Проблематика романа «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — социально-психологический и философский роман, вышедший из-под пера гениального русского классика Федора Михайловича Достоевского во второй половине девятнадцатого века. Анализ произведения позволит разобраться с проблематикой романа «Преступление и наказание» и понять, какие вопросы ставил перед собой автор во время работы над образом Родиона Раскольникова.
Оглавление:
История создания романа
Идея о написании крупного произведения, способного обрисовать всю неприглядность современного мира и вывести литературу на новый уровень, пришла к Достоевскому в середине 1860-х годов. Автор долго размышлял над тем, чему следует посвятить будущую книгу. В конечном счете он решил, что будет работать с концепцией о разрушительной вседозволенности и нравственном выборе героя.
Из-за серьезнейшей игровой зависимости и огромных долгов, связанных с проживанием в Германии, Федор Михайлович отчаянно нуждался в деньгах. В одном из писем к М. Н. Каткову, редактору московского периодического издания «Русский вестник», он озвучил придуманную им тематику и спросил, будет ли она интересной для читателей журнала. Кратко говоря, литератор находился в таком бедственном положении, что пытался продать еще не написанную работу.
Достоевский хотел сделать главного героя «новым» человеком, который страдал от глубочайшего кризиса духовности, поддался «незаконченным» идеям и «понес огромное переживание» от сразившего его чувства разъединенности с окружающим миром.
Каткову понравился замысел Достоевского. Он выдал нуждающемуся писателю триста рублей на расходы. Благодаря этим деньгам Федор Михайлович перестал думать о поиске средств на пропитание и приступил к сочинению книги. Текст романа создавался в краткий срок, в промежуток между 1865 и 1866 годом. Первая глава была закончена автором во время его пребывания в Висбадене, последующие части он написал уже после возвращения на родину.
Основная проблематика «Преступления и наказания» была заранее проработана Достоевским, имевшим несколько готовых сюжетных зарисовок, не вошедших в ранее изданные произведения. Одной из таких уже написанных историй был рассказ про тяжелую жизнь семейства Мармеладовых, другой — наброски автора, посвященные деталям его каторжной ссылки.
Создавая роман, литератор брал во внимание и реальных исторических персонажей-преступников:
- француза Пьера-Франсуа Ласьера, составившего аморальный манифест и обвинявшего в своих жестокостях окружающее его общество;
- раскольника Герасима Чистова, убившего двух женщин при помощи топора с целью ограбления.
После печати всех глав в журнале, роман был собран в единое издание и выпущен в свет в книжном варианте, дополненном авторскими правками.
Проблематика произведения
Нравственные законы и ограничения, которые они накладывают на свободного человека, стали темой мучительных размышлений Родиона Раскольникова, желавшего проверить силу собственного духа. Главный герой романа ведет ничем не примечательную жизнь, но считает, что отличается от простых людей, которые не способны ни на большие свершения, ни на громкие дела. И останавливает их не что иное, как пресловутая нравственность, навязанная законом, являющаяся пережитком прошлого, преградой к достижению целей.
Список других проблем «Преступления и наказания», про которые необходимо упомянуть в анализе романа Достоевского:
- ценность человеческой жизни;
- распад личности и поиск границ ее свободы;
- социальная несправедливость;
- эгоизм и равнодушие к чужой беде;
- вольная интерпретация морали и ее тотальное обесценивание обществом;
- беззащитность бесправных людей «полусвета» (Мармеладовы, Лизавета и т. д. );
- нравственное очищение через страдание.
Центральная проблема личности и общества раскрывается в образе Раскольникова, который в начале романа противопоставлен целому миру.
Главная идея произведения вложена автором в уста Порфирия Петровича, который советует стать Раскольникову солнцем, чтобы его наконец заметили. Согласно Достоевскому, возвыситься, осознав себя честным человеком, можно только через добрые и действительно полезные поступки. Эти же мысли высказывает и Соня Мармеладова, полюбившая заблудившегося в своих отравленных размышлениях Раскольникова и отправившаяся вслед за ним на каторгу, чтобы обратить его в веру и придать смысл его жизни.
Несмотря на то, что в глазах общества Соня Мармеладова, вынужденная продавать свою честь, чтобы прокормить семью, также является преступницей, ее прегрешение не идет ни в какое сравнение с моральным падением Раскольникова. Родион отрицает ценность жизни ради тщетной попытки самоутверждения, Соня же преступает через себя ради других, становясь настоящей библейской мученицей.
Важно, что Евангелие, которое Соня берет с собой на каторгу к Родиону, ранее принадлежало Елизавете. Эта святая книга проводит незримую духовную связь между безвинно убитой женщиной и человеком, лишившим ее жизни. Чтение главы о Лазаре и Иисусе является своеобразным смысловым центром произведения. Притча, повествующая о воскрешении жителя Вифании, указывает на возможность нравственного возрождения Родиона, который начал «оживать» после своей духовной смерти.
Смысл названия
«Преступление и наказание» — полифонический роман, отличающийся большим количеством разрозненных, противоречивых персонажей, влияющих на развитие сюжета. Мнения, которыми они обладают, далеко не всегда совпадает с точкой зрения автора. Благодаря введению такого литературного приема Достоевскому удалось создать видимость нескольких равноправных «голосов» и непредвзято рассказать придуманную им историю.
В произведении присутствует три сюжетных линии, каждая из которых важна для повествования:
- расследование Порфирия Петровича;
- рассказ о беспутном существовании Мармеладовых;
- жизнь Дуни, взаимодействующей со Свидригайловым, Лужиным, Разумихиным.
Раскольников является композиционным центром книги, героем, связывающим всех остальных персонажей.
Он образован и умеет мыслить, но подвержен избыточному увлечению идеями, разрушительно сказывающимися на его моральном облике. Образ героя Достоевского имеет сходные черты с другими сложными характерами из мировой литературы, представленными в таблице (информация в ней может быть полезна на ЕГЭ):
Имя героя | Произведение, год издания | Автор |
Ж. Сбогар | «Жан Сбогар» (1818) | Ш. Нодье |
Ж. Сорель | «Красное и черное» (1830) | Стендаль |
Растиньяк | «Отец Горио» (1832) | О. де Бальзак |
Германн | «Пиковая дама» (1833) | А. С. Пушкин |
На одной половине нравственных весов Раскольникова находится мысль об уничтожении старухи-процентщицы Алены Ивановны, которую он представляет истинным злом, губящим человеческие души. На другой — собственная теория, поднимающая вопрос о слабых и сильных людях, о возможности попрания гуманизма, если того требуют обстоятельства. Основным аргументом в пользу его теории становится существование Наполеона — человека, личность которого прекрасно иллюстрирует категорию «власть имущих», способных на большие жертвы ради достижения своих планов.
Идя на убийство Алены Ивановны, Раскольников жаждет поднять себя с рабских колен и стать равным своему кумиру. Однако содеянное полностью рушит его амбициозный план и дает ему четкое представление о его низменности, никчемности и глупости.
Неслучайно, что преступлению отводится лишь одна глава, первая из шести представленных в книге. Наказание Раскольникова, занимающее остальные части романа, неотвратимо настигло его в момент совершения преступления, и его жизнь превратилась в настоящий кошмар. Чтобы прервать страдания и избавиться от развившейся паранойи, а также снять со своей души тяжелейший грех, он решает сдаться Порфирию Петровичу.
Путь на каторгу и пребывание в заключении стали для Раскольникова спасением от дурных мыслей, которые однажды заставили его совершить ужасное преступление и пережить не менее страшное разочарование в самом себе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!