Предмет и объект дипломной работы. Примеры.
Содержание
Предмет и объект работы – их грамотное, четкое определение является залогом хорошо организованного исследования в любом дипломе.
Что такое предмет и объект в дипломной работе?
Объектом, по определению, является то, что будет обозначать рамки изучаемого. Объектом может быть сфера знаний, конкретная область изучения, в границах которой Вы и будете раскрывать тему. Чтобы правильно выбрать объект дипломной работы необходимо изучить многочисленную литературу и уяснить предметную область, охватываемую интересующей Вас наукой или явлением
Отличие предмета исследования в том, что под ним понимается не изучение всего объекта, а уже отдельных его частей, процессов, их параметров и так далее. Предмет, в сравнении с объектом, является более узким понятием, как бы составной частью объекта.
Примеры предмета и объекта в дипломе
Рассмотрим это на примере дипломной работы на тему менеджмента. Допустим, объектом исследования является конкретное учреждение, деятельность которого можно рассматривать в разных ее аспектах. А в качестве предмета работы берете «функции кадрового менеджмента на предприятии».
Получается, что объект исследования является широким понятием, а предмет дипломной работы сужает его до конкретной темы.
Правильно определив данные две категории, Вы избежите проблемы некорректного раскрытия темы. Если же не разобраться с предметом и объектом диплома на начальном этапе, то на защите Вам могут сказать, что тема не раскрыта.
Для полной ясности обратимся еще к одному примеру, уже из сферы педагогики. Допустим, объект дипломной работы – рассмотрение учебно-воспитательного процесса в лицее. Тогда в качестве предмета исследования можно выбрать: «Диагностические методики по отбору детей для обучения в лицее» или «Механизмы ускоренного обучения». Выбрав объектом «Изучение иностранного языка», предметом исследования можно взять «Суггетивные методы обучения» и т.д.
Итак, предмет подлежит изучению только в границах определенного объекта. Предмет и тема исследования, как правило, совпадают.
Еще один способ отличить одно от другого, это всегда помнить, что объект отвечает на вопрос – «что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос – «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
Вооружившись точным определением предмета исследования можно избавиться от попыток объять необъятное. Сформулировать предмет дипломной работы можно, учитывая задачи, возможности и научные эмпирические описания объекта.
Еще один пример. Объект исследования – «Переработка учебных материалов в процессе обучения». В качестве предмета работы были выделены «Методы изменения учебных материалов, содержащихся в школьных учебниках». Здесь на предмет накладывается двойное ограничение. Не всё о «Переработке учебных материалов…», а только о методах изменения учебных материалов. Не о «Методах изменения любых учебных материалов…», а только о содержании школьных учебников.
Приведенные примеры четко показывают, что предмет выделяется из объекта, является его составной частью, что выстраивает легкую логическую конструкцию всего исследования. Однако уточним, что и предмет и объект в этих примерах ограничены какой-либо одной наукой (менеджментом или педагогикой).
Недопустимой ошибкой для начинающих исследователей может стать наличие отрыва предмета от объекта дипломной работы. В некоторых случаях предмет и объект попадают в разные научные области, и целостность работы нарушается, снижается системность результатов на выходе, а значит и теоретическая и практическая значимость работы в целом. Зачастую смысловое разъединение понятий происходит в таких сферах, как психология и педагогика. К примеру, объект может быть определен в психологической области – «Активность речи студента языкового факультета», а предмет находится в педагогической сфере – «Совершенствование речи с реализацией индивидуального подхода». Имеют место и обратные несоответствия.
Приведем положительный пример, где предмет, объект и гипотеза исследований конкретной темы формулируются правильно.
Предположим, что студент взял тему дипломной работы «Взаимодействия учеников современной школы в коллективе».
Объект дипломной работы – «Процесс воспитания в общеобразовательном учреждении».
Предмет дипломной работы – «Коллективные взаимодействия учеников».
Гипотезу дипломной работы студент сформулировал следующим образом – коллективное взаимодействие учеников будет иметь успех в случае:
- если существует заинтересованность учащихся и учителей взаимодействовать в коллективе;
- педагог знает методики построения, инициирования и реализации творческих процессов в коллективе;
- ученики обладают умением эффективных взаимодействий в коллективе.
Этот удачный пример наглядно показывает, что и предмет, и объект исследования принадлежат сфере одной науки, в данном случае – педагогике. Предмет дипломной работы является частью объекта, уточняя и конкретизируя последний.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!