Исследовательская практика отчет
Содержание
Прохождение научно-исследовательской практики – необходимая веха в образовательном процессе на уровне магистратуры. Поэтому ее содержание логически соответствует теме магистерской диссертации.
Как и любой другой вид практики, научно-исследовательская практика требует по своем прохождении подробного отчета, составленного согласно специальным требованиям образовательного учреждения к отчету и магистерской программе вообще. И если конкретные требования к содержанию и правила оформления отличаются у разных университетов, то базовые принципы составления отчета остаются неизменными. Именно эти аспекты и будут раскрыты в данной статье.
Индивидуальные задания на период практики
Научно-исследовательская практика в своих конкретных действиях отталкивается от индивидуального задания магистранта. Однако любое индивидуальное задание необходимо включает в себя ряд общих положений, которые впоследствии отражаются в тексте отчета. Среди прочего, они включают в себя:
1.Полное наименование выбранной темы и ее обоснование, включая анализ актуальности, разработанности и научно-практической значимости.
2.Ясное формулирование и постановка цели исследования и его задач.
3.Сбор, анализ и обобщение научной литературы по заданной проблематике, включая общую характеристику теоретической базы исследования.
4.Выбор методологии и формулирование принципов научного исследования.
5.Сбор и анализ правовой и нормативной документации, имеющей отношение к научно-практической работе исследования.
6.Сбор и анализ фактического материала для практической работы, включая общую характеристику эмпирической базы исследования.
7.Формулирование концепции научной работы по теме исследования.
Календарный план прохождения практики
Научно-исследовательская практика включает в себя стандартный дневник практики, иначе называемый календарным планом. В этом плане подробно расписаны все конкретные пункты индивидуального задания с указанием времени и сроков их выполнения. Каждый пункт этого дневника должен скрепляться подписью руководителя практики. Готовый план-дневник прилагается к основному корпусу отчета.
Отчет о результатах научно-исследовательской практики
В отчете по научно-исследовательской практике в первую очередь указывается тема работы. Далее, отталкиваясь от темы, формулируется предмет и объект исследования. Вслед за предметом и объектом прописываются цель и задачи практики. Вместе с целями и задачами приводится предварительный план диссертации, который, однако, может в дальнейшем корректироваться и видоизменяться по обстоятельствам практической работы.
В отчете также обязательно указывается актуальность выбранной темы исследования, аргументация ее практической и научной значимости, степень разработанности темы и смежного с ней круга вопросов в отечественной и зарубежной науке. Раскрывая уровень изученности заданной проблематики, желательно привести обзор основных научных трудов на данную тему, с которыми имел возможность ознакомиться магистрант, опять-таки, на русском и иностранных языках. Далее требуется подробно написать, какие методы избраны магистрантом для достижения цели исследования и решения его задач с указанием обоснованности именно этой методологии.
Далее составляется основная часть отчета. Как правило, она состоит из трех частей, каждая из которых отражает конкретный этап практической работы. Таких этапов, соответственно, тоже три:
1. Этап, целью которого является формулирование собственных научных результатов.
2. Этап оценки и рецензирования результатов научной деятельности других субъектов.
3. Этап апробации результатов научно-исследовательской работы.
Каждый из этих этапов имеет собственную форму отчетности. Первый этап включает в себя исторический анализ проблематики, анализ теоретической и практической частей научной работы. Отчет этого этапа имеет вид научной статьи с соответствующим оформлением и сопровождением.
Отчет по второму этапу включает в себя написание аннотации на научную статью, написания рецензии учебного пособия или иного учебного материала, рецензии учебной программы, включая методические материалы, планы семинарских занятий и пр., написания рецензии курсовой или выпускной (дипломной) работы. Соответственно, эта часть отчета носит рецензионный характер.
Третий этап включает в себя выступление с докладом на научной конференции и публикацию научных статей. Эти пункты научно-исследовательской практики в первую очередь и отражаются в отчете. Кроме этого, в отчете должна быть освещена проблема апробации результатов научной работы. Форма этой части отчета имеет вид перечня публикаций, научных и научно-практических конференций и различного рода форм внедрения в практику результатов работы.
Более того, в отчете должны быть обозначены сроки и место прохождения практики и сделаны заключительные выводы – чего удалось добиться практиканту и какие в процессе работы выявились недостатки организации и проведения научно-исследовательской практики. Очень важно, чтобы было отмечено, насколько удалось достичь целей и разрешить задачи, поставленные в начале.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!