Высшее образование для талантов: особенности обучения в творческом вузе
Содержание
«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика» – это крылатая фраза французского писателя Жубера как нельзя кстати описывает истину любого творческого начала, проще говоря – из ничего создать что-то. Именно такая задача встанет перед теми, кто выбрал творческий вуз для поступления. Издалека может показаться, что люди искусства недоступны, свободны, эксцентричны и попасть в их число практически невозможно, особенно если ты не вхож в этот мир и вырос в обычной семье – далекой от искусства.
Куда поступать если душа просит творить?
Очень многие ребята сомневаются: «А смогу ли я стать частью мира искусства?» и отвечая на этот вопрос отрицательно, теряют всякую надежду и рвение. Однако, это совсем не так, каждый желающий может попробовать себя в творчестве, и ребенок простых рабочих, и представителям старинных творческих династий. Конечно, стоит признать, что дорога самородку из народа предстоит не самая легкая, в отличие от тех, кто с детства в мире искусства, но шансов на дальнейшую творческую карьеру достаточно у всех.
И все же творчество, это не только талант, это, в первую очередь, профессия. А чтобы получить профессию – необходимо поступить в соответствующий вуз. Архитекторы – чаще всего поступают в строительные университеты, или, соответственно, архитектурные. Режиссеры, актеры, художники тоже ищут себе подходящие университеты искусств, художеств или театральные. Итак, после того как вуз определен, возникает два вопроса – как пройти конкурсный отбор, а второй – устоявший слух о том, что на вас приемная комиссия даже не взглянет, если ваши родители не располагают лишними деньгами или связями в мире искусства.
Чаще всего такие мифы распространяются на самые известные и престижные обители творческих наук – ВГИК, ГИТИСе, МАРХИ, якобы там учатся только богатые и влиятельные отпрыски, потому простому смертному среди них делать нечего. Большинство творческих людей часто слышать подобные суждения от кого не попадя, не предполагая, что слухи не всегда правдивы.
Анна Михалкова – лучшая актриса России (по мнению автора) и выпускница ВГИКа
Чаще всего происходит так, что молодому человеку, который с детства стремиться к творчеству, обладает очевидным талантом, вкусом и упорством постоянно твердят, что в творческий университет невозможно поступить без «блата» и денег, а его талант обесценивают, говоря, что его навыки не применимы в хорошей профессии. И вот он заканчивает школу, поступает куда-то, идет работать в самую заурядную сферу деятельности, но дух искусства внутри не дает покоя. И вот, немного повзрослев, окрепнув, и попробовав себя во мних сферах молодой человека все-таки подает документы в творчески вуз и… поступает! А все россказни о том, что получить место в мире искусства были придуманы теми, кто сам не приложил должных усилий в борьбе за это самое место.
Из-за устоявшегося мнения общественности талантливые люди довольно поздно становятся деятелями искусства, так как подали документы с опозданием в несколько лет. Как же бороться с этим предрассудком, и почему он вообще возник? Давайте разберемся в нескольких важных моментах, которые необходимо учитывать при поступлении.
Почти в каждом творческом вузе существует такая форма вступительного экзамена как собеседование. На нем приемная комиссия чаще всего пытается выяснить всего один вопрос – зачем человеку нужна творческая профессия? То, как он учился для этого, или каких он высот достиг уже сейчас не так важно.
Существует простая истина – просто любить искусство может каждый человек, будто это кино, театр или изобразительно искусство. А вот стать деятелем, тем, кто повлияет на этот мир, внесет свой клад – могут единицы. Приемная комиссия будет выяснять – насколько осознанны вы в вашем выборе – может вас просто прельщает миф о красивой жизни «звезд»? В таком случае, можете считать, что экзамен вы уже провалили. Абитуриенты необходимо доказать, что ему действительно есть что сказать миру. И, как правило, с первого раза редко какому юному дарованию есть что предъявить экзаменаторам в ответ на этот вопрос. Потому-то первая попытка, как правило – неудачная.
И после этого главное не ошибиться – не стоит отчаиваться и гневаться на «подкупленных» преподавателей и «богатеньких» детей. Первый провал – это начало любого творческого пути. Не все фильмы успешны, как и не все постановки кассовые. Отказ в первой попытке рассчитан на отсеивание абитуриентов, изначально не готовых к тяжелым испытаниям. Следующий перед поступлением год дается на то, чтобы обдумать – действительно ли я хочу стать творцом искусства? Или я не готов постоянно проваливаться до тех пор, пока мне не посчитает «подходящим» приемная комиссия?
Бывает и такое что абитуриента принимают в вуз с первой попытки, но есть и случаи, когда достойное звание «студент» ребята получают с четвертой – пятой попытки.
Еще одна причина неудачной попытки – незнание или неготовность к требованиям, которые предъявляет университет, или лично приемная комиссия. Потому нужно быть постоянно в курсе требований, которых ждут экзаменаторы и хотят видеть перед собой. Своего рода это покушение на индивидуальность, то же самое что писать изложение вместо сочинения, однако на первых порах придется немного унять свою личную музу и соответствовать правилам преподавателей.
Таким образом они проверяют обучаемость – способность отойти от собственного стиля ради дальнейшего роста как художника.
Например, лелея мечту об операторском факультете ВГИКа, студент до пены у рта может доказывать свою приверженность направления «Догма 95», которое не признает постановочное освещение, но в дальнейшем, на экзамене и учебе вы будете обязаны продемонстрировать свое умение владеть тонкостями искусственного освещения;
Подавая документы в МАРХИ, придется попотеть над классическим рисунком во всех его проявлениях, и не важно, что вы ярый поклонник художников-абстракционистов.
Еще одна очень важная часть обучения в творческом вузе, это знание, что вы, в первую очередь будете не на факультете, а в мастерской, где будет проходить весь пусть становления из любителя – в профессионала. Главным для вас будет мастер, который тоже будет участвовать в решении вопроса о вашем поступлении.
Следует понимать, что взаимоотношения мастера и ученика – это очень тонкая вещь. Ведь мастер набирает не просто студентов, а Учеников с большой буквы, так как именно с ними он будет работать в ближайшее время, делиться самым дорогим, что у него есть – опытом. У наставника должен сложиться крепкий творческий союз с подопечным, а в котором получат развитие в своей сфере две стороны – юная и зрелая.
Альтернативные варианты для талантов
Но что, если с мастером отношения не задались? Это вовсе не значит, что вы недостаточно талантливы. Многие спрашивают: если так сложно поступить в знаменитые академии искусств, можно ли выбрать вуз попроще? Но и тут все не так просто.
Если выражаться простыми словами, больше всего «повезло» актерам, для которых существует довольно широкий выбор альма-матер мастерства, только в Москве существуют несколько – РАТИ (ГИТИС), Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. А. П. Чехова, Театральный институт имени Бориса Щукина и ВГИК
После худодественной школы абитуриенту открыты масса новых дорог. Куда пойти дальше – решать вам!
Художникам повезло чуть меньше, им придется пытать счастье в получении высшего образования Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, либо в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском государственном университете печати, РАТИ или ВГИКе. Лучше подать документы сразу в несколько мест, чтобы повысить свои шансы.
А вот сложнее всего приходится будущим кинорежиссерам или кинооператорам. Для них открыта дорога только во ВГИК. Существуют и другие альтернативы для них, те же – Академия Натальи Нестеровой и ГИТР, н они готовят будущих работников телевидения, а ВГИК готовит творческие кадры для работы в кино. ВГИК – самая благоприятная и среда для будущих мастеров камеры, потому лучше всего ставить себе цель на очное дневное отделение, где в течение нескольких лет из вас сделают профессионала.
Альтернативы нет и у будущих архитекторов, для которых путь один – МАрхИ.
Самая кропотливая и сложная из творческих направлений – архитектура. Строительные университеты тоже готовят хороших специалистов, но до истинного архитектурного дела им довольно далеко.
Как стать студентом творческого вуза?
Мы перечислили самые престижные и перспективные учебные заведения нашей страны, которые больше всего манят творческую молодежь. Но всегда ли необходимо образование, чтобы творить? Ведь нельзя научить человека таланту – он либо есть, либо его нет.
Несомненно, можно, только стоит учитывать, что творческий путь может затянуться на долгие-долги годы, даже дольше, чем если бы вы предприняли шестую попытку поступить по ВГИК.
Да и не все профессии поддаются самообучению. Например, не все писатели и поэты заканчивали литературные вузы или хотя бы знакомы с филологией. Однако кинооператоров и архитекторов, не имеющих специального образования, встретить почти невозможно, а если они и есть, то явно будут вызывать сомнения в своей компетенции.
Творческий вуз дает не только знания и навыки, но и уникальный круг общения. Еще в вузе студенты часто начинают сотрудничать с будущими работодателями, зарекомендовывать себя как профессионала своего дела, создают своеобразную «элиту» творческого общества, которое после вуза будет сотрудничать между собой, и создавать будущее современного искусства.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!