Функции и признаки образования как социального института
Государство состоит из разных институтов, занимающихся выполнением важных функций. К главным из них относится образование. Благодаря ему члены общества получают необходимые знания и могут развиваться в интеллектуальном плане. Образование как социальный институт состоит из ряда функций и элементов, которые помогают повышать квалификацию, открывают новые знания и формируют необходимые навыки.
Оглавление:
Характеристика понятия
Социальный институт являет собой систему связей и норм, которая занимается объединением ценностей и процедур, важных для общества. Институт возникает для того, чтобы выполнять функции или определённую роль, после чего он, в зависимости от потребности членов общества, может переформироваться или развиваться дальше. Если кратко, то образование как социальный институт начало формироваться вместе с древним государством.
Когда появились нормы и правила, регулирующие поведение человека в стране, начали формироваться и первые дисциплины, выполняющие определённые функции и характеризующиеся рядом признаков образования. Наука считается фундаментальным аспектом в стране, поскольку благодаря современным образовательным процессам создаёт основу личности. Все институты имеют свои составляющие. К факторам института образования можно отнести:
- Чёткие установки и характеристика образцов поведения. Конечно, это динамические процессы, которые изменяются в зависимости от влияния других институтов, но являются важными для любого человека.
- Символические культурные элементы. Это важная особенность, которая помогает охарактеризовать учреждения, занимающиеся подачей информации и обучением.
- Культурные элементы в виде библиотек, классов или специальных аудиторий с оборудованием для тематической подачи информации.
- Правила для учащихся. Это может быть письменный или устный кодекс.
Характеристика системы образования многоуровневая и состоит из разных элементов. К основным можно отнести школу, лицей, колледж, вуз, то есть любое заведение, представленное как отдельный элемент системы, функция которого заключается в организации учебного процесса.
Педагоги и учащиеся являются представителями сообществ внутри заведения, они играют определённые роли. Учебный процесс является элементом социокультурной деятельности. В обществознании образование можно охарактеризовать как элемент развития общества, ведь благодаря учебному процессу формируется позиция личности, вырабатываются полезные социологические навыки.
Описание системы
Понятие «образование» состоит из ряда элементов. К главным относятся органы управления системой и межведомственные учреждения, роль которых заключается в контроле за функционированием конкретных учебных заведений. К другим компонентам относятся:
- Сеть образовательных учреждений (школы, лицеи, колледжи). Это основа структуры, так как они позволяют характеризовать уровень образования в стране.
- Творческие союзы и профессиональные ассоциации, которые отвечают за развитие и функционирование отдельных предметов. Благодаря им можно проследить эволюцию и становление разных наук, а также выделить их роль в жизни социума.
- Проектные, медицинские, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
- Образовательные программы и стандарты разного уровня и направленности.
- Учебники и пособия для учащихся, дополнительные материалы, которые могут содержать полезную в конкретной области информацию. Они используются на этапе обучения и помогают раскрывать информацию структурировано и постепенно.
К дополнительным элементам системы можно отнести периодические издания, которые обладают узкопрофильной информацией и отображают последние достижения и разработки в плане науки, культуры или истории. Благодаря этим составляющим можно выделить функциональность понятия:
- Передача полученных знаний от поколения к поколению, что помогает объединять разные вековые группы и при этом создавать идеалы для наследования в культурном и историческом плане.
- Генерирование культуры. Любая страна имеет потребность в самоидентификации путём изучения истории и прошлого. Этот пункт важен в воспитательных целях.
- Создание базы знаний для дальнейшего изучения.
Благодаря этим функциям возможен социальный контроль. В социологии выделяют определения неформального и формального образования. Они и осуществляют образовательный процесс.
История развития
Первобытное общество не смогло бы развиваться без передачи общей информации от старшего поколения к младшему. Так осуществлялся процесс эволюции, ведь на основе полученных данных люди пробовали что-то новое, постоянно совершенствовали техники и орудия труда, что привело к современным возможностям. Возникновение образования было параллельным процессом с развитием древнего государства и позволяло регулировать отношения между людьми.
Сначала сущность процесса зависела от того, кто обучает. Если это была женщина, то она передавала знания только девочкам, а мужчины могли обучать мальчиков.
Почему могли возникать такие ограничения? Из-за чёткой системы обязанностей и социальных ролей. Женщины должны отвечать за семью и род, поэтому информация, полученная от старших, касалась именно этой темы. Мужчины же должны были заниматься содержанием своей семьи. Их обучение было специфическим состояло из тех ведомостей, что могли понадобиться в этой сфере.
Общество активно развивалось. Об этом можно узнать из обществознания, где в таблицах и рефератах описываются черты и особенности становления образования. Позже этот институт стал более сложным и начал включать в себя нормы ряда предметов и наук. Но гендерное деление также присутствовало. Мальчики обучались точным наукам и военному ремеслу, девочки — языкам и творческим предметам. Позже гендерное неравенство перестало быть аргументом для получения полноценного образования, но к этому периоду человечество пришло нескоро.
Следующим элементом в кратком экскурсе в историю образования является возможность учиться представителям высшего общества. Дети из богатых семей получают лучшее образование и могут развиваться в разных направлениях.
Представители крестьянства могли передавать своим детям те нормы обучения, что касались сельскохозяйственного процесса. Позже, независимо от того, каков социальный класс хочет обучаться, образование стало доступным и открытым для всех людей.
Современное образование
Образовательная система состоит из ряда звеньев, которые включают в себя дошкольное образование, общеобразовательный процесс, профессионально-техническое, среднее специальное и послевузовское обучение. К другой классификации относится также система повышения профессиональных навыков и возможностей, благодаря которой специалист может переходить из одного ранга в другой и получать высокую оплату за выполнение своих обязанностей.
Алексей Крол, изучая разные виды наук, составил схему возможного развития образования в будущем и выделил элементы, благодаря которым будет происходить процесс структуризации. В соответствии с его теорией роль средней школы как института не только образования, но и социализации личности будет выдвинута на первый план. По возрастным критериям каких-либо изменений произойти не должно, но в плане объёма информации и внедрения дополнительных дисциплин для качественного обучения грядут серьёзные модификации.
Благодаря современным компьютерным технологиям сейчас возможно дистанционное обучение, именно этот фактор сыграет ключевую роль в будущем, ведь получить нужные знания можно будет даже не выходя из дома. Электронные учебники, визуальные практические работы и задания, составленные на основе пройденного материала, повысят качество обучения и позволят развиваться настоящим профессионалам. Сегодня этот процесс находится на стадии развития и ещё не прошёл всех этапов на пути внедрения в школьный процесс.
Ученикам доступны современные гаджеты, что позволяет облегчить процесс подачи информации и создаёт новые варианты для раскрытия тем. Можно объединять элементы разных курсов и лучше структурировать информацию.
Конечно, не все дети смогут качественно овладеть информацией, но в будущем они будут развиваться дальше, используя методы и материалы в свободном доступе. Уже сейчас можно говорить о качественном улучшении и повышении уровня института образования, который включает в себя современные технологии и положительный опыт развития науки в других странах. Благодаря этому государство получает высококвалифицированные кадры, которые будут работать на благо страны.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!