Голова из поэмы «Руслан и Людмила» — описание и характеристика
Произведения А. С. Пушкина не всегда были реалистичными — он написал много прекрасных сказок, которые вошли в сокровищницу мировой литературы. И порой в них встречаются удивительные, даже фантастические персонажи. Например, голова из поэмы «Руслан и Людмила». И это не просто какое-то чудовище, а персонаж с собственной историей, которая постепенно раскрывается перед читателем.
Оглавление:
Неожиданная встреча
Наряду с «обычными» героями (киевским князем, похищенной княжной и отважным богатырем) сказочный мир поэмы населяют и создания, которые являются плодом воображения писателя. Например, всемогущий колдун Черномор. И, конечно, говорящая голова. Этот образ является, пожалуй, наиболее фантастическим во всем произведении. Вот какие приемы помогают представить читателю весьма необычное существо:
- Эпитеты — определения, они должны усилить впечатление («огромны очи»).
- Гиперболы — стилистические преувеличения, которые служат цели подчеркнуть мысль автора («…как жар… очи засверкали», «громадой грозной»).
Точных размеров автор не называет, но становится понятно, что Голова очень большая, просто огромная. Главный герой натыкается на существо неожиданно и сначала думает, что перед ним — холм. Однако вскоре понимает, что ошибся и это не что иное, как настоящая голова. Правда, без туловища.
Битва с Головой
Отважный витязь Руслан вступает в схватку с противником. Хотя силы явно неравны. Об этом однозначно говорится в описании необычного персонажа:
- Большой размер — главное, на чем акцентирует внимание автор. Он сравнивает Голову с громадой, холмом. На бровях, ресницах и усах у Головы отдыхают совы.
- Автор восхищается персонажем — при этом Пушкин пишет, что его персонаж обладает «ужасной красотой».
- Даже простое чихание вызывает целую бурю — коня, на котором путешествует Руслан, просто сносит вместе с наездником.
Голова находится посреди степи не просто так, у нее есть своя цель. Но об этом герой узнает уже после битвы. Сначала же персонаж кажется полностью отрицательным, поскольку атакует главного героя, мешает ему исполнить благородную миссию.
Но благодаря упорству и смекалке, Руслану удается одержать победу. Он протыкает копьем язык чудовищному обитателю степи. Сдвигает голову с места и завладевает мечом. После этого герой уже хочет нанести последний сокрушительный удар, но неожиданно слышит мольбу о пощаде. Руслан проявляет великодушие, как и подобает герою. Это позволяет читателям узнать подробности жизни персонажа и пересмотреть его характеристику, которая сначала кажется отрицательной.
Коварный замысел
Выясняется, что в поэме «Руслан и Людмила» голова богатыря появляется не просто так. Этот персонаж имеет предысторию, которая окажется важной для развязки всего сюжета. Фантастический персонаж раньше тоже был отважным витязем, как и главный герой поэмы. Недаром же он носит шлем, хотя лишен тела. Герой рассказывает все о том, как оказался посреди пустынной степи.
Именно тогда и выясняется, что злодей Черномор, похитивший невесту Руслана, приходится бывшему воину младшим братом. Он родился карликом, стал хитрым и коварным. Старший юноша был очень красив, статен, высок и храбр, обладал добрым сердцем. Становится понятно, почему Черномор отрубил голову своему брату — причиной стала банальная зависть. Именно она толкнула злодея на этот безобразный поступок. Он придумал целый план по избавлению от «соперника».
Великан-богатырь был отважен, но простоват. Этим и воспользовался карла. Однажды он поделился с братом тайной: существует меч, которым будут убиты они оба. И чтобы избежать такой судьбы, Черномор хочет завладеть оружием. Ложь было сложней распознать, поскольку в ней содержалась и правдивая информация. Только витязь не знал, что первой жертвой меча станет он сам…
Гибель физическая и духовная
Итак, Великан сажает карлика на плечо и вдвоем братья отправляются на поиски страшного меча. Благодаря своей силе, старший брат легко достает оружие из подвала. Но возникает спор — кто будет им владеть? Карлик предлагает соревнование — надо приложить голову к земле и внимательно слушать. Обладателем меча станет тот, кто первым услышит звон.
Пока богатырь лежал на земле, злодей подкрался к нему сзади и отсек голову. Но жестокий колдун задержал в ней «дух жизни». Черномор перенес побежденного брата (точней то, что от него осталось) в степь и заставил сторожить зловещий меч. Вот что защищала голова от незваных гостей. Бывший витязь открывает Руслану секрет, который помог одержать победу над злодеем. Сила Черномора содержится в его бороде. Карлик уже родился с ней. Чем длинней борода, тем сильней колдовская сила. Именно ее следует отсечь Руслану.
Читателю остается неизвестным, как звали брата коварного карлика. Но это неважно для понимания чувств персонажа. Все, что осталось у Головы — желание мести, он живет только этим. Поэтому личность оказывается лишенной самого главного для человека — возможности влиять на ход событий. Она прикована к одному месту, может только говорить да поднимать вокруг себя пыльные вихри.
Так автор показывает бесцельное существование, целью которого является лишь негативное стремление причинить кому-то боль. Даже если это вполне заслуженно.
Финал истории
Богатырь, победивший Черномора, возвращается к волшебному персонажу, который помог ему вызволить из плена невесту и одолеть зло. Услышав весть о том, что колдун побежден, Голова спокойно умирает. Для нее смерть — радостное событие, поскольку персонаж исполнил свое предназначение и ему в жизни нечего больше желать.
Руслан же хорошо усвоил урок, который следует из биографии поверженного витязя. Одержав победу над колдуном, он не убивает его, а просто лишает возможности и дальше творить зло. Воин не становится на путь мести, не позволяет злобе завладеть душой.
Голова и Черномор — не единственные персонажи, которых он прощает. Например, Фарлаф и вовсе лишает его жизни, ворует Людмилу, но и этого негодяя доблестный рыцарь прощает (после того, как тот раскаивается). Ненавидеть врага — это не лучший способ провести остаток жизни. Лучше пресечь зло и позабыть о нем, открывая душу для новых приятных чувств. Такой урок можно извлечь из печальной истории Головы, охранявшей волшебный меч.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!