Анализ произведения Распутина «Уроки французского»
В произведениях советских писателей можно почерпнуть немало информации о нравах и быте людей, живших во времена строительства коммунизма. О непростой жизни детей того периода повествуется в рассказе Распутина «Уроки французского». Анализ произведения кратко даст понять основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет подготовиться к сочинению по литературе в 6 классе.
Оглавление:
История создания
Год написания произведения Валентина Распутина «Уроки французского» — 1973. Опубликовали его тогда же в газете «Советская молодёжь». Произведение автор посвятил Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери одного из своих друзей.
Писатель признаётся, что рассказ полностью автобиографичен и основан на его детских воспоминаниях. Когда Распутин окончил младшую школу в родном селе, то должен был переехать в город, чтобы пойти в средние классы. Маленькому мальчику пришлось нелегко на новом месте, поскольку полгода он жил с чужими людьми, не мог нормально питаться и одеваться. Ко всему этому добавилось и неприятие со стороны одноклассников.
Все события, описываемые в рассказе, показывают, какой путь пришлось пройти талантливому писателю. Распутин считал, что детство — главный этап в жизни любого человека. Именно в это время ребёнок начинает учиться чему-то новому, открывать в себе таланты художника, музыканта, поэта.
Когда Валентин Распутин был маленьким, в его жизни тоже была такая Лидия Михайловна, которая помогала мальчику едой и добрым советом. Как только рассказ вышел в свет, старая учительница писателя узнала себя в образе героини. После этого произошла долгожданная встреча, о которой Распутин вспоминал с теплом и улыбкой.
Рассказ автора был по достоинству оценён как читателями, так и критиками. Писатель смог найти «ключик» к сердцу любого читателя.
Смысл названия
Распутин выбрал такое название для произведения, чтобы отразить дополнительные занятия с учительницей, которые скрашивали его нелёгкую жизнь.
Уроки французского становятся кульминацией во взаимоотношениях мальчика и Лидии Михайловны. Благодаря им герои превращаются в настоящих друзей.
Дополнительные занятия стали важной школой жизни для героя, которая в дальнейшем помогла сформироваться его личности. Названием рассказа автор подчёркивает, что школьные предметы имеют второстепенное значение по сравнению с тем, что привносят учителя в судьбы детей.
Главная героиня смогла научить мальчика не только иностранному языку, но и пониманию и доброте.
Суть книги
События начинаются с переезда мальчика в 1948 году в другой город к тёте, чтобы продолжить обучение в школе. Но смена места жительства и самостоятельность не пошли герою на пользу. Он начинает голодать, одевается в драные вещи, страдает малокровием и сильно худеет.
В жизни мальчика было много трудностей, но он старался учиться на одни пятёрки. Проблемы у него возникали только с французским языком. Лидия Михайловна часто делала замечания ученику за неправильное произношение.
Однажды главного героя избили одноклассники за то, что тот играл в «чику», чтобы заработать немного денег. Всё полученное мальчик тратил на молоко, которое помогало ему от малокровия. Узнав об этом, учительница отнеслась предвзято к ученику, склоняясь к тому, что ему нужны деньги на какие-то безделушки и развлечения. Когда герой рассказал о своей непростой жизненной ситуации, женщина растрогалась и захотела помочь ему.
Лидия Михайловна решила заниматься дополнительными уроками французского с ребёнком у себя дома, чтобы кормить его хотя бы ужином. Однако мальчик наотрез отказывался от еды. Тогда учительница отправила ему посылку с макаронами, которую ученик тоже не захотел брать. Такое поведение шокировало женщину.
Женщина нашла выход из ситуации, предложив ученику играть с ней на деньги. Только так мальчик согласился на помощь учительницы. Все заработанные деньги он тратил на еду и свои нужды. Лидия Михайловна и главный герой очень сдружились за это время. Однако вскоре об игре узнал директор школы и уволил учительницу.
Женщине пришлось уехать в свой родной город, но от этого помогать мальчику она меньше не стала. Она отправляла ему посылки с необходимой едой.
Тематика рассказа
Стоит обратить внимание на темы, которые освещает Распутин в произведении. Автор основывался на своём жизненном опыте, поэтому смог досконально раскрыть их. В рассказе присутствуют следующие темы:
- Отзывчивость. Распутин считал, что любой человек должен сохранять в себе способность к сопереживанию, несмотря на свои проблемы.
- Доброта. Лидия Михайлова стала олицетворением доброты в произведении. Когда она узнаёт о проблеме мальчика, то старается любыми способами помочь. Женщина сыграла важную роль в жизни главного героя.
- Любовь к профессии. Примером идеального учителя стала главная героиня произведения. Автор считал, что учителя должны не только следовать приказам начальства и учить детей наукам, но и помогать им в трудной ситуации.
- Сила духа. На примере своего героя Распутин показывает, что человек способен выбраться из любой жизненной ситуации. Мальчик не пытается урвать от жизни всё возможное, а старается честным трудом заработать на свои потребности.
- Скромность. Мальчик, приехавший из села, более скромен, чем его городские сверстники. Он не может принять дорогие подарки и считает, что должен заслужить их честным трудом.
Проблематика произведения
Стоит обратить внимание на проблемы, поднятые автором. Валентин Распутин жил в советское время, поэтому проблематика произведения тесно перекликается с тем, что волновало людей в его эпоху. В рассказе затронуты следующие проблемы:
- Одиночество. Главный герой не может понять и принять безнравственность, которая свойственна городским мальчишкам его возраста. Он находится в стороне от одноклассников.
- Бедность. Распутин пытался показать, насколько тяжело жилось народу в те времена. Людям не хватало денег на самые необходимые вещи. Запасы еды, которые прятал главный герой, разворовывали дети хозяйки дома, так как им самим есть было нечего.
- Равнодушие. Автор считал самым ужасным в человеке безразличие к другим людям. Одноклассники избивают главного героя, чтобы потешить собственное самолюбие и показать остальным свою силу. Директор школы увольняет Лидию Михайловну, сделав поверхностные выводы о её поступке.
- Насилие среди детей. Главный герой не раз был избит одноклассниками. К сожалению, никому, кроме учительницы французского языка, до этого не было дела. Директор следил только за формальностями, а проблемы учеников его не волновали.
- Жизнь в деревне. Писатель показывает, насколько бедно живёт деревенский народ. Чтобы купить ребёнку одежду, нужно было продать что-нибудь из дома, так как на колхозных работах деньги практически не платили. Люди трудились ради светлого будущего, а сами погрязли в нищете.
Главная мысль
В своём произведении автор показал тяготы жизни простого народа в послевоенные годы. Люди старались выживать любыми способами и из-за этого были озлобленными. Жестокое поведение отразилось и на детях.
Смысл рассказа заключается в том, что даже в такие нелёгкие времена нужно оставаться человеком, способным на сочувствие и помощь. Писатель показал, насколько несправедливой может быть судьба к людям, которые стараются помочь окружающим.
Основная идея произведения заключается в том, что один человек не способен изменить существующий строй в стране, но он может улучшить жизнь окружающих. Лидия Михайловна помогла талантливому ученику. Впоследствии такие люди, как он, смогут сделать огромный вклад в будущее страны.
Композиционные особенности
Особенность композиционного построения заключается в том, что текст делится на 6 смысловых частей, которые объединены небольшими временны́ми отрезками. Композиция делится по следующему принципу:
- Автор знакомит читателей с главным героем и его историей.
- Далее повествуется о проблемах, с которыми приходится сталкиваться мальчику после переезда в город.
- Затем наступает кульминация. Мальчик отказывается принимать еду от учительницы. В этот момент отношения героев переходят на новый уровень.
- Лидию Михайловну из-за недоразумения увольняют из школы.
- В заключительном эпизоде происходит логическое завершение и рассказывается о дальнейшей жизни героев.
Направление и жанр
Произведение Распутина по направлению относится к реализму. Автор пытался воссоздать реалистичную картину с не менее реалистичными персонажами. Писатель смог заставить читателей поверить в то, что события, описываемые в рассказе, могли произойти в жизни.
Жанр произведения «Уроки французского» — рассказ. Автор охватил небольшой временно́й промежуток и использовал малое количество действующих лиц. В содержании часто встречаются названия реальных мест и явлений, которые заставляют читателя ещё больше погрузиться в атмосферу тех лет.
Особенностью рассказа является стиль написания. Распутин использовал областные и устаревшие слова, которые присутствовали в лексиконе простого народа.
Краткий анализ произведения «Уроки французского» даёт понять читателю, какова идея, которую заложил автор в своё творение.
Распутин хотел сказать, что, несмотря на происходящее вокруг, нужно сохраняться в себе человечность и чувство сострадания.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!