Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Профессии после университета: кем можно идти работать после журфака?

Профессии после университета: кем можно идти работать после журфака?

Содержание

  1. Определимся с навыками
  2. «Базовый» набор после журфака
  3. Новое и модное, возникшее в эпоху интернета.
  4. Профессии, если у вас есть дополнительные технические навыки.
  5. Смежные специальности или «куда чаще уходят»

Одним из важнейших аспектов при выборе специальности является количество мест и профессий, где потом сможет работать человек. Как бы то ни было грустно или иронично, но люди редко идут работать не то, чтобы по профессии, но и по четко выбранной специальности. И особенно часто это касается журналистики.

На первый взгляд, журналистика кажется достаточно простой, понятной и крайне интересной сферой деятельности. И да, во многом это правда, однако впоследствии студенты начинают понимать все тонкости профессии, кто-то перегорает к делу или просто начинает путаться в том, кто же такой журналист и куда вообще можно пойти работать с имеющимся образованием и набором навыков. В этом материале мы предлагаем вам найти ответ на вопрос куда же можно пойти работать после получения диплома журналиста.

Определимся с навыками

К счастью (или нет) навыки, которые получают журналисты в процессе обучения достаточно обширны и не всегда конкретизированы. И нет, это не значит, что университет какой-то не такой. Просто сама по себе сфера подразумевает разносторонность знаний будущего специалиста. И, кстати, многим это может пойти только на руку. В нашем материале мы разделили все возможные профессии на четыре «касты». О них мы поговорим позже, поскольку для начала стоит понять какие навыки в процессе обучения и университетской практики получают студенты. Поверьте, определившись с ними, вам уже проще будет понять на что способны журналисты и куда они могут податься.

  1. Умение излагать свои мысли и передавать информацию.

Ещё на первом курсе университета студентам рассказывают, что «журналистика», в первую очередь, это деятельность по сбору, обработке и передачи информации. Основная задача любого журналиста – это найти, сформулировать информацию и передать её аудитории по одному из каналов восприятия, будь то текст, видео или аудиоконтент. Не важно, пересказываете вы новость или сами провели какой-то анализ и пытаетесь донести его до кого-то – суть сводится к одному. Именно поэтому с самого первого курса вас будут учить излагать свои мысли.

И да, заметьте, мы говорим именно про умение формулировать мысли, а не про умение писать или говорить. Эти навыки, несравненно, вы тоже получите, но в базисе лежат далеко не они.

  1. Умение ориентироваться в стрессовой ситуации и начинать «сходу».

«Живой ум» - один из самых важных критериев успешности в работе журналиста. Жизнь непредсказуема и сложна, а когда ты работаешь в сфере, где ничего нельзя пропустить, то она становится ещё тяжелее. Именно поэтому все журналисты должны уметь думать на ходу. Да, на лекциях этому не научат, однако на практике – вполне. Почти всех студентов на «журе» рано или поздно отправят пробовать себя на какой-нибудь канал корреспондентом во время летней практики. Возиться с вами особо там не будут, и чаще всего вы будете разбираться сходу, параллельно обучаясь и исправляя собственные косяки.

  1. Наблюдательность.

Здесь всё просто. Хороший журналист – это тот, кто может найти новость из пустоты или разглядеть необычное в обычном. Журналистика учит примечать даже самые мелкие детали, учитывать их и не упускать из вида.

  1. Умение разговаривать и быть харизматичным.

Часто журналисты – это болтуны, которым всеми силами нужно благоприятно склонить к себе гостя, начальника, простых людей на улице и ещё много кого. В сфере, где приходится работать с людьми и они во много – твой главный источник информации и успеха, часто приходится быть классным и харизматичным. Поэтому язык у вас точно будет подвешен. Причём в самой идеальной ситуации вы будете грамотно говорить и думать всегда. Но чаще всего по щелчку камеры вы будете знать, что нужно сказать, какой стороной повернуться к объективу, чтобы выглядеть лучше и как кому улыбаться, чтобы достичь нужного вам результата.  

  1. Креативность.

Благодаря самому первому пункту можно подумать, что сфера журналистики не имеет ничего общего с творчеством, но это далеко не так. Имение сразить словом и убедить человека – это настоящее искусство. Чтобы не исписаться даже просто по окончанию университета и оставаться на плаву часто нужно будет придумывать оригинальные способы подачи информации, поэтому креативность у вас должна быть и будет развита. Плюс ко всему, в сферу журналистики часто идут ребята, которые занимались во всевозможных кружках, пытались стать дизайнерами или, скажем, мечтают снимать документальные фильмы, а это тоже творчество.

  1. Технические навыки.

Этот аспект касается далеко не всех, однако крайне часто журналистов в университетах учат или заставляют самостоятельно изучать фотографию, видеопроизводство и прочие технические сферы. Поэтому, скорее всего, вы будете фотографировать чуть лучше других и худо-бедно сможете смонтировать какой-нибудь ролик на телефоне или компьютере. В лучшем случае вы действительно почти профессионально приобретете навыки фото- и видеосъёмки, редактирования фото и монтажа.

кем пойти работать журналисту?

Умение работать перед камерой очень важно для журналиста

Плюс-минус с качествами мы разобрались. Личные выводы по ним вы сделаете сами, а о структурах, в которые вы сможете устроиться после учёбы мы поговорим ниже.

«Базовый» набор после журфака

Для начала, поговорим о профессиях, где официально потребуется образование  журналиста и местах, где вас точно будут ждать. Если вы не станете самостоятельным журналистом со своей программой или колонкой, то первоначально в «базовой комплектации» вас будут ждать шесть профессий.

  1. Корреспондент

Во многом журналистика укладывается именно в этой специальности и, скорее всего, абсолютно все журналисты проходили через путь «корра». Итак, корреспондент (или репортёр) – это специалист, который занимается написанием и съемкой различных материалов для СМИ. Специфика этой профессии в том, что репортёры работают здесь и сейчас. Они выезжают на место событий, собирают достаточное количество информации, которую потом преобразуют (не всегда они) в материал. Этот ряд сотрудников не обязательно должен находиться в штате.

  1. Редактор

Для начала скажем, что видов редакторов есть целая куча и, что в системе работы СМИ редактор – это не про редактирование текстов на ошибки. Обязанности редактора разнятся в зависимости от типа должности. Как правило, чаще всего редактора дают ТЗ (техническое задание) корреспондентам, проверяют материалы, согласовывают их, исправляют и в общем следят за гармоничностью выпускаемы единиц СМИ в рамках компании.

  1. Ведущий

Здесь наверняка всё понятно, ведь каждый второй, кто учится на журналистике хотел быть ведущим. В нашем случае вероятнее всего вы можете попасть на должность ведущего новостей или какой-то программы. Ваша задача будет в том, чтобы интересно и доступно доносить информацию. Однако сразу предупредим вас, что в 21 веке вас никто не будет звать на работу. На кастинги вы будете ходить сами и, вероятнее всего, обойдёте их не один десяток.

  1. Пресс-секретарь

Вот здесь история обычно становится менее очевидной. Представители этой специальности занимаются освещением всех значимых событий, происходящих внутри организации или в деятельности известного человека. Пресс-секретарь оповещает представителей средств массовой информации о предстоящих пресс-конференциях и брифингах. Перед каждым таким мероприятием он пишет пресс-релиз – предназначенное для публикации информационное сообщение о какой-либо новости или итогах деятельности организации. Также он комментирует ту или иную ситуацию, если к его «начальству» публично поступит вопрос.

  1. Редактор сайта

Да, несмотря на то, что всех редакторов мы поместили в один пунктов, именно редактора сайта мы поместили в отдельное место. Как правило, редактор сайта – это своего рода технический сотрудник, который обеспечивает работу интернет-ресурсов. Вы выкладываете материалы, мониторите и отвечаете на комментарии, следите за выходом рубрик. Реже вам иногда и самим придётся что-то писать. В небольших компаниях на этой должности, скорее всего, вы будете заниматься и ведением соц.сетей, ведь они по мнению многих неразделимы с сайтом.

  1. Спичрайтер

Это, к слову, тоже одна из неочевидных профессий, поскольку она не особо распространена и во многом даже постыдно скрыта. Спичрайтер – человек, который  составляет тексты речей и выступлений высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или предпринимателей. Да-да, все их речи прописываются и согласовываются специалистами.

Новое и модное, возникшее в эпоху интернета.

Интернет – прекрасная вещь, которая открывает дорогу не только многим людям, но и профессиям. Буквально за последние 5-10 лет, благодаря ещё большему расширению социальной паутины, в мире родилось множество новых профессий. Большинство из них отлично подходят журналистам, но пока вот только несколько из них.

  1. Копирайтер.

Копирайтер - это специалист по написанию продающихся текстов. Сейчас сфера развита достаточно широко, поэтому копирайтер может писать как рекламные слоганы и презентационные тексты, так и посты в инстаграм для бьюти-блогерш. Работа копирайтера, пожалуй, одна из самых распространённых в сфере журналистики. Вспоминая почти самое начало этого материала мы помним, что журналист, прежде всего, умеет грамотно излагать информацию. Если к этому умению добавить навык хорошо писать (что обычно умеют журналисты) и немного креативности, то получим копирайтера.

  1. SMM-менеджер

СММщик - это специалист, который занимается продвижением компаний, брендов и отдельных лиц в социальных медиа. В его обязанности входит анализ рынка, аудитории и конкурентов, разработка стратегии по продвижению в сети, создание и развитие профилей/групп в соц.сетях, генерация и оформление контента, работа на привлечение новой аудитории и ещё много чего. Для журналиста эта сфера может быть крайне удачной из-за его умения анализировать, любознательности и набора отдельных навыков. Однако сходу хорошим сммщиком вы не станете. Для начала нужно или пройти курсы или набраться своего опыта на себе или мелких клиентах.

  1. Менеджер интернет-проектов

Это специалист, который руководит созданием сайта, разрабатывает его концепцию, структуру, особенности информационного наполнения, пишет технические задания для программистов и верстальщиков и дизайнеров, которые находятся в его подчинении. Менеджер интернет-проекта рассчитывает сроки исполнения, бюджет проекта и следит за выполнением работ. Он также разрабатывает стратегию продвижения сайта в сети. Чаще всего такая должность есть только в крупных компаниях.

  1. Блогерская/авторская деятельность в сети.

Журналист – не равно блогер, но легко и просто может им стать. Как бы это ни было странно, но в 2020 стоит признать, что блогерство или авторская деятельность в сфере интернет-продакшн – это такие же профессии, как и другие.

Что журналист, что блогер в своей работе работают с людьми и информацией. Да, в каждой из сфер работа может быть извращена в ту или иную степень, но базис остается одним и тем же. Чтобы стать хорошим блогером журналистам стоит просто немного отойти в более неформальную обстановку, избавиться от позиции Бога (персонализировать дело) и найти свой стиль. Остальной набор навыков в виде умения подавать информацию, делать фото и пользоваться основами пиара у них есть.

Профессии, если у вас есть дополнительные технические навыки.

Как правило, журналистика не ограничивается одним написанием текстов и стояния в кадре. Часто люди из этой сферы дополнительно изучают работу с фотографией, видео, звуком, монтажом, дизайном и многими другими сферами. Всем понятно, что, если человек умеет фотографировать, то он может стать фотографом. Поэтому мы не будем надолго задерживаться на этой «касте», а просто перечислим возможные профессии журналистов в случае наличия определенных навыков.

  1. Фотограф
  2. Видеограф
  3. Монтажер
  4. Звукорежиссер
  5. Ретушер
  6. Верстальщик
  7. Ассистент фотографа
  8. Художник по свету

профессии для журналиста после вуза

Важно не только уметь общаться, но и конспектировать, и подмечать различные мелочи

Смежные специальности или «куда чаще уходят»

В последние годы наблюдается тенденция, что после обучения в университете или пары лет работы, представители различных сфер рокируются между собой. Так, например, журналист становится хорошим рекламщиком и наоборот. Ситуация крайне частая и весьма неплохая, ведь в таком случае получаются особенные специалисты, которые знакомы сразу с двумя мирами. Именно поэтому предлагаем взглянуть ещё на пару сфер деятельности, где журналисты отлично вписываются.

  1. PR-менеджер

Менеджер по связям с общественностью - это специалист, занимающийся формированием и поддержанием положительного общественного мнения о своём клиенте (компании, персоне, продукте и пр.). В его обязанности входит взаимодействие со СМИ, организация рекламных кампаний, написание различных текстов, докладов, презентаций и всё то, что благоприятно влияет на имидж клиента.

Чаще всего в сфере медиа с журналистами меняются местами именно пиарщики. Ситуация, кстати, совсем неудивительная, поскольку в общей мере все пиарщики имеют примерно такой же набор качеств, как и у журналиста. Да и плюс ко всему, бывший журналист, будучи пиарщиком, имеет куда больше шансов на успех, поскольку даже за время учебы журналистам проще завести полезные связи, чем остальным профессионалам.

  1. Продюсер

Если говорить простым и менее пафосным языком, то по факту продюсер является организатором. Именно он несет ответственность за менеджмент, финансирование создания, дальнейшее распространение медиа-продукта. Этот человек делает всё, чтобы у проекта были все ресурсы в момент его создания и посте.

Как и в случае со сферой пиара, журналисты часто идут в сферу продюсирования почти по тем же причинам. Однако, стоит заметить, что многие качества журналиста при этом должны быть гиперболизированы. Так, например, у хорошего продюсера должна быть куда лучше развита стрессоустойчивость, аналитические способности или харизма.

В этом материале мы подобрали всего двадцать профессий, куда можно пойти работать после журфака, однако стоит понимать, что в жизни их куда больше. В перечисленных нами специальностях есть множество профессий и ответвлений, где вы сможете найти себя. И ещё больше их можно найти за пределами медиа-сферы с имеющимся набором навыков. Помните, главное – понять себя, свои сильные стороны и желания. Мы уверены, именно тогда можно достичь небывалых высот. А пока желаем вам удачи в выборе!

Не успеваете написать работу?

Популярные статьи

Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!

Оставить комментарий