Анализ произведения И. Бунина «Антоновские яблоки»
И. А. Бунин написал ностальгический рассказ на рубеже XIX и XX веков, где изобразил в мельчайших подробностях удивительно красивую картину прошлого. Краткий анализ произведения «Антоновские яблоки» помогает понять тоску писателя об уходящей эпохе и традиционном укладе жизни, а также увидеть, как мимолетные зарисовки и размеренные рассуждения о природе постепенно приводят к размышлениям о значительных проблемах, касающихся общества в целом.
Оглавление:
История создания
Судьба рассказа складывалась весьма непросто. Работа над ним продолжалась целых 2 десятилетия. Идея возникла в 1891 г., когда писатель гостил у старшего брата в провинциальном Ефремове, где у Евгения был собственный дом, полностью соответствовавший дворянскому вкусу того времени. Природа и сельские обыватели Красноречья завладели душой Бунина на долгие годы, и в творчестве он неоднократно прибегал к описанию этой великолепной местности.
Наброски произведения появились в письме Ивана Алексеевича к возлюбленной Варваре Пащенко. Молодой человек кратко и восторженно делился собственными впечатлениями, навеянными очарованием осени, где даже холодное, серое утро приобретает особенную волнующую красоту. Бунин сожалел, что усадьба его деда совсем заброшена и говорил: «Я желал бы пожить прежним помещиком». Но называться барином он не хотел.
Спустя 9 лет, романтические представления о легком, беззаботном и спокойном деревенском быте, выраженные в эпистолярном жанре, вдруг легли в основу новой прозы, где перемешались с детскими воспоминаниями писателя и с размышлениями, возникшими во время визитов в деревенское имение брата. Неоднократно отмечалось, что прототипами героев были знакомые люди, которым Бунин смог дать точные портретные характеристики. К примеру, его друзья утверждали, что в образе Арсения Семеновича воплощен дальний родственник по отцовской линии.
Текст, созданный в 1900 году, не являлся чистовым вариантом, хоть и был напечатан в журнале «Жизнь», издававшемся в Санкт-Петербурге. Однако несмотря на публикацию, прозаик продолжил работать над рассказом, представив окончательный вариант только в 1915 г. Известно, что в 1921 г. в сборник, названый «Начальная любовь», произведение было включено в усеченном виде без вступления и первых абзацев, где предлагалось рассмотреть яблоки в качестве символа вдохновения для творца.
Таким образом, литературная шлифовка ностальгических воспоминаний прошла 3 этапа:
- Наброски и зарисовки в письмах.
- Философское осмысление «эпитафии» канувших в Лету времен в жанре новеллы.
- Окончательная редакция и издание рассказа в собрании сочинений.
Главные герои
При художественном анализе «Антоновских яблок» Бунина становится ясным, что он намеренно не выделил центральные образы. Все персонажи упоминаются автором опосредовано, как будто сквозь дымку теплых воспоминаний. В рассказе нет движения, поэтому всем действующим лицам даны лишь портретные описания.
Таблица характеристики главных героев:
Персонаж | Характеристика |
Анна Герасимовна | Очень властная женщина, хозяйка усадьбы, находящейся в 12 верстах от деревни Выселки. Крестьяне боялись и уважали ее даже через много лет после отмены крепостничества. Бывшей помещице принадлежал добротный дом и большой яблоневый сад, где весной красиво пели птицы. Рассказчик с ностальгией вспоминает старосветскую обстановку в имении своей тетки, которая была строгой, деловитой, но очень гостеприимной. Ее наряд соответствовал духу прошлого помещичьего великолепия, автор обращает внимание на персидскую шаль, слегка накинутую на плечи — символ достатка. |
Арсений Семеныч | Азартный охотник, любивший шумные и веселые компании. Он был клонен к импульсивным поступкам. Отличался щедростью и горячим нравом, но после бурных пиршеств уходил в себя и подолгу сидел в библиотеке, наслаждаясь покоем и чтением. Арсений так и не смог приспособиться к новой жизни и смириться с крахом привычного уклада, поэтому застрелился. |
Николай | Представитель мещанства, самостоятельно охранявший сад и продававший яблоки на рынке. Любит простые разговоры у ночного костра и грустит о прежних временах, когда четко организованный быт гарантировал порядок и спокойствие. |
Барин | Мелкий помещик. К нему в гости любил приезжать рассказчик, чтобы сходить на охоту и предаться воспоминаниям о безвозвратно ушедших годах расцвета сельской свободной жизни. |
Рассказчик | В лице этого персонажа Бунин изобразил себя. Посредством образа автор знакомит читателя с собственными мыслями, впечатлениями и отношением к атмосфере осени и эпохи, возвращение которой уже невозможно. |
Иван Алексеевич наделил своих героев особенной интонацией и репликами, в которой они стали «частить» употреблением старых просторечий. Так звучат отголоски былого, незабываемого величия простого дворянского счастья, столь дорогого сердцу писателя.
Особенности сюжета
Действие рассказа начинается ранней осенью, а заканчивается с приходом ноябрьских холодов. В таком отражении времени есть скрытый смысл, заключающийся в желании передать ощущения расцвета и угасания жизни. Первая и вторая главы погружают читателя в круговорот веселого, яркого движения, восхищения чудесной осенней погодой, урожайной порой, когда в деревне есть атмосфера радости и достатка. Здесь Бунин восхищается помещичьим укладом и отмечает главные признаки барского вольготного, существования:
- Крепкое хозяйство, где есть строгий порядок.
- Послушная прислуга, почитающая хозяев.
- Огромный сад и богатый урожай.
- Охота с царским размахом.
Рассказчик, наслаждаясь осенней свежестью, прозрачностью воздуха и терпкими ароматами природы, восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Вторую главу автор завершает, пытаясь передать ощущение незыблемого спокойствия, подаренного деревенским мелкопоместным бытом, не предвещающим серьезных изменений: «Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой».
К третьей части повествования нарастает чувство тревоги, хорошо налаженная жизнь начинает рушиться буквально на глазах с одновременным угасанием природы и красок осени. Постепенно зарождается тема тоски, грусти и увядания.
В качестве главного аргумента в пользу неумолимого течения времени приводится иллюстрация «прощального праздника осени». Звуки бешеной охоты стремительно отдаляются, а рассказчик остается посреди тишины темного леса в глубоком одиночестве.
Краткое описание безмолвия библиотеки, где закрылся от мира Арсений Семеныч, подчеркивают смену темпа изложения и одновременно подталкивают читателя к осознанию краха традиционных устоев, окончанию золотой поры. Неслучайно третья глава заканчивается мыслью об исчезновении былого величия дворянства: «Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Завершается сюжет нескрываемым глубоким сожалением об уходе усадебной жизни в невозвратное прошлое. Одновременно изображается смена солнечной и теплой погоды на сырую и холодную.
Проблемы композиции
Рассказ построен необычно. За внешней канвой повествования спрятаны несколько более глубоких слоев композиции. Центральное место в произведении отводится ностальгическим, трогательным воспоминаниям и портретным характеристикам героев. Второй пласт анализа времени у Бунина в «Антоновских яблоках» сопряжен с описанием природы и отражением ее движения от расцвета — к угасанию. Третий элемент, не видимый глазу читателя, но подразумевающийся в контексте — это символы. Аромат яблок является отображением старосветской жизни, восхищающей и завораживающей писателя.
Таким образом, основная проблематика, связанная с закатом спокойной усадебной жизни XIX столетия, выражается с помощью трех ступеней композиции:
- Воспоминания рассказчика на первом плане.
- Характеристика обывателей и помещичьих устоев.
- Описание природы и скрытые символы.
Внимание Бунина, сосредоточенное на сочных красках, звуках и ароматах вкупе с меткими наблюдениями и размеренным рассуждением, не исчерпывается простой задачей увлечь читателя собственными воспоминаниями. Автор через призму неспешного повествования открывает целый мир уходящей эпохи. А вторящие жанру антоновские яблоки становятся не только символом гармонии осени, но и метафорой потерянного, ускользающего рая.
Содержание говорит, как Ивана Алексеевича сильно занимали вопросы текучести времени, вечные темы смерти и старения, сквозь которые постоянно пробивается воодушевленное любование каждым мгновением жизни и красотой русской природы.
Отзывы критиков
Критика встретила странно названное произведение неоднозначно. А. М. Горький свою позицию обозначил так: «Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. Хорошо пахнут антоновские яблоки, но отнюдь не демократично». А. П. Чехов после прочтения рассказа с простым названием пришел в восторг и отправил автору теплое письмо, где объяснил, какова сила бунинского таланта и почему он им так сильно восхищается. А также Антон Павлович назвал прозаика «последним из ста русских литераторов».
Некоторые современники подчеркивали искренне недоумение. К примеру, И. Потапенко в своей рецензии едко заметил: «Пишет красиво, умно, красочно, читаешь его с удовольствием и все никак не можешь дочитаться до главного, так как он описывает все, что попадется под руку».
Айхенвальд настаивал, что рассказ является криком души «потомка виноватых предков», а сожаление о разоренных дворянских гнездах и деревенской заброшенности — неуместная меланхолия, не пощадившая писателя. «Рассказы, посвященные этой старине, поют ей отходную».
Бунин ответил на критику простой, полной спокойствия и оптимизма фразой: «Я хочу, чтобы люди были прекрасны, вызывали любовь и радость. Жизнь должна быть восхищением». Память о прошлом, а также искреннее отношение к родине — неповторимые черты бунинского лирического повествования, они до сих пор владеют сердцами и заставляют перечитывать «Антоновские яблоки».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!