Направление и жанр произведения «Герой нашего времени»
Вопрос о жанре произведения «Герой нашего времени» все время был важным для литературоведов и исследователей, поскольку роман Лермонтова представляет собой новаторство в русской и мировой классической литературе. Он считается идеальным образцом, который открыл новую творческую нишу для поэта в дальнейшем.
Оглавление:
История написания
История создания произведения покрыта тайной. До сегодняшнего дня не ясно, что конкретно вдохновило писателя на написание этого романа. Но точно известно, что у большинства главных героев и ситуаций в повести есть реальные прообразы:
- Непосредственно сам автор испытал то, что случилось с его персонажем в главе «Тамань».
- На образ доктора Вернера повлиял врач Н. В. Майер, который дружил с декабристами, находившимися в ссылке на Кавказе.
- Юнкер Грушницкий является прообразом Николая Мартынова, именно он в дальнейшем убил Лермонтова на дуэли.
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» сильно напоминает «Евгения Онегина» Пушкина. Даже фамилию основного персонажа Юрий Михайлович выбирал наподобие пушкинского героя — Онегин произошел от названия речки Онега, а Печорин назван в честь реки Печора. То есть задумка писателя продолжает творческие поиски Александра Сергеевича. Перед читателем открывается новый вариант Онегина, который определяется автором как более циничный человек и описывается со всех сторон.
Направление и жанр романа
По жанру «Герой нашего времени» считается первым романом в лирико-психологическом стиле в мировой литературе. Писатель объединил глубокую психологию с конкретной сюжетной линией и активными действиями главного героя.
«Герой нашего времени» относится к жанру реализма, невзирая на наличие многих романтических особенностей наподобие южной экзотики и яркой личности, который противопоставляется остальному обществу. Писатель стремился к реальному описанию всех жизненных аспектов, а герои в полноценной мере соответствуют окружающей обстановке и проживают с учетом соответствующих закономерностей.
Во время написания произведения Лермонтов использовал одну из разновидностей нелинейной композиции. События происходят не по хронологической схеме, а с учетом задумки писателя раскрывается образ основного персонажа.
Большинство литературоведов и историков выдвигали разные гипотезы смысла названия. Краеугольный камень всех споров состоит в отношении писателя к своему главному персонажу. Некоторые считают, что слово «герой» используется в своем прямом значении, и этот образ для автора является по-настоящему идеальным образцом для подражания в высшем обществе XIX столетия.
Но также многие высказывают мнение о том, что «герой» применяется в значении персонажа литературного произведения, это подчеркивает типичность всего происходящего в основной сюжетной линии.
Композиция произведения
В первой главе лирический персонаж писателя, находясь на Кавказе, знакомится со старым военным командиром Максимом Максимовичем. В разговоре последний рассказывает о том, как он проходил службу вместе с юным помещиком Григорием Печориным, и о том, как молодой офицер в последующем являлся причиной несчастья одной грузинской семьи.
Немного позже главный герой и Максим Максимович встретились непосредственно с Печориным, который собирается уехать в путешествие по Востоку. Затем читатель узнает о гибели Григория и том, что его записная книжка попадает в руки лирического персонажа.
В следующих главах описывается внутренний душевный конфликт Печорина. Также Лермонтов поднимает проблематику одиночества и потребности человека в постоянном антагонизме. Если в начале произведения Григорий воспринимается читателем как бездушное существо, то ближе к окончанию произведения образ этого персонажа стал более человечным и неоднозначным.
Описание героев
Произведение было создано Лермонтовым как роман, который состоит из нескольких повестей. Основными персонажами в нем являются:
- Печорин — юный офицер и помещик. Имеет красивую внешность, но душевно опустошен. Он живет без какой-либо цели. У него нет конкретного смысла жизни. Григорий надменный, самовлюбленный, циничный, но в то же время образован, в некотором смысле даже благороден и может искренне любить. В течение всего произведения пытается заполнить внутреннюю пустоту, но приносит остальным людям только страдания. Он умер, так и не найдя смысла жизни.
- Бэла — привлекательная и высокомерная грузинская княжна, которую похитил Печорин. Она поддалась на манипуляции и полюбила его. Затем, когда Григорий охладел к девушке, она замкнулась в себе, тосковала, а после являлась жертвой кровной мести горца Казбича ее семейству.
- Мери — юная княжна. Умная, красивая, сохранила живость манер и естественную привлекательность. Наивно поддается обаянию мужчин. Стала жертвой ужасного эксперимента Григория, разбившего ей сердце.
- Вернер — престарелый врач. Является двойником Григория. Циничен и образован, но при этом человечный и сострадательный. Как и главный персонаж, ненавидит общество, однако чувствует, что не может противостоять ему, это основная причина их взаимного отдаления.
- Грушницкий — молодой офицер. Описан как кривое зеркало Печорина. Хочет преподать себя настолько же отверженным жизнью, как и Григорий, чем вызывает у последнего раздражение. В действительности же Грушницкий подлый, мелочный и прагматичный. Не может добиться руки Мери и умирает на дуэли с Печориным.
- Максим Максимович — от обычного крестьянина смог дослужиться до офицера. Является трудолюбивым и исполнительным, имеет высокие моральные принципы. Порицает поведение Григория, однако испытывает симпатию к нему.
- Вера — старая любовь Григория. Очень образованная женщина. Невзирая на второе замужество, влюблена лишь в Печорина, великолепно понимает, какие мучения он до этого принес. В результате она тоже оставляет Григория, повергая последнего в отчаяние.
Тематика и проблематика
Тема произведения довольно богата разными вопросами, которые актуальны и сегодня. Вот только основные из них:
- Дружба. Писатель скептически отнесся к этой теме. Максим Максимыч был уверен, что он друг Григория, однако так и не понял Печорина. Приятельские отношения с Вернером тоже разрушились. Как считал автор, человек постоянно является одиноким.
- Любовь в произведении приносит только горе. Григорий хочет по-настоящему влюбиться, однако только вредит остальным. Это принесло страдание Вере, также же разбило сердце Бэлы и Мери. Любовь не является благом, а сложнейшим испытанием.
- Кавказ, который представляется перед читателем экзотическим и красивейшим местом с первозданной природой, населенный благородными людьми со своими нравами и традициями.
- Пейзаж, отображающий развитие взаимоотношений между героями и показывающий внутреннее состояние главного персонажа.
- Судьба. Писатель верит, что все уже определено. Григорий в страданиях обречен жить несчастной судьбой. Но автор призывает не смиряться с этим, а бороться.
Проблематику произведения также нужно выделить отдельно. Основная проблема, которую поднимает Лермонтов в романе, это лишние люди — юное поколение дворян. Лермонтов видел, как эти люди лишаются забот и устают от жизни, становясь проблемой для страны в дальнейшем. Они лишь слоняются по комнатам и тратят деньги, которые нажиты трудом крепостных. Эти люди не способствуют процветанию России, а губят страну. Помимо этого, писатель затрагивает личный аспект: как непосредственно «лишнему человеку» понять собственную неприкаянность. В этом и состоит суть трагедии Печорина.
Другой проблемой является общество. Автор порицает лживое и несерьезное высшее общество, порождающее таких персонажей, как Грушницкий и Григорий. От этого происходят все проблемы, которые были описаны в романе.
Непосредственно Печорин в разговоре с княжной сказал, что он стал циничным и эгоистичным только из-за того, что ступил на тропу, которая была навязана окружением. В Григории рассмотрели человека, коим он не являлся, и он стал им, чтобы удовлетворить спрос.
Главная мысль
Писатель попытался воспроизвести сложную судьбу «лишнего» человека, описав недостатки, разъедающие дворянское общество XIX столетия. Лермонтов четко подметил симптомы этого заболевания, и смысл произведения заключается в диагностике общественного феномена — сломленного, эгоистичного и инфантильного молодого поколения после декабристов.
Основная идея писателя заключается в том, что главный герой является результатом политических и общественных проблем, о чем большинство людей пытаются умолчать. Так, бессмысленная жизнь юного и зажиточного дворянина объясняется только единственным обстоятельством — этот человек не видит применения собственных сил.
Он образован и понимает, что за реальную инициативу (восстание декабристов) правительство отвечает дворянам арестом и ссылкой, потому разочаровывается в своей стране и прожигает жизнь просто так. Он не требуется отчизне, очень далек от остального сословного класса и обвиняет себя в неравенстве между крестьянами и дворянами. Писатель, являясь оппозиционером, обвинял поколение в инфантильности и показывал циничную душу этих людей.
Произведение учит тому, что жизнь на самом деле жестокая и несправедливая. Люди слабы и ничтожны, могут повиноваться только судьбе. Но при этом писатель призывает читателя продолжать жить и победить несправедливость, невзирая даже на то, что эта борьба изначально может быть обречена на проигрыш.
Мораль писателя обусловлена романтическим миропониманием: в бунте нет практического смысла, однако он прекрасен и человека ведет к идеалу. Этого вполне хватает, чтобы, как и Печорин, играть с судьбами других людей.
Однако обычному читателю понятнее нравственные уроки этого романа: необходимость морального развития и труда в жизни всех людей. Праздность развращает человека, и, какой бы он умный ни был, все пропадет зря, если талант не использовать. Также не стоит жить лишь ради себя, поскольку это существование на самом деле бессмысленно и напрасно.
1 Комментарий