Сочинение на тему «Почему Печорин одинок и несчастлив»
У лермонтовского героя произведения «Герой нашего времени» был очень странный характер, который играл не последнюю роль в формировании его судьбы. Он презирал женщин, но одновременно с этим и страстно любил их, блистал смелостью и плакал навзрыд. На это были свои причины и их можно выяснить в сочинении «Почему Печорин одинок и несчастлив?».
Оглавление:
У лермонтовского героя произведения «Герой нашего времени» был очень странный характер, который играл не последнюю роль в формировании его судьбы. Он презирал женщин, но одновременно с этим и страстно любил их, блистал смелостью и плакал навзрыд. На это были свои причины и их можно выяснить в сочинении «Почему Печорин одинок и несчастлив?».
Бремя силы
Автор с самого начала даёт понять, что его герой является нетипичным для общества человеком. В своей жизни он старается выбирать самые сложные пути и предпочитает идти по ним, иногда вопреки здравому смыслу. Его странность проявилась и в истории с Бэлой, когда он, добившись её после долгих и целенаправленных ухаживаний, вдруг меняет вектор отношения и становится безразличным к её любви.
Однако он это сделал осознанно, а не по случайной прихоти рассудка. Понимая, что жизнь его кончится после того, как он обвяжет себя любовью с девушкой, он всеми силами старается вырваться из её уз, потому всякому душевному огню необходимо пространство для реализации. Без него он задохнётся и погаснет. Во всех историях без исключения внутренняя сила будет толкать его ко всё новым испытаниям, не давая надышаться запахом счастья.
На основе его поведения можно составить некий психологический портрет с набором определённых качеств. К ним относятся:
- спокойствие и холодный рассудок;
- мудрый взгляд на вещи;
- смелость;
- незаурядный ум;
- азартность;
- душевный поиск.
Почти в любом обществе он испытывает скуку и не может находиться в нём длительное время. Из-за этого он часто слывёт гордецом и «зазнавшимся» в своих кругах. Как следствие, в его жизни нет друзей, а есть лишь приятели, которых так называет сам герой.
Рабство дружбы
Одиночество в «Герое нашего времени» было связано с некоторыми особенностями мировоззрения Печорина. Его мудрость проявилась в очень интересном взгляде на дружбу людей. Он заметил всю её бессмысленность и презирал. Считая, что во всякой дружбе всегда один человек является рабом другого, он ни с кем не заводил близких доверительных отношений. Рабом он быть не может, а управлять совестно и трудно: необходимо постоянно обманывать и хитрить.
Он имел случай познакомиться с некоторыми людьми и общаться с ними довольно продолжительное время (Максим Максимыч, Грушницкий), но друзьями их не считал. К слову, за это Максим Максимыч и обиделся на него, когда после долгой разлуки с ним Печорин всего лишь коротко улыбнулся и протянул руку, когда тот на радостях хотел обнять друга. Если подумать, то он был прав. Каждый человек в той или иной степени самолюбив и не умеет общаться с другим, даже если тот его друг. Он говорит, слушает и думает только о себе, а если и интересуется жизнью другого, то просто ради приличия.
Одиночество как привилегия
Дружба всегда обязывает к чему-либо, и это является её главным минусом. Многие люди закрывают на это глаза, ведь плюсов от неё гораздо больше, как им кажется. Имеющий друга человек всегда располагает следующими преимуществами:
- ощущение значимости;
- отсутствие скуки;
- возможность взаимовыручки.
У одиночества же есть только один плюс и он заключается в независимости. Можно долго спорить, что же лучше: быть одиноким или окружённым многочисленными друзьями. Стоит сказать только, что быть одному гораздо тяжелее в моральном плане, т. к. свобода всегда дорого обходится человеку.
Выбрав этот путь, он изначально обрёк себя на несчастное существование. Нельзя утверждать, что для него это было вполне терпимо. Ощущение силы и отсутствие каких бы то ни было связывающих цепей в отношениях иногда поднимают в нём горький забытый осадок, заставляющий задуматься о смысле своего существования.
Скука спокойной жизни
Как следствие, он вынужден искать его в других жизненных ипостасях. Его внутренний голод заставляет двигаться и не засиживаться долго на одном месте, чтобы не думать о своей горькой доле одинокого человека, думы о которой только съедают всю жизненную энергию и загоняют в тоску. Кроме того, он постоянно ищет способ развлечь свою тоскливую душу.
Неспокойный и язвительный характер Печорина часто склоняет его к самым изощрённым выдумкам и участию в историях. Однажды он чуть не задавил на своей тройке близ проходящего чиновника, за что последний глубоко обиделся и начал питать к нему сильную ненависть. Усугубилось это ещё и тем, что Печорин огласил это смешное, по его мнению, происшествие своим приятелям, тем самым высмеяв чиновника.
Естественно, тот не захотел оставить это просто так и просил публично принести извинения. Беспристрастный Печорин отказал ему в этом и в ответ на его возмущения предложил драться. Это и кончилось бы дуэлью, если бы не семейные обстоятельства чиновника, смерть которого была бы недопустимой для его одинокой матери, которую он содержал.
Помимо этого, у него были и другие выходки. К ним можно отнести:
- намеренные издёвки над своим «другом» и влюблённой в него девушкой;
- бессмысленное убийство своего приятеля;
- разрушение чужой семьи.
Он сам себе признавался, что ему везде скучно и всегда радовался очередной «завязке» истории. Оттого, что он ни с кем не имел действительно дружеских и близких отношений, ему ничего не стоило жестоко расправляться со всеми своими знакомыми, вставшими у него на пути.
Клеймо убийцы
Если невинные, хотя и злорадные выходки Печорина могут только повеселить читателя, то последняя история с Грушницким заставит их вскинуть брови. То, как поступил главный герой, было по меньшей мере неожиданностью. Сразу вспоминается предостережение самого Лермонтова во вступлении, где говорилось о крайней нечеловечности персонажа.
На фоне предшествующих событий, где герой представал перед глазами как человек тонкого юмора и сильного благородного характера, его последний поступок вызывает когнитивный диссонанс. Его дуэль с Грушницким была не совсем честной. Последний со своими секундантами хотели подсунуть Печорину пустой револьвер. Он случайным образом узнал об этом заговоре и в нём вскипела сильная злость на своего приятеля.
Несмотря на это, Грушницкий не решился убить его (хотя мог), а лишь ранил в ногу. В главном герое же продолжала гореть обида и он пошёл на чёрный компромисс со своей совестью, убив своего обидчика. Если в смерти Бэлы он не был непосредственным виновником, здесь от его руки действительно ушёл из жизни человек. Он убил его потому, что тот не хотел публично принести извинения за клевету в его адрес. Неизвестно, на что ещё пойдёт человек принципа, если он готов за него взять на себя такой грех.
Самобичевание героя
Вряд ли он не осознавал, что убийство его приятеля не будет иметь трагических последствий в первую очередь для его души. Он знал, что такому человеку будет тяжело жить, постоянно скрывая в себе боль и слёзы раскаяния. Каким-то неведомым образом он принял решения взять на себя эту тяжёлую долю и продолжать жить с ней. Неудивительно, что спустя некоторое время после дуэли его нервы не выдержали, и он долго омывал слезами землю.
Этому способствовал ряд событий, виновником которых и был он сам. Отвергнув влюблённую девушку и загнав её в болезнь, он параллельно с этим разрушал другую семью. В него была влюблена старая знакомая, которую и он очень любил. Ради него она бросила мужа, но он, несмотря на свою любовь, продолжал её мучить, не подавая надежды на совместную жизнь. В последний момент он спохватился и захотел последний раз встретить её перед отъездом, но его конь пал в пути от истощения.
В этот момент он был вынужден оказаться в жалком положении духа: раскололось и улетучилось как дым всё его хладнокровие и выдержка. После двух бессонных ночей, напряжённых нервов и всех прошедших событий он не выдержал и горько зарыдал. Создаётся впечатление, что человек нарочно всё это делал, и это есть его идеальная жизнь, когда в ней полно страданий и есть причина для душевных мук. Это, возможно, и есть причина, почему Печорин несчастлив.
Парадокс Печорина
Заканчивая сочинение «Почему Печорин обречён на одиночество?» надо сказать, что психику людей нельзя объяснить одной логикой, ведь это не программный код в машинах. Мы слишком сложны и руководствуемся в принятии решения многими аспектами. Чем выше интеллект у человека, тем сложнее объяснить его поведение и мотивы. Вполне возможно, что некоторые выходки сумасшедших и глупых, по нашему мнению, людей мы неспособны понять только потому, что сами не соответствуем их уровню. Вероятно, это и есть причина, почему у Печорина был такой неоднозначный характер.
Заурядная личность всегда будет стремиться к созданию комфорту вокруг себя, где всё понятно и разложено по полочкам. Так проще жить, не напрягая свои душевные силы. Тот, у кого слишком большой потенциал, может задохнуться в комфорте и просто сойти с ума, как умирает от порока сердца способный атлет в душных стенах от сидячей работы. Герою были необходимы постоянные проблемы так же, как и пища с водой. Без них он не чувствовал себя живым и спокойную обстановку всегда разрушал новыми приключениями, пусть и неприятными.
Нельзя строго осуждать Печорина и ставить на него печать нравственного калеки. Может быть, он был слишком силён для общества, в котором ему приходилось жить. Он знал наизусть их слабости, потому что всегда и во всём честно признавался себе, чего не делали другие люди. Недалёкие люди за это считали его высокомерным и наполненным презрения, хотя о себе при этом были куда лучшего мнения. Когда кто-то инициативный и одарённый стиснут рамками общества, их глупым поведением и порядками, ему неизбежно приходится подстраиваться и влачить свою несчастную жизнь, попутно ища в ней смысл и раскрытие своего потенциала.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!