Фаталист: анализ главы из романа «Герой нашего времени»
Глава «Фаталист» в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в произведении. В ее начале читатель становится свидетелем спора, который оканчивается заключением пари между Печориным и Вуличем. Причиной его стала тема судьбы и ее неотвратимости. Если второй верил в это всем сердцем, то первый привык все проверять самостоятельно и надеяться только на собственные умозаключения. Анализ главы «Фаталист» «Героя нашего времени» очень важен. Он помогает увидеть взгляд автора на Печорина и остальных персонажей.
Тема и краткое содержание
Анализ главы следует начинать с разбора идейного звучания и мотивов произведения. Рок, как мотив для написания произведений, использовался еще в античной литературе. Современные авторы также не остались в стороне от этой темы.
У М. Ю. Лермонтова тематика рока проходит белой нитью по всем его произведениям. Основным направлением является вечное противостояние между жизнью и смертью.
Если говорить именно о романе «Герой нашего времени», то эта тенденция просматривается на протяжении всего сочинения. Но в последней главе она принимает наиболее яркое очертание.
В окончании романа не столь много героев.
Здесь их всего три:
- Печорин;
- поручик Вулич;
- пьяный казак.
Второстепенные герои произведения играют в сочинении не столь важную роль, но без них сюжет не был бы полным. Они помогают оттенить яркость спора и становятся его свидетелями. В центре сюжета выступает спор между Печориным и Вуличем. Оба они служили в казацкой станице и давно сделали игру в карты каждый вечер своей традицией.
Один из вечеров закончился весьма печально для Вулича, который решил испытать удачу и судьбу и проверить, насколько он может управлять ею. Участвовать в споре мог абсолютно любой, но только Печорин согласился на это. Он был уверен в том, что человек сам создает свою жизнь и может в ней все исправить. Вулич подвел пистолет к своему лбу и выстрелил. Оружие дало осечку и все в зале облегченно вздохнули. Поручик же объяснил сие тем, что жизнь человека предопределена и никто ее не может изменить.
Печорин же рассмотрел на лице военного печать смерти и сказал об этом во всеуслышание. Именно эта прямолинейность и неприкрытая жесткость были основными чертами героя. Его правда была страшна именно тем, что она всегда говорилась в лицо и не приукрашалась. Этой же ночью мужчину убил пьяный казак. Именно этот случай показал всю непреодолимость рока.
Печорин принимает решение поиграть с судьбой и залезает в дом казака, убившего его друга. Он захватывает убийцу. Казалось бы, вот оно и еще одно подтверждение того, что рок отвести нельзя и что начертано на роду, то и свершится. Но герой не хочет верить в то, что он не хозяин своей жизни.
Анализируя главу, можно сделать ряд выводов, почему именно «Фаталист» становится заключительной главой произведения.
Автор показывает фатализм не только как черту характера Вулича, но и самого Печорина. Он иронично расписывает, что человек старается всеми силами доказать свое умение влиять на жизнь, тем самым фанатично углубляясь в эту мысль. Именно поэтому повесть заканчивается этой главой, показывая, что с судьбой лучше не играть.
Композиция и жанр
Описание главы произведения нельзя назвать полным, если не охарактеризовать его композицию. В этом сочинении сюжет очень прост — элементы в ней не нарушаются, но нет загадки, потому как с главным персонажем читатель уже знаком и даже испытывает к нему какие-то чувства. Условно же главу можно разделить на три части:
- спор Печорина и Вулича;
- рассуждения героя о фатуме;
- неотвратимость судьбы.
Жанр произведения — новелла. В основе сюжета лежат реальные события, он описывает отношения двух людей. В конце читателя ждет трагическая случайность.
Произведение постоянно держит в напряжении, не давая расслабиться или пропустить хотя бы несколько строк из книги.
Глава «Фаталист» в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в произведении. В ее начале читатель становится свидетелем спора, который оканчивается заключением пари между Печориным и Вуличем. Причиной его стала тема судьбы и ее неотвратимости. Если второй верил в это всем сердцем, то первый привык все проверять самостоятельно и надеяться только на собственные умозаключения. Анализ главы «Фаталист» «Героя нашего времени» очень важен. Он помогает увидеть взгляд автора на Печорина и остальных персонажей.
Тема и краткое содержание
Анализ главы следует начинать с разбора идейного звучания и мотивов произведения. Рок, как мотив для написания произведений, использовался еще в античной литературе. Современные авторы также не остались в стороне от этой темы.
У М. Ю. Лермонтова тематика рока проходит белой нитью по всем его произведениям. Основным направлением является вечное противостояние между жизнью и смертью.
Если говорить именно о романе «Герой нашего времени», то эта тенденция просматривается на протяжении всего сочинения. Но в последней главе она принимает наиболее яркое очертание.
В окончании романа не столь много героев.
Здесь их всего три:
- Печорин;
- поручик Вулич;
- пьяный казак.
Второстепенные герои произведения играют в сочинении не столь важную роль, но без них сюжет не был бы полным. Они помогают оттенить яркость спора и становятся его свидетелями. В центре сюжета выступает спор между Печориным и Вуличем. Оба они служили в казацкой станице и давно сделали игру в карты каждый вечер своей традицией.
Один из вечеров закончился весьма печально для Вулича, который решил испытать удачу и судьбу и проверить, насколько он может управлять ею. Участвовать в споре мог абсолютно любой, но только Печорин согласился на это. Он был уверен в том, что человек сам создает свою жизнь и может в ней все исправить. Вулич подвел пистолет к своему лбу и выстрелил. Оружие дало осечку и все в зале облегченно вздохнули. Поручик же объяснил сие тем, что жизнь человека предопределена и никто ее не может изменить.
Печорин же рассмотрел на лице военного печать смерти и сказал об этом во всеуслышание. Именно эта прямолинейность и неприкрытая жесткость были основными чертами героя. Его правда была страшна именно тем, что она всегда говорилась в лицо и не приукрашалась. Этой же ночью мужчину убил пьяный казак. Именно этот случай показал всю непреодолимость рока.
Печорин принимает решение поиграть с судьбой и залезает в дом казака, убившего его друга. Он захватывает убийцу. Казалось бы, вот оно и еще одно подтверждение того, что рок отвести нельзя и что начертано на роду, то и свершится. Но герой не хочет верить в то, что он не хозяин своей жизни.
Анализируя главу, можно сделать ряд выводов, почему именно «Фаталист» становится заключительной главой произведения.
Автор показывает фатализм не только как черту характера Вулича, но и самого Печорина. Он иронично расписывает, что человек старается всеми силами доказать свое умение влиять на жизнь, тем самым фанатично углубляясь в эту мысль. Именно поэтому повесть заканчивается этой главой, показывая, что с судьбой лучше не играть.
Композиция и жанр
Описание главы произведения нельзя назвать полным, если не охарактеризовать его композицию. В этом сочинении сюжет очень прост — элементы в ней не нарушаются, но нет загадки, потому как с главным персонажем читатель уже знаком и даже испытывает к нему какие-то чувства. Условно же главу можно разделить на три части:
- спор Печорина и Вулича;
- рассуждения героя о фатуме;
- неотвратимость судьбы.
Жанр произведения — новелла. В основе сюжета лежат реальные события, он описывает отношения двух людей. В конце читателя ждет трагическая случайность.
Произведение постоянно держит в напряжении, не давая расслабиться или пропустить хотя бы несколько строк из книги.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!