Сюжет и главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Каждое литературное произведение представляет собой ряд определённых событий, указывающих на отношение автора к героям, явлениям и событиям. Они необходимы для раскрытия характеров всех действующих лиц. Продумывая сюжет романа «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов шаг за шагом «разворачивал человеческую душу». В процессе знакомства с произведением читатель узнаёт о главном герое, пытается понять, почему он вызывает так мало симпатий.
Оглавление:
Работа над произведением
Известный роман Михаила Юрьевича Лермонтова поражает и увлекает сюжетом. Главный герой — Григорий Печорин — далеко не положительный. Автор показывает трудности его быта, используя психологические приёмы.
Работа над произведением началась в 1838 году, тогда первые его наброски представляли собой главу «Княгиня Лиговская», в которой и появился Григорий. А в 1839 появилась повесть «Бэла» и «Фаталист». Казалось бы, автор пытается привлечь внимание интересным сюжетом. Но нет, в произведении нет единой сюжетной линии. Все повести разрознены, но соединяются одной жизненной линией Печорина.
Особенности сюжета
Русский критик В. Белинский определил произведение как повесть, в которой нет ничего случайного. Есть главная идея, из которой всё выходит, и в которую всё возвращается. Это указывает на нарушение хронологического порядка «Героя нашего времени». А сам автор не придерживался последовательности, так как она не важна для воплощения задуманного.
В каждой повести что-то привлекает внимание читателя, заставляет по-новому изучить характер Григория. Лермонтов сделал его героем того времени с особым замыслом. В нём много привлекательных черт и хорошее отношение к людям. Читатель понимает, что хронология «Героя нашего времени» построена таким образом, чтобы показать сложный характер Печорина, его противоречивость и непредсказуемость.
Ряд событий, которые выстраиваются по задумке автора, называются сюжетом. Хронологическая последовательность в произведении — это фабула. В произведении простая хронология отсутствует, таким образом автор переходит от одного события к другому, бросается из прошлого и заглядывает в будущее. Хронологическая последовательность глав и авторский ряд, а также соотношение сюжета и фабулы приведены в таблице.
Порядок повествования в романе | Хронологическая последовательность глав |
|
|
Возможно, читателю было бы увлекательнее узнавать о жизни героев по хронологии. Но для Лермонтова увлекательность не так важна. Автор не пытается частить, а всего лишь показывает истинную бытность героев XIX века.
Хронология событий в романе
Если бы М. Ю. Лермонтов соблюдал привычное построение частей, то читателю сначала предстала бы Вера. Именно с ней Григорий Печорин знакомится раньше, чем в его жизни появляются другие герои. В процессе чтения можно увидеть, что и временная последовательность романа нарушена и отличается от выбранного автором порядка:
- В «Тамани» Печорин едет в «действующий отряд по казённой надобности».
- Во второй части повествуется о пребывании на водах, о знакомстве с княжной Мэри, о дуэли с Грушницким.
- После происходящих событий Печорина отправляют в крепость Н.
- Затем он живёт в казачьей станице и решает вопрос о предопределении судьбы человека.
- Решается на похищение Бэлы.
- И уже в предисловии к «Журналу Печорина» читатель узнаёт, что Печорин умер, возвращаясь из Персии.
Что касается нумерации частей романа, то сначала о главном герое говорят временные попутчики в повести «Бэла», а затем рассказывает Максим Максимыч, описывая историю о молодой черкешенке. На протяжении всего романа читатель составляет представление о характере Печорина, его мыслях, чувствах и чаяниях.
Сюжет и фабула не совпадают, да и сам автор не пытается заставить постигнуть характер Григория. Сюжет построен таким образом, чтобы читатель смог заглянуть в глубины собственной души.
Произведение представляет собой первый в русской литературе психологический роман. А портрет Печорина — это портрет целого поколения.
Во всех любовных сюжетах Григорий — это чудовище. Однако женщины тянутся к нему, так как чувствуют в нём силу, которую утратили современные мужчины. В итоге герой разочаровывается, а для девушек происходящее является настоящей катастрофой.
В последней повести Лермонтов описывает основную проблему: несёт ли Печорин ответственность за свою судьбу, или всё фатально предусмотрено заранее. Точного ответа нет. Можно долго размышлять, насколько фатум определяет судьбу человека.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!