы тоже получите, но в базисе лежат далеко не они.
- Умение ориентироваться в стрессовой ситуации и начинать «сходу».
«Живой ум» - один из самых важных критериев успешности в работе журналиста. Жизнь непредсказуема и сложна, а когда ты работаешь в сфере, где ничего нельзя пропустить, то она становится ещё тяжелее. Именно поэтому все журналисты должны уметь думать на ходу. Да, на лекциях этому не научат, однако на практике – вполне. Почти всех студентов на «журе» рано или поздно отправят пробовать себя на какой-нибудь канал корреспондентом во время летней практики. Возиться с вами особо там не будут, и чаще всего вы будете разбираться сходу, параллельно обучаясь и исправляя собственные косяки.
- Наблюдательность.
Здесь всё просто. Хороший журналист – это тот, кто может найти новость из пустоты или разглядеть необычное в обычном. Журналистика учит примечать даже самые мелкие детали, учитывать их и не упускать из вида.
- Умение разговаривать и быть харизматичным.
Часто журналисты – это болтуны, которым всеми силами нужно благоприятно склонить к себе гостя, начальника, простых людей на улице и ещё много кого. В сфере, где приходится работать с людьми и они во много – твой главный источник информации и успеха, часто приходится быть классным и харизматичным. Поэтому язык у вас точно будет подвешен. Причём в самой идеальной ситуации вы будете грамотно говорить и думать всегда. Но чаще всего по щелчку камеры вы будете знать, что нужно сказать, какой стороной повернуться к объективу, чтобы выглядеть лучше и как кому улыбаться, чтобы достичь нужного вам результата.
- Креативность.
Благодаря самому первому пункту можно подумать, что сфера журналистики не имеет ничего общего с творчеством, но это далеко не так. Имение сразить словом и убедить человека – это настоящее искусство. Чтобы не исписаться даже просто по окончанию университета и оставаться на плаву часто нужно будет придумывать оригинальные способы подачи информации, поэтому креативность у вас должна быть и будет развита. Плюс ко всему, в сферу журналистики часто идут ребята, которые занимались во всевозможных кружках, пытались стать дизайнерами или, скажем, мечтают снимать документальные фильмы, а это тоже творчество.
- Технические навыки.
Этот аспект касается далеко не всех, однако крайне часто журналистов в университетах учат или заставляют самостоятельно изучать фотографию, видеопроизводство и прочие технические сферы. Поэтому, скорее всего, вы будете фотографировать чуть лучше других и худо-бедно сможете смонтировать какой-нибудь ролик на телефоне или компьютере. В лучшем случае вы действительно почти профессионально приобретете навыки фото- и видеосъёмки, редактирования фото и монтажа.
Умение работать перед камерой очень важно для журналиста
Плюс-минус с качествами мы разобрались. Личные выводы по ним вы сделаете сами, а о структурах, в которые вы сможете устроиться после учёбы мы поговорим ниже.
«Базовый» набор после журфака
Для начала, поговорим о профессиях, где официально потребуется образование журналиста и местах, где вас точно будут ждать. Если вы не станете самостоятельным журналистом со своей программой или колонкой, то первоначально в «базовой комплектации» вас будут ждать шесть профессий.
- Корреспондент
Во многом журналистика укладывается именно в этой специальности и, скорее всего, абсолютно все журналисты проходили через путь «корра». Итак, корреспондент (или репортёр) – это специалист, который занимается написанием и съемкой различных материалов для СМИ. Специфика этой профессии в том, что репортёры работают здесь и сейчас. Они выезжают на место событий, собирают достаточное количество информации, которую потом преобразуют (не всегда они) в материал. Этот ряд сотрудников не обязательно должен находиться в штате.
- Редактор
Для начала скажем, что видов редакторов есть целая куча и, что в системе работы СМИ редактор – это не про редактирование текстов на ошибки. Обязанности редактора разнятся в зависимости от типа должности. Как правило, чаще всего редактора дают ТЗ (техническое задание) корреспондентам, проверяют материалы, согласовывают их, исправляют и в общем следят за гармоничностью выпускаемы единиц СМИ в рамках компании.
- Ведущий
Здесь наверняка всё понятно, ведь каждый второй, кто учится на журналистике хотел быть ведущим. В нашем случае вероятнее всего вы можете попасть на должность ведущего новостей или какой-то программы. Ваша задача будет в том, чтобы интересно и доступно доносить информацию. Однако сразу предупредим вас, что в 21 веке вас никто не будет звать на работу. На кастинги вы будете ходить сами и, вероятнее всего, обойдёте их не один десяток.
- Пресс-секретарь
Вот здесь история обычно становится менее очевидной. Представители этой специальности занимаются освещением всех значимых событий, происходящих внутри организации или в деятельности известного человека. Пресс-секретарь оповещает представителей средств массовой информации о предстоящих пресс-конференциях и брифингах. Перед каждым таким мероприятием он пишет пресс-релиз – предназначенное для публикации информационное сообщение о какой-либо новости или итогах деятельности организации. Также он комментирует ту или иную ситуацию, если к его «начальству» публично поступит вопрос.
- Редактор сайта
Да, несмотря на то, что всех редакторов мы поместили в один пунктов, именно редактора сайта мы поместили в отдельное место. Как правило, редактор сайта – это своего рода технический сотрудник, который обеспечивает работу интернет-ресурсов. Вы выкладываете материалы, мониторите и отвечаете на комментарии, следите за выходом рубрик. Реже вам иногда и самим придётся что-то писать. В небольших компаниях на этой должности, скорее всего, вы будете заниматься и ведением соц.сетей, ведь они по мнению многих неразделимы с сайтом.
- Спичрайтер
Это, к слову, тоже одна из неочевидных профессий, поскольку она не особо распространена и во многом даже постыдно скрыта. Спичрайтер – человек, который составляет тексты речей и выступлений высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или предпринимателей. Да-да, все их речи прописываются и согласовываются специалистами.
Новое и модное, возникшее в эпоху интернета.
Интернет – прекрасная вещь, которая открывает дорогу не только многим людям, но и профессиям. Буквально за последние 5-10 лет, благодаря ещё большему расширению социальной паутины, в мире родилось множество новых профессий. Большинство из них отлично подходят журналистам, но пока вот только несколько из них.
- Копирайтер.
Копирайтер - это специалист по написанию продающихся текстов. Сейчас сфера развита достаточно широко, поэтому копирайтер может писать как рекламные слоганы и презентационные тексты, так и посты в инстаграм для бьюти-блогерш. Работа копирайтера, пожалуй, одна из самых распространённых в сфере журналистики. Вспоминая почти самое начало этого материала мы помним, что журналист, прежде всего, умеет грамотно излагать информацию. Если к этому умению добавить навык хорошо писать (что обычно умеют журналисты) и немного креативности, то получим копирайтера.
- SMM-менеджер
СММщик - это специалист, который занимается продвижением компаний, брендов и отдельных лиц в социальных медиа. В его обязанности входит анализ рынка, аудитории и конкурентов, разработка стратегии по продвижению в сети, создание и развитие профилей/групп в соц.сетях, генерация и оформление контента, работа на привлечение новой аудитории и ещё много чего. Для журналиста эта сфера может быть крайне удачной из-за его умения анализировать, любознательности и набора отдельных навыков. Однако сходу хорошим сммщиком вы не станете. Для начала нужно или пройти курсы или набраться своего опыта на себе или мелких клиентах.
- Менеджер интернет-проектов
Это специалист, который руководит созданием сайта, разрабатывает его концепцию, структуру, особенности информационного наполнения, пишет технические задания для программистов и верстальщиков и дизайнеров, которые находятся в его подчинении. Менеджер интернет-проекта рассчитывает сроки исполнения, бюджет проекта и следит за выполнением работ. Он также разрабатывает стратегию продвижения сайта в сети. Чаще всего такая должность есть только в крупных компаниях.
- Блогерская/авторская деятельность в сети.
Журналист – не равно блогер, но легко и просто может им стать. Как бы это ни было странно, но в 2020 стоит признать, что блогерство или авторская деятельность в сфере интернет-продакшн – это такие же профессии, как и другие.
Что журналист, что блогер в своей работе работают с людьми и информацией. Да, в каждой из сфер работа может быть извращена в ту или иную степень, но базис остается одним и тем же. Чтобы стать хорошим блогером журналистам стоит просто немного отойти в более неформальную обстановку, избавиться от позиции Бога (персонализировать дело) и найти свой стиль. Остальной набор навыков в виде умения подавать информацию, делать фото и пользоваться основами пиара у них есть.
Профессии, если у вас есть дополнительные технические навыки.
Как правило, журналистика не ограничивается одним написанием текстов и стояния в кадре. Часто люди из этой сферы дополнительно изучают работу с фотографией, видео, звуком, монтажом, дизайном и многими другими сферами. Всем понятно, что, если человек умеет фотографировать, то он может стать фотографом. Поэтому мы не будем надолго задерживаться на этой «касте», а просто перечислим возможные профессии журналистов в случае наличия определенных навыков.
- Фотограф
- Видеограф
- Монтажер
- Звукорежиссер
- Ретушер
- Верстальщик
- Ассистент фотографа
- Художник по свету
Важно не только уметь общаться, но и конспектировать, и подмечать различные мелочи
Смежные специальности или «куда чаще уходят»
В последние годы наблюдается тенденция, что после обучения в университете или пары лет работы, представители различных сфер рокируются между собой. Так, например, журналист становится хорошим рекламщиком и наоборот. Ситуация крайне частая и весьма неплохая, ведь в таком случае получаются особенные специалисты, которые знакомы сразу с двумя мирами. Именно поэтому предлагаем взглянуть ещё на пару сфер деятельности, где журналисты отлично вписываются.
- PR-менеджер
Менеджер по связям с общественностью - это специалист, занимающийся формированием и поддержанием положительного общественного мнения о своём клиенте (компании, персоне, продукте и пр.). В его обязанности входит взаимодействие со СМИ, организация рекламных кампаний, написание различных текстов, докладов, презентаций и всё то, что благоприятно влияет на имидж клиента.
Чаще всего в сфере медиа с журналистами меняются местами именно пиарщики. Ситуация, кстати, совсем неудивительная, поскольку в общей мере все пиарщики имеют примерно такой же набор качеств, как и у журналиста. Да и плюс ко всему, бывший журналист, будучи пиарщиком, имеет куда больше шансов на успех, поскольку даже за время учебы журналистам проще завести полезные связи, чем остальным профессионалам.
- Продюсер
Если говорить простым и менее пафосным языком, то по факту продюсер является организатором. Именно он несет ответственность за менеджмент, финансирование создания, дальнейшее распространение медиа-продукта. Этот человек делает всё, чтобы у проекта были все ресурсы в момент его создания и посте.
Как и в случае со сферой пиара, журналисты часто идут в сферу продюсирования почти по тем же причинам. Однако, стоит заметить, что многие качества журналиста при этом должны быть гиперболизированы. Так, например, у хорошего продюсера должна быть куда лучше развита стрессоустойчивость, аналитические способности или харизма.
В этом материале мы подобрали всего двадцать профессий, куда можно пойти работать после журфака, однако стоит понимать, что в жизни их куда больше. В перечисленных нами специальностях есть множество профессий и ответвлений, где вы сможете найти себя. И ещё больше их можно найти за пределами медиа-сферы с имеющимся набором навыков. Помните, главное – понять себя, свои сильные стороны и желания. Мы уверены, именно тогда можно достичь небывалых высот. А пока желаем вам удачи в выборе!
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!