Культура Нового времени и основные этапы её развития
Одна из самых тёмных ночей человеческой истории закончилась рассветом разума и гуманизма. Вдохновение античными источниками стало основой для культуры Нового времени. Кратко характеризуют этот период научные прорывы и духовное развитие личности, которые привели цивилизацию к современному уровню.
Оглавление:
Эпоха перерождения
Определяющий этап в истории человечества начался с конца XVI века падением средневековых устоев. Интеллектуальный переворот и эволюция свободы стали знамёнами в походе Нового времени, который привёл к XX веку и нынешнему миру. Эпоха, полная глобальных потрясений и противоречий, изменила общество и личность.
Отголоски Средневековья
Идея разделения истории на периоды возникла в пору Ренессанса. Итальянские учёные определили свой век как Новое время. Здесь берёт начало изменение духовных ценностей человека.
С падением Византийского государства мрачные дни Средневековья были сочтены. Беженцы перенесли в тёмные европейские страны свои библиотеки, наполненные достижениями античной цивилизации. Прилив свежей крови привёл к падению старых устоев и возникновению нового интеллектуального движения, что определило основные признаки эпохи Возрождения:
- Гуманизм. Жизнь человека есть высшая ценность.
- Антропоцентризм. Вселенная существует только ради людей.
- Светская культура. Главную роль начинают играть рациональные нормы, а не религиозные традиции.
В то же время широко распространилась охота на ведьм. Инакомыслящих преследовала инквизиция, а в знаменитом Салемском деле смертные приговоры выносил светский суд. Иными отголосками Средневековья были беззаконные расправы и пытки подозреваемых в колдовстве.
Исторические периоды
Ранние годы Нового времени ознаменовались многочисленными восстаниями и Реформацией, сократившей роль церкви. Культурно-историческая эпоха прошла от волнений в Нидерландах, продолжаясь революциями в Англии, Франции и Российской империи, до Первой мировой войны. Периодизация новой ступени человечества представлена тремя этапами:
- Позднее Возрождение (середина и конец XVI века).
- Просвещение (XVII-XVIII).
- Долгий XIX век (включая период XX до завершения войны).
Развитие западного общества и технологический прогресс привели к возникновению определённых потребностей. Во главе угла встали не только основные ориентиры эпохи Ренессанса, но и другие характерные черты Нового времени:
- Доминирующая роль науки. Представленное революцией познания от идеи Галилео Галилея о вращении планеты и открытия формы Земли Иоганном Кеплером до физических законов Исаака Ньютона.
- Взаимоотношения между культурами. Начался обмен достижениями между европейскими странами, способствующий их развитию.
- Индустриализация. Участилось строительство и расширение новых городов, выросло предпринимательство и технический уровень общества.
- Эволюция философии. От работ Фрэнсиса Бэкона, строящего науку по образу естествознания, до универсальности интуитивного познания Рене Декарта и классического фундамента докладов Вольтера, Иммануила Канта, Иоганна Гёте и Дени Дидро.
- Повышение значения семьи и личности. Дом становится важной частью буржуазной системы, внимание направлено на воспитание и образование ребёнка. В тот же период начинается борьба женщин за независимость и равные права.
Развитие культуры в Новое время характеризовалось главенством индивидуальности и свободы, но это происходило на фоне роста экономики и её влияния. Превращаясь в оружие производственной системы, люди вступали в противоборство с ней и старались защитить свою суверенность.
Преображение цивилизации
Переворот в мышлении и возвращение знаний античного мира привели к глобальным изменениям во многих сферах деятельности человека. Противоречивый период истории Ренессанса принёс миру наследие Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, Микеланджело и Тициана, Уильяма Шекспира и Данте Алигьери. Благодаря мастерам периода Возрождения наступил новый век культуры и появились иные творцы.
Расцвет разума
Начало эпохи Просвещения было заложено трудом Рене Декарта «Рассуждение о методе», созданном в 1637 году. А Великая французская революция и войны Наполеона пришлись на конец этого исторического периода.
В XVII веке настал переворот в науке, который распространил идеи рационализма и свободы мысли. Это интеллектуальное движение захватило большинство стран Европы того времени. Были созданы алгебра и геометрия, физические законы Ньютона и волновая теория света.
В философских рефератах Фрэнсиса Бэкона появилась идея господства человека над природой, а труды Томаса Гоббса и Джона Локка сформировали нормы буржуазного государства.
С 1751 года стали выходить энциклопедии Дени Дидро, к созданию которых приложили руки великие мыслители Жан-Жак Руссо и Вольтер. Содержание этих книг включает большую часть знаний, накопленных человечеством. Идеи, заложенные философами того времени, стали основой для Американской и Великой французской революций.
Изменения в человеческом мышлении и смещение взгляда в сторону образования и творчества повлияли на переосмысление художественных стилей. В эпоху Просвещения сформировались важные направления, изменившие культурное восприятие:
- Классицизм (XVII-XIX). Был построен на фундаменте античности, возрождая веру в достоинство человека, его разум и моральные принципы. Французская живопись приняла новый стиль благодаря Николе Пуссену и своим картинам, в том числе «Танец под музыку времени». Традиции соотечественника продолжил Жак-Луи Давид, прославляя идеи революции в «Смерти Марата». В литературе классицизма высокого уровня достигли басни Жана де Лафонтена и комедии Мольера. А в России свою лепту в строительство нового стиля внёс Михаил Васильевич Ломоносов, разработав учение о трёх штилях.
- Барокко (XVII-XVIII). Направление возникло в Италии и стремилось уйти от идеалов Возрождения и выявить противоречия в мироустройстве. Стиль противостоял классицизму и отличался пышностью форм. Развитие драматургии в музыке привело к появлению оперы «Орфей» Клаудио Монтеверди, знаменитой фуги Иоганна Себастьяна Баха и концертов «Времена года» Антонио Вивальди. В архитектуре господствовал Лоренцо Бернини, а в живописи Рубенс и Караваджо.
- Рококо (середина XVIII века). Вычурный и роскошный стиль, появившийся во Франции на краткий период. Его ярким представителем был живописец Франсуа Буше с картинами «Купание Дианы» и «Венера, утешающая Амура».
- Сентиментализм (XVIII век). Направление впервые появилось на Западе как сопротивление классицизму и обращалось к чувственности человека. В литературе нашло отражение в книгах Иоганна Гёте «Страдания молодого Вертера», Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».
Главной идеологией этой эпохи являлось всеобщее образование и пробуждение творческого потенциала. Немецкий философ Иммануил Кант отмечал, что Просвещение дало человеку свободу мыслить и брать ответственность за свою жизнь.
Крушение идеалов
Долгий век ознаменовался борьбой за независимость и сменой режимов. По многим странам Европы бушевали революции. Идеалы эпохи Просвещения были перечёркнуты, а люди искали новые пути развития.
Города и промышленность стремительно разрастались. Технологический прогресс привёл к фундаментальным открытиям в науке. Благодаря исследованиям Майкла Фарадея, Джеймса Максвелла и Генриха Герца появились радио и электротехника. В то же время Дмитрий Иванович Менделеев создал периодическую таблицу химических элементов, а Чарльз Дарвин написал свой главный труд о естественном отборе.
В искусстве продолжился переход от классических представлений к новым ориентирам. Грань между ними пролегала по творчеству Гёте и его главному произведению «Фауст». Борьба за независимость личности шла не только на политической арене, но и на культурной. Долгий век приобрёл свои художественные особенности, определив основные направления:
- Романтизм (с конца XVIII до первой половины XIX века). Для него характерно внимание к творчеству и духовной жизни человека. Философию представлял Иммануил Кант, оказавшийся между Просвещением и новым веком. Его трактат «Критика способности суждения» выделил категорию возвышенного. Ярким представителем стиля в испанской живописи был Франсиско де Гойя с портретами королевской семьи и причудливыми гравюрами, а во Франции направлением руководил Эжен Делакруа и его легендарная «Свобода, ведущая народ». В литературе стиль приобрёл известность благодаря творчеству Байрона, Уильяма Блэйка, Виктора Гюго, Жорж Санд и Эдгара По. Венцом русского романтизма стал «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. А музыкальное отражение нашлось в произведениях Франца Шуберта, Фредерика Шопена, Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера.
- Реализм (XIX век). Представители направления стремились передать материальный мир и его черты в неизменном виде. Стиль был близок к науке своим критическим характером. Ведущим писателем реализма был Оноре де Бальзак, отразивший жизнь в романах «Человеческая комедия» и «Евгения Гранде». Другими представителями направления в литературе был Стендаль, Гюстав Флобер и Чарльз Диккенс.
- Натурализм (XIX век). Философское направление, которое определяло природу как источник всего живого. Одним из его главных представителей был французский писатель Эмиль Золь с циклом романов «Ругон-Маккары».
С конца XIX века широкое распространение приобрёл символизм. Основой экспериментального стиля было использование таинственных образов. В тот же период появились ряд модернистских течений, культурология как наука и одно из главных направлений в искусстве Новейшего времени. В парижском зале «Гранд кафе» 28 декабря 1895 года родился кинематограф.
От противоречивого Ренессанса люди старались взять лучшие идеи и перенести их в следующий век. Пройдя эпоху Просвещения и разочаровавшись в старых концепциях, человечество искало новые пути. И после переворотов и интеллектуальных открытий в 1918 году оно вступило в эпоху современной истории.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!