Статья Дмитрия Писарева о романе Ивана Гончарова «Обломов»
Блестящее произведение И. А. Гончарова, опубликованное в 1859 году, было встречено русскими литературными критиками как значительное общественное событие. Д. И. Писарев о романе «Обломов» высказался в духе собственной концепции философского реализма: «Мое дело — обратить внимание читателя на те факты, которые всего более дают материалов для размышления».
Оглавление:
Основная идея
По мнению Дмитрия Ивановича, в «Обломове» обозначена не мелкая и сугубо художественная, а глобальная общечеловеческая проблема, связанная с психологией личности. И. А. Гончаров ставит перед читателем сложную задачу, которую возможно решить только при определенных исторических обстоятельствах и явлениях, формирующих национальный характер.
Автор предлагает думающим людям проследить за формированием и развитием губительной болезни, именуемой апатией. Необходимо тщательно изучить ее почти «мертвящее» влияние на ум, душу и лучшие чувства человека. Главный замысел писателя заключается в достоверном изображении мирного и покорного недуга, усыпляющего жизнь.
О целостности идеи кратко можно сказать, что она без каких-либо вводных обстоятельств, посторонних сюжетов от начала до последней главы произведения развивается самостоятельно, не прерываясь «побочными» происшествиями. А вопросы, поднятые писателем, касаются каждого человека, имеющего подлинные чувства.
В критической статье Писарева «Обломов» характеризуется как глубоко продуманный роман без единой случайности. Композиция строго подчиняется лишь одной главной идее о мирной по природе и покорной по воздействию апатии, которой автор дал название «обломовщина». Это болезнь, определяющая жизнь не только каждого человека, но и всего общества.
Еще статьи по роману "Обломов":
- Характеристика Михея Тарантьева в романе «Обломов»
- Тема любви в романе Гончарова «Обломов»
- Ольга Ильинская: образ и характеристика героини в романе «Обломов»
- Идейный смысл романа И. Гончарова о жизни Обломова
- Любовь Обломова и Ольги в романе Ивана Гончарова «Обломов»
- Характеристика гостей Обломова и их отношения к нему и к жизни
- Характеристика Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова
- Столкновение мечты с действительностью в жизни Обломова
- Особенности композиции и жанра в романе Гончарова «Обломов»
- Правда Обломова: историко-философский смысл романа
- Обломовка: описание деревни и характеристика жителей
- Поведение Штольца в обществе и на службе, сравнение с Обломовым
Характеристика главного героя
Илья Обломов — центральный образ романа, созданный Гончаровым путем совмещения совершенно разных жизненных направлений, указывающих на формирование личности в противоречиях. С одной стороны, Илюша был воспитан в худших барских традициях, а с другой — получил прекрасное образование, позволяющее задумываться о явлениях, присущих миру во всей его сложности.
Читатель может обнаружить своеобразное отношение в критике Писарева к Обломову, сопровождающееся глубокими философскими замечаниями и рассуждениями. Критик подчеркивает важные моменты воспитания, оказавшие влияние на характер персонажа.
Дмитрий Иванович обращает внимание, как, будучи ребенком, Илья был изнежен, избалован и огражден от опасностей, трудностей и любой деятельности, требующей приложения усилий. Взросление мальчика прошло в неосмысленной умственной дремоте, которая была свойственна его родителям. Так появились первые ростки «ленивой болезни».
К серьезным ошибкам воспитания Писарев отнес:
- подавление порывов резвости;
- осуждение любознательности;
- потакание прихотям и капризам;
- чрезмерную опеку.
Молодой человек вырос безынициативным, физически слабым и инертным. С юных лет он уже был равнодушен к окружающему миру, имея собственные нравственные взгляды и принципы существования. В рамках концепции этой мирной апатии и рассуждает Писарев о романе. Обломов у него — не только изнеженный бездельник, но и убедительный философ. Илья Ильич действительно смог уверить себя в том, что он мыслитель и наблюдатель.
«Обломовская» лень заключалась не в примитивном отказе от всех видов деятельности. Она имела силу закона в его внутреннем мире.
Краткий анализ истории его детства и юности позволяет понять, что жизнь не требовала от него никакого движения, не бросала вызов, не ставила в сложные обстоятельства. От бытовых тягот он был защищен слугой Захаром, а от финансовых трудностей — родительским капиталом, избавляющим от необходимости трудиться. Таким образом, сложились тепличные условия для развития страшной болезни — апатии.
Образ Штольца
В противовес главному герою И. А. Гончаров изображает Андрея Штольца. В отличие от Обломова, обрусевший немец рос в строгости. Принципиальной позицией его родителей было воспитание гармоничной личности. Ребенка с детства приучали к самостоятельности, предоставляя свободу, требующую принятия волевых решений и непременных действий. Отец учил ребенка практичности, а мать, будучи потомственной русской дворянкой, заботилась об эстетическом развитии дитя.
Штольц постепенно научился разумно пользоваться жизненными возможностями и трезво оценивать явления современного ему мира. Сначала читателю может показаться, что характер предприимчивого человека слишком холоден и суров. Но при более близком знакомстве с этим героем становится понятно, как его критическое мышление вкупе с разумными действиями сглаживает некоторые недостатки.
Среди важных качеств Андрея Штольца Писарев отмечает:
- твердость воли;
- ясный, практичный ум;
- уважение к возвышенному и прекрасному.
Критик делает акцент на том, что таких людей, не дающих воли страстям, способных к самоанализу и полезной деятельности, крайне мало в обществе. Их ценность очень велика. Холодность он относит только лишь к убедительному доказательству самодостаточности.
Любовь для Штольца тоже сопряжена с рассудочностью. В статье Писарева про Обломова несколько раз подчеркивается противоположность взглядов Ильи и Андрея. Для первого любовь — высокое, духовное, возвышенное чувство, для второго — практичный союз уважающих друг друга людей, где нет места служению идеалам.
Любовная линия
Дмитрий Иванович дал интересную оценку теме любви, поднятой в романе на недосягаемую высоту. В конспекте своей критической статьи Писарев связал успех построения любовного сюжета с «полным и тонким знанием человеческой природы вообще и женской в особенности». Образ О. С. Ильинской буквально очаровывает читателя невыразимой прелестью и реалистичностью.
Личность Ольги Сергеевны близка и понятна любому человеку, поскольку у нее нет выдающихся достоинств и впечатляющей внешней красоты, чтобы предстать в образе роковой соблазнительницы, невольно ломающей судьбы влюбленных мужчин. Оля была обыкновенной, но ее выделяли среди тысяч похожих девушек естественность и осознанность.
Именно эти качества «бросали оригинальный колорит на все ее действия, движения и слова». Ильинская является женщиной будущего, поскольку ей присуще острое чувство гражданского долга, а также умение ясно и изящно мыслить.
Именно встреча с Обломовым и неожиданная любовь к умному слабому человеку поспособствовала мощному духовному развитию героине. Каждая новая деталь в их отношениях дарит Ольге бесценный жизненный опыт и совершенствует характер.
Сначала Гончаров изображает ее любовь как идею спасения Ильи от апатии и страха перед действительностью. Затем гуманный порыв перерождается в глубокое разочарование, которое впоследствии даст серьезный толчок к пониманию истинного любовного чувства к Штольцу — близкому ей по духу и образу мыслей.
Романтическое чувство Обломова очень ярко вспыхнуло. Он влюбился в смышленую Олю, как мальчишка, и даже на какое-то время проснулся от «ленивой дремоты», построил планы, которым не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку любовь быстро угасла, как огарок свечи.
Болезнь души снова парализовала волю. Илья Ильич вернулся в плен «обломовщины». Ольге не удалось спасти убежденного философа.
Болезнь времени
Гончаров очень точно показал глухую борьбу человеческой природы и долга. Главного героя он наделил сильным умом и пониманием сути жизни и личных обязанностей. Дмитрий Иванович приводит цитату автора о внутреннем конфликте Ильи Ильича: «Он понял умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, труде и деятельности».
Нежелание трудиться, отсутствие желания творить, отвечать вызовам времени — пороки, которые Обломову удавалось оправдывать с помощью собственной философской системы о пустоте существования. Праздность сделала его совершенно слабым физически и духовно. Его чувства как будто атрофировались, а бессилие, вызванное тяжелой апатией, не позволяло найти цель и достигнуть ее. Даже краткий период пробуждения под воздействием чистого чувства не помогает Илье сдвинуться с места. Он утратил способность действовать, разочаровался и пустил жизнь на самотек.
Слова Д. И. Писарева о романе «Обломов» оказались пророческими. Произведение до сих пор не утратило актуальности, а болезнь времени никуда не исчезла. Вопрос, зачем трудиться и жить, для многих остается нерешенным и продолжает истощать силы, мучая умы людей. Стоит ли сочувствовать беднягам, подверженным «ленивому недугу»? Проблема остается открытой.
В статье Писарев призывает читать роман всех, кто хочет разобраться в причинах, содержании и последствиях «обломовщины». Особенно рекомендует ознакомиться с блестящим литературным трудом барышням, считая, что им будет полезно последовать примеру Ольги Ильинской, узнать о развитии естественного здорового чувства и закалке характера в истинной любви. К тому же поэтически-прекрасное произведение благотворно повлияет на эстетическое воспитание молодых девушек.
Объективность и беспристрастность критики Д. И. Писарева дает возможность лучше осознать силу художественного высказывания И. А. Гончарова, а также понять, насколько велико значение романа «Обломов» не только для русской литературы, но и для жизни в целом.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!