Философия Древней Индии и основные этапы её становления
Одна из старейших цивилизаций создала учение, основанное на цикличности мироздания. Философию Древней Индии кратко характеризует непрерывность развития и постоянство. В отличие от западных наук, восточная берёт своё начало из одного источника. Большинство изменений в ней связаны с толкованием древнейших Священных Писаний.
Оглавление:
Развитие старейших учений
Зарождение философии в Древней Индии начинается в середине первого тысячелетия до н. э. В этот же период появляются тексты на санскрите, содержащие в себе основные мысли восточного учения. С эволюцией цивилизации менялось мировоззрение и отношение к привычным устоям. Основываясь на старейших учениях, индийцы исследовали новые горизонты. И в историческом путешествии развитие философии разделилось на 3 периода.
- Ведический. (XV-Vl вв. до н. э.).
- Классический. (с VI века до нашей эры до X века нашей эры).
- Индуистский. (с X в. н. э.).
Древнеиндийская философия оставалась стабильной в своём развитии и придерживалась определённого направления. Занимаясь религиозными исследованиями, она изучала особую потустороннюю сферу непознанного.
Ранний период
Первая ступень развития философии Древней Индии началась в 1500 году до н. э. и ознаменовала ортодоксальный период учения, основанный на старейших текстах. В индийских Ведах представлены первые размышления о мире и человеке. С течением времени сборник Священных Писаний разделился на несколько частей:
- Самхиты. Древнейший текст, состоящий из религиозных гимнов. Основа для дальнейших исследований и ответвлений.
- Брахманы. Сборник ритуальных писаний, ставший фундаментом одноимённой религии.
- Араньяки. Книга с указаниями к образу жизни для людей, выбравших затворнический путь.
- Упанишады. Посвящены получению тайного знания от всесильного учителя.
Ведический период начал формирование фундамента индийской философии. Особенностью учения того времени было многообразие взаимосвязей между элементами природы и человеком. Боги и люди, животные и растения, и даже стороны света наделены жизнью и могут принимать форму друг друга. Появляются предпосылки для идеи переселения душ, которая повлияет на восприятие человеческих поступков.
Классическая ступень
Новый период древнеиндийской философии начался в 500 году до н. э. Он ознаменовал время этических терзаний. Опровергая учения брахманов, материалисты создают новое направление локаята. Начинается борьба атеистических и религиозных методов познания.
В это же время появляются 2 величайших индийских эпоса, повлиявших не только на литературу, но и на развитие философии. Сборник «Махабхарата» представлен героическими сказаниями о потомках царя Бхарата. В нём новеллы и притчи сочетались с нравоучительными рассуждениями на всевозможные темы от политики до космического строения Вселенной. Крупнейший эпос повлиял на литературу юго-восточных народов Азии и приобрёл статус пятой Веды.
Другим письменным гигантом стал «Рамаяна», повествующий о путешествии легендарного индийского царя Рамы. Автором эпоса считается мудрец Вальмики, чьё имя присутствует на страницах Вед. Идеи и образы, заложенные в книге, повлияли на многих мыслителей и писателей Индии, а само произведение относится к священным текстам, дополняющим ведийскую литературу.
Классический период ознаменовал появление философских школ даршан, в том числе буддизма и джайнизма и их дальнейшее разделение на неортодоксальные и ведические учения, повлиявшие на становление индийского мировоззрения.
Эпоха сутр
В первом тысячелетии начался индуистский этап развития философии. С этого момента многие последователи теряют интерес к буддизму. В то же время джайнизм утрачивает своё первоначальное значение в обществе. Некоторые ортодоксальные даршаны продолжают набирать силу, но на смену старым учениям приходят новые.
Развиваются шиваитские и вишнуитские течения. Для них была характерна вера в единого Бога, философское мировосприятие и ритуалы. Вишнуиты были сторонниками вегетарианства и альтруизма. Позже эти направления стали сопровождаться тантризмом, эзотерическими традициями тайных практик духовного развития и освобождения, и шактизмом, основанным на поклонении Богине-матери.
Создатели философских школ составили сутры — лаконичные высказывания, на основании которых в индуистский период были систематизированы накопленные знания. Они находят отражения в общих чертах древнеиндийских даршан.
- взаимосвязь мира и личности;
- направленность на внутреннее содержание человека, стремление к Нирване;
- философия есть образ жизни;
- поиск истинного источника происхождения души;
- перерождение и вечный круговорот;
- понятие кармы.
В современной реальности люди всё ещё обсуждают и дополняют эти утверждения. Нововведения связаны с потребностями общества и веяниями времени и не опровергают сути древнейших высказываний.
Разделение школ
Древнеиндийские даршаны появились в VI веке до н. э. в классический период развития философии. Позднее они распались на 2 крупных потока, которые породили множество новых ветвей. Главным критерием, разделяющим системы, было отношение к старейшим священным текстам.
Ведические течения
Астика или ортодоксальная школа была основана на признании авторитета Вед. Философские учения этого направления ориентировались на главные положения древнейших писаний. Их последователи верили в жизнь после смерти. Школа имела религиозную направленность и представляла большинство течений:
- Миманса. Учение основывалось на принципах разума и признавало как духовное, так и материальное начало. Его целью было разъяснение ведийского ритуала. Источниками познания мира в этом течении называли чувственное восприятие, логические выводы, положения древнейших текстов и сравнение.
- Веданта. Школа основывалась на взглядах о появлении мира из Брахмана и поклонении мудрости учителя. Разное понимание отношений души и Бога разделило течение на 2 направления. В первом верили в единство этих составляющих. Последователи другой ветви считали, что Вселенная состоит из трёх отдельных элементов: материи, Бога и души.
- Санкхья. В основе атеистической философии лежат вещественное и духовное начала. В характеристику учения входит понятие о материальной первопричине всего сущего. Все предметы в мире вызывают удовольствие, боль или безразличие. Кроме вещественного, есть сознание неизменное и нематериальное.
- Йога. Берёт начало из учения санкхья и представляет собой практику созерцания. Частично проповедует воздержанность в потребностях и приверженность этическому восприятию мира. Кроме духовной возвышенности, учение раскрывает принципы здорового образа жизни. Главное отличие от санкхья в поклонении Богу.
- Ньяя. Учение о познании и его формах. Основана на материалистической теории всего сущего. Главные инструменты достижения знания: восприятие человека, логический вывод, авторитет и сравнение. Последователи направления считали, что истина зависит от природы объекта.
- Вайшешика. В основе материалистического течения лежит теория, что всё сущее состоит из неделимых частиц. Эта система видела свободу в отсоединении души от всего вещественного. Особенность учения в принятие качественного различия между частицами, которые существуют вечно и управляются высшим существом.
Для большинства философских школ астики характерны следование этическим принципам и поиск пути освобождения от страданий. В то же время некоторые древнеиндийские учения тяготели к идее материализма.
Неортодоксальные даршаны
Настика или школа, не использующая Веды, отрицает священные тексты и считается атеистической. При этом приверженцы некоторых неортодоксальных течений верят в вечную жизнь души, но не признают существование иного мира. Даршаны этого направления не так многочисленны, как ортодоксальные системы, но не менее влиятельны:
- Буддизм. Учение о духовном пробуждении, ставшее мировой религией. В основе была покорность и 4 истины. Первая заключалась в существовании страдания или глубокого страха и беспокойства, вызванных непостоянством и несовершенством мира. Вторая рассказывала о наличии причины для этих чувств. Третья говорила о возможности освободиться от них. Четвёртая указывала на путь к Нирване, или полному избавлению от страданий. Главной целью буддийского учения стало постижение состояния невозмутимости и отвлечения от мира. Религия спасения распространилась далеко за пределы Индии и вошла в список самых известных философских школ.
- Джайнизм. Учение основано на достижении вечного блаженства путём духовного совершенствования. Его специфика заключалась в избавлении от подчинения страстям, присущим телу. Приверженцы направления верили, что всё живое обладает душой, ответственной за свою судьбу.
- Локаята. Атеистическая школа, основанная на учении о четырёх элементах. Огонь, земля, воздух и вода являются источниками жизни, в сотворении которой не принимали участия высшие силы. Последователи направления считали, что истину можно познать только при непосредственном восприятии.
Индийские учения оказали огромное влияние на историю цивилизации, оставив следы своих старейших школ в новых течениях человеческой деятельности. Многие мыслители вдохновлялись восточными источниками для создания своих философских рефератов. А на Западе возникли уникальные учения, построенные на древнем фундаменте.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!