Как написать реферат?
Содержание
Реферат – вид ученической работы, изложение материалов, взятых из нескольких источников, с самостоятельными выводами. По рефератам преподаватели оценивают умение своих студентов работать с научной литературой, четко выделять главное, подкреплять собственные мысли цитатами компетентных специалистов.
Рефераты приходится выполнять и школьникам, и студентам, и даже воспитанникам ПТУ. Умение написать реферат – базовый навык, освоив который, проще создавать более большие и сложные научные труды. Упрощенно говоря, реферат отличается от курсовых и дипломов меньшим объемом и меньшим числом использованных источников.
Но не всегда, ученики, особенно, если они никогда или почти никогда этого не делали, сразу способны создать четкий, логичный текст, соответствующий требованиям своего преподавателя и конкретного учебного заведения. Хотя, на самом деле это совсем не сложно.
Выбрал тему – считай, полдела
Определиться с темой нужно как можно раньше. Так больше времени останется на написание и даже на отлынивание от начала работы (редкий студент после выдачи заданий сразу начинает их выполнять, и это вполне нормально, главное – распределить сроки так, чтобы не делать все в ночь перед сдачей).
Хорошо, когда есть выбор хотя бы из нескольких тем. Тогда брать в работу стоит либо самую интересную, либо наиболее понятную, известную. В первом случае искать и обрабатывать информацию будет увлекательно, и это обязательно положительно скажется на конечном результате. Во втором – над темой, по которой уже есть знания, работать проще.
Но даже если такой «роскоши», как выбор, преподаватель не предоставил, знайте: из любой предложенной темы можно создать большой научный труд, не то, что маленький реферат. А с ним-то вы уж точно справитесь.
Times, 12-14, по ширине с введением и заключением
Существуют общие требования к оформлению письменных учебных работ: шрифту, кеглю, интервалу, отступам, выделениям в тексте. Подробно эти требования можно посмотреть, набрав в любом поисковике ГОСТ 7.32-2001. Как правило, диссертации, дипломы, курсовые, а вместе с ними и рефераты набираются 12 или 14 кеглем, шрифтом Times New Roman, текст выравнивается по ширине, между строк устанавливается полуторный интервал, а абзацы начинаются с отступом в 1,25 мм.
Но в каждом учебном заведении могут присутствовать свои нюансы, касающиеся оформления печатных письменных работ. Например, где-то сноски просят указывать строго в квадратных скобках и подробно расписывать в конце работы, а где-то признают более привычные и удобные для чтения постраничные под номерами 1, 2, 3…
Все это прописывается в методичках, их нужно требовать у педагогов. Методички пригодятся и в будущем.. Никогда не лишнем будет дополнительно уточнить у преподавателя: как оформлять параграфы, центрировать ли заголовки, выделять курсивом или полужирным примечания… Даже если это не столь важно, всегда полезно, если учитель заметит упорного, явно тянущегося к знаниям студента.
Антиплагиат – полезная программа или кошмар студента?
Уникальность – одно из основных требований, предъявляемых к учебным работам. Парадокс: преподаватели настаивают на тщательной проработке проблемы со стороны студентов, чтобы те в своих исследованиях основывались строго на мыслях других авторов, но в то же время принимают уникальные тексты. Стандартные требования к дипломам и курсовым – минимум 70% уникальности по межвузовской программе «Антиплагиат». С рефератами чуть проще, для них редко выставляются столь жесткие рамки уникальности, но проверяющий при желании всегда поймет: самостоятельно ли написана работа или скомпилирована. Даже если на пресловутые проценты никто не смотрит, выводы и итоги должны демонстрировать самостоятельную работу мысли исполнителя.
Так как же все-таки писать?
Для написания любой работы главное начать. Выражения «у страха глаза велики», «дело мастера боится» и им подобные не зря придуманы, стоит только сесть за компьютер, написать примерный план работы и … дело будет двигаться довольно быстро.
С источниками, откуда брать материал, в наше время проблемы вряд ли возникнут. Для реферата зачастую достаточно доступных учебников, но если требуется более тщательное исследование, всегда выручит интернет с тематическими статьями, готовыми научными трудами от докладов до авторефератов диссертаций. Особо дотошным ученикам можно порекомендовать искать работы на иностранных сайтах, и не беда, если вы владеете только русским языком, переводчик Google вам в помощь.
Итак…
Первый лист – титульный. Как он должен быть оформлен, определяет учебное заведение. Как правило, пишется название реферата, кто его выполнил (ФИО ученика, класс или курс) и кто проверил, а также название учебного заведения, учебный год.
Второй – содержание. Обдумайте: как разбить выбранную тему не менее чем на две главы.
Во введении (его легче писать после создания основного текста) дается краткое описание: о чем работа, чем она актуальна, чем привлекла студента, что он хочет ею доказать или опровергнуть. Если требуется обязательно описывать предмет и объект исследования (для рефератов это не всегда нужно), то знайте: предмет – это название того, что вы пытаетесь изучить, а объект – то, что непосредственно подвергается исследованию.
Реферат – небольшая, но все же научная работа, поэтому предложения от первого лица в нем неуместны. Ученик пишет о себе в третьем лице («автор полагает», «тема интересна тем, что...»).
«Тело» реферата создается по принципу: от общего к частному. В первой главе пишется история вопроса, основные теоретические положения, взгляд на проблему разных исследователей. Во второй студент сосредотачивается на конкретике: подробно рассматривает какое-то одно положение, проблему, упомянутую в начале работы, максимально подробно описывает заинтересовавшие его моменты.
Если реферат включает в себя практическое исследование, то тогда в первой главе (или в первой и во второй) описывается теория, даются предположения, подтвердится ли она, а в третьей (или, соответственно, во второй, если глав предполагается две) описывается эксперимент.
В конце каждой главы делаются краткие выводы, выкладки из которых затем прописываются в заключении. В заключении еще раз напоминается, что исследуют, что хотел доказать своей работой автор, компилируются итоговые положения.
Последним идет список использованной литературы. Для реферата он должен составлять не менее 2-3 источников, лучше – намного больше. Тенденция последних лет – требовать от исполнителей только свежую информацию, из недавно опубликованных статей и вышедших в свет учебников.
И последнее: рефераты часто зачитываются, как доклады перед аудиторией. Любую работу украсят видео, слайды, презентации, с их помощью докладчика интереснее слушать, их наличие – один из признаков того, что ученик постарался, выполняя свое исследование.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!