Чем великодушие отличается от доброты и благородства, основные понятия
В обществе присутствует много зла, жестокости и бессердечия, поэтому бесценным становится каждый добрый поступок. Чтобы узнать, чем великодушие отличается от доброты, необходимо проанализировать определения качеств человека и привести примеры из художественной литературы. Сочинения на подобную тему часто задают школьникам различных классов.
Оглавление:
Основные характеристики личности
Изначально кажется, что доброта и великодушие являются одинаковыми свойствами человека и синонимами с общим смыслом. Однако есть просто хорошие люди, способные помочь и выслушать в сложную минуту, а существуют граждане, жертвующие собой, отдающие последний кусок хлеба ради спасения.
Определение и проявление
Доброта представляет собой стремление помогать людям, делать хорошее и заботиться. Великодушие — показатель высших внутренних качеств, способность поступиться личными интересами ради остальных и разглядеть светлые черты, когда этого никто не замечает. Слово происходит от словосочетания «Великая душа».
Понятия доброты и великодушия пересекаются, потому что вырабатывание в себе хорошего начала является важнейшим шагом на пути к благим делам.
На ЕГЭ в сочинении «Чем великодушие отличается от благородства?» нужно провести анализ двух определений. Великодушным называют личность с огромной душой, добрым сердцем и щедрым характером. Указанным качеством обладают люди, лишенные эгоизма. Они не думают о собственной выгоде, а проявляют заботу по отношению к другим, несмотря на тяжелые ситуации, совершают подвиг или красивый поступок. Это качество присуще не всем, но такое проявление вызывает восхищение и радость.
Характеристика великодушной личности:
- Жертвуют собственной выгодой ради остальных (личная самоотдача).
- Открытость души.
- Способность прощать.
Великодушный человек совершает добрые действия, понимает других и сочувствует. Он всегда живет с любовью и человечностью в сердце. Достаточно вспомнить военные годы, когда многие семьи забирали к себе на воспитание детей, оставшихся без родителей, несмотря на наличие собственных, нищету и голод. Граждане того времени старались помочь, сострадали и сочувствовали друг другу. Приемных детей они воспитывали как родных.
Добродетель характеризует благие поступки, намерения человека и оказание помощи.
Свойства доброты:
- Стремление делать что-либо хорошее.
- Открытость, отзывчивость.
- Готовность помочь.
Понятие «великодушие» шире в общем смысле и позволяет сделать вывод о проявлении добродетели. Способность отказаться от себя ради благого дела не всем доступна. Указанная черта выделяет и связывает людей, способных на великие поступки.
Прививание положительных взглядов
Кажется, что на добрый поступок способен только благородный человек, отличающийся великодушием, самоотверженностью и честностью.
Люди, в которых сочетается указанный набор качеств, не гонятся за наживой, они способны отличить настоящие ценности от фальшивых. Для хорошего человека деньги являются не предметом вожделения, а жизненной необходимостью. Настоящее благородство проявляется в мелочах. Человек, который помогает не только родным, но и незнакомым людям, не выставляет напоказ собственные положительные черты характера, а также совершает только честные и верные действия. Благородная душа всегда подскажет, как правильно поступить в сложной жизненной ситуации и не упасть в грязь лицом.
Противоположные качества:
- Эгоизм.
- Ненависть.
- Презрение к окружающим.
- Мстительность.
Прививание положительных качеств зависит от воспитания персоны, а также от ее окружения. Именно близкие люди закладывают основу характера. Родители должны уделить повышенное внимание воспитанию чада для благополучного будущего. Ребенка нужно приучать с детства к труду и дисциплине, нужно объяснять малышу, что помогать другим — это не обязанность, а необходимость. Важно прививать ребенку понятия, что такое хорошо, а что — плохо. А завершить воспитание поможет выработка правильных манер и практический пример.
В сочинении «Чем великодушие отличается от доброты?» учеником указывается, что положительные качества личности воспитываются с раннего возраста, потому что именно в детстве человек познает мир и формирует собственную позицию по отношению к жизни. Ребенок выбирает дальнейший путь добра или зла, поэтому родителям нужно развивать у своего чада милосердие, самопожертвование, добродушие, гуманность.
Дитя, перед которым всегда представлялись примеры доброты, вырастет с осознанием, что такое хорошо и плохо. Учить благим делам зрелого, взрослого человека почти бесполезно, потому что у него выработаны собственные взгляды на жизнь.
Примеры из литературы
Доброта и великодушие занимают важную нишу в произведениях известных авторов. Оба понятия можно назвать главными в жизни, ведь это качество характеров героев влияют на их дальнейшую судьбу. Для подготовки к ЕГЭ по теме сочинения «Какого человека называют великодушным и добрым» приводятся примеры из художественной литературы.
Аргументы из произведений о благих поступках
В аргументах «Чем великодушие отличается от благородства» приводится ряд ситуаций и примеров из произведений. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» читателю представлен образ императрицы Екатерины II, которая с пониманием и добротой отнеслась к просьбе Марии Мироновой.
В заключительной главе Маша вымаливает у императрицы прощение для своего жениха Петра Гринева, обвиненного в государственной измене из-за содействия Пугачеву. Девушка точно описывает всю случившуюся ситуацию Екатерине II, которая впоследствии освобождает возлюбленного Маши от смертной казни.
Правительница поверила в историю и решилась помочь не только из-за правосудия, но и от искреннего желания. Именно этот поступок является показателем добродушной личности, способной сопереживать чужому горю. Царица ничем не рисковала и ничего не теряла, помогая Марье. Женщина сделала импульсивный и стоящий поступок, зная, что восстание прекращено. Доброта не требует жертвенных актов, она выражается не в подвигах, а в обыденном отношении к людям.
В пьесе М. Горького «На дне» изображается ничтожность существования людей, потерявших статусы и звания. Граждане оторваны от радостей и горестей обычной жизни по глупости, но каждый из них имеет собственную печальную историю. Среди общества появляется истинный лучик света — Лука, искавший подход к каждому обитателю «дна». Этот герой старался уважить словом или делом всех нуждающихся.
Лука вселил Актеру надежду на возможность светлого будущего, и веру в то, что будущее находится в руках каждого. Он стал «главным светом» в пыльном смраде ночлежки. Герой окутывает отцовской любовью нуждающегося, проявляет жалость и понимание.
Роман-эпопея «Война и мир» Льва Толстого отображает разные характеры героев. В семье Ростовых царит согласие, отношения между детьми и родителями построены на взаимопонимании, любви и уважении. Дети, никогда не знавшие жестокости, наблюдали, как графиня, несмотря на материальные трудности, помогала другим, поэтому ребята выросли добрыми и великодушными людьми.
Наташа Ростова проявила душевность и милосердие к солдатам, когда жители столицы во время войны покидали город. Героиня уговаривала родителей приютить в доме пострадавших и отдать багажные повозки для транспортировки тяжело раненных в госпиталь.
Это пример того, что человек, воспитанный на уроках доброты, может сострадать и помогать нуждающимся в помощи.
Благородство в творчестве авторов
В книгах с описанием военных событий часто встречаются герои, попавшие в плен. Волю этих мужественных и сильных духом людей не сломить, они не становятся бессердечными, жестокими убийцами, а стараются поддерживать и заботиться о ближних. Солдаты часто делились между собой малыми кусочками еды и даже крошками хлеба.
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов потерял близких в результате военных действий. Несмотря на сложности судьбы, утрату родных, мужчина не пал духом, а продолжал жить.
Главный персонаж рассказа не озлобился, не стал жестоким и черствым. Чувство сострадания и великодушия он уделил маленькому мальчику Ване, оставшемуся сиротой в это непростое время. Огромная ответственность за ребенка не остановила Андрея перед усыновлением. Несмотря на сложное материальное положение и психологическое состояние мужчина не думает о личном благополучии, а помогает и спасает ребенка. Соколов проявил самопожертвование ради спасения новой, ни в чем не повинной жизни, проявляя качество сильного и высоконравственного духа.
С раннего возраста человеку необходимо преподнести уроки великодушия и благородства, иначе он станет жестоким и неблагодарным, как это случилось с героем комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Героиня произведения госпожа Простакова любила всем сердцем сына Митрофанушку, была великодушна с ним. Женщина выполняла все капризы своего чада, жалела его и во всем поддерживала.
Мальчик вырос балованным и неспособным к самостоятельности. Он с раннего возраста видел, как его мать жестоко обращалась не только со своими подчиненными, но и с мужем и братом. Считая такое отношение к людям нормальным поведением, мальчик и сам проявил жестокость к безумно любящей его матери. В сложный момент жизни герой отворачивается от мамы, выразив неблагодарность за все, что она сделала. Воспитание человека влияет на становление его характера. От того, какие нравоучения получит ребенок, зависит его нрав и качество будущей жизни.
Доброта и великодушие — неразделимые свойства, необходимые каждой личности. Их разница состоит в том, что быть добрым человеком (то есть помогать людям без риска для себя) проще, чем великодушным, ведь уметь поступаться собой и личным комфортом ради других — настоящий подвиг. Это указывается в итоговой работе к экзаменам.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!