Краткое содержание повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
В 1952 году была впервые опубликована повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Произведение рассказывает об одном эпизоде из жизни рыбака, который вступил в схватку с марлином необычайных размеров. Несмотря на всемирное признание автора и читательскую любовь, за свое творчество он получил только две премии — Пулитцеровскую и Нобелевскую, причем именно за повесть «Старик и море». Краткое содержание знакомит читателя с сюжетом и героями произведения и помогает понять философские взгляды Хемингуэя, которые отражены в повести.
Оглавление:
Дружба Сантьяго и Манолина
В последние восемьдесят четыре дня старый рыбак не поймал ни одного обитателя морских глубин. Мальчик Манолин первые сорок дней ходил в море вместе с мужчиной. Но родители запретили ему это делать, ведь старику не везло. Манолин рыбачил теперь на другой лодке, и в первую неделю ему удалось поймать три хорошие рыбы. Но мальчику стало очень жаль старика, и он предлагает ему вновь выйти в море вместе.
Парень вспоминает, что однажды они восемьдесят семь дней возвращались без улова, а потом три недели подряд привозили каждый день по большой добыче. Рыбак знает, что мальчик ушел не потому, что не верил в удачу старика. Но он все равно не соглашается на предложение Манолина, объясняя это тем, что юноша попал на счастливую лодку.
Рыбак говорит, что завтра до рассвета он выйдет в море и будет заниматься промыслом далеко от берега. Мальчик надеется уговорить своего нового начальника охотиться поблизости от старика, чтобы при необходимости помочь другу.
Жизнь главного героя
Мальчик помогает отнести снасти в хижину, в которой живет главный персонаж повести «Старик и море». Автор при помощи таких деталей изображает крайне бедный интерьер хижины рыбака:
- кровать;
- стол;
- стул;
- глинобитный пол и выемка в нем, чтобы готовить еду;
- коричневые стены с цветными олеографиями.
Мужчина говорит, что на ужин у него миска желтого риса с рыбой. Но Манолин знает, что ни еды, ни рыболовных сетей у того нет. Мальчик уходит за сардинами и просит рыбака не простудиться, ведь на дворе сентябрь. Но Сантьяго радует, что уже осень — время крупного улова.
Когда Манолин возвращается, то видит, что старик спит, сидя на стуле. Он укрывает одеялом его плечи. Мальчик обращает внимание на то, что внешний вид мужчины оставлял желать лучшего:
- рубаха его латаная;
- ноги босые;
- лицо кажется неживым.
Манолин снова уходит, а когда возвращается — в его руках еда в судках из местного ресторанчика. Сантьяго рад, что хозяин заведения помогает ему, он говорит, что отдаст тому большую часть завтрашнего улова. Мальчик думает, что для старика нужно еще достать воды, мыла и полотенце.
Когда Манолин ушел, Сантьяго улегся на газеты, которыми была устлана постель. Ему снилась Африка, ее золотой песок, высокие утесы, крики туземцев и львята, которые выходят на берег.
Уход в море
Сантьяго проснулся, когда еще светила луна. Его немного знобило от утренней свежести, и он пошел будить мальчика. После того как друзья выпили кофе, старик отправился рыбачить. Он решил уплыть очень далеко в море. Мужчина чувствовал его свежее дыхание и видел в прозрачной воде водоросли, креветок, косяки рыб.
В течение часа Сантьяго отплыл от берега дальше, чем рассчитывал. Он закинул в воду три крючка с приманкой. Стало совсем светло, солнечные лучи слепили старика, и он старался смотреть в водные глубины. Сантьяго любил точность в своем деле, его лески всегда уходили прямее, чем у других рыбаков.
Старик увидел, что над водной гладью кружит фрегат, который почуял добычу. Над поверхностью показалась летучая рыба, за которой охотилась золотистая макрель. Сантьяго рассчитывал, что вскоре обнаружит более крупную добычу.
В воде он увидел физалию — так называется растение со щупальцами в форме студенистого пузыря. Сантьяго не любит их, ведь они очень сильно жалят. Он относился с симпатией к черепахам, ему было жаль, когда их убивали, ведь сердце этого существа способно биться еще несколько минут после смерти.
Старик снова заметил фрегата над водой. На этот раз птица охотится за тунцом. Сантьяго хотел догнать всю стаю рыбы, но почувствовал, что леска натягивается у него в руках. Ему удалось поймать тунца, из которого он решил сделать наживку.
Борьба с добычей
Старик ушел еще дальше в море. Он вновь почувствовал, что удилище натянулось. Очевидно, это марлин приплыл на запах сардин. Сантьяго мысленно попросил рыбу есть наживку. Когда старик вновь ощутил подергивание лески, то испытал истинное счастье.
Сантьяго пытался вытянуть рыбу, но ему не удалось это сделать. Она стала оттягивать лодку все дальше в море, но мужчина не ослабляет своей хватки. Сантьяго надеялся, что рыба вскоре умрет, но такая борьба длилась еще четыре часа. Ему хотелось пить, с трудом он достал бутылку с водой. Герой понимал, что до захода солнца осталось два часа, а берега уже не видно. Тем не менее он надеялся, что его рыбалка все-таки будет удачной.
Солнце зашло, стало холодать. Вдалеке Сантьяго увидел огни Гаваны и понял, что рыба тянет его на восток.
Ночью он услышал, как к его лодке подплывают резвящиеся морские свиньи. Иногда Сантьяго было жалко рыбу, которая попалась на его крючок. Герой думал о том, что его жертва сильная и умная и, наверное, уже знает, как бороться за жизнь. Кроме того, она очень большая, в ней много мяса, которое дорого стоит.
Герою было все тяжелее справляться с рыбой. Однако он сказал ей, что не расстанется с ней, пока не умрет, и подумал, что раз она терпит, то и ему по силам выдержать схватку.
Настал рассвет, и Сантьяго понял, что его добыча совсем не ослабела. Только теперь рыба плыла на меньшей глубине. Мысленно старик попросил свою жертву вынырнуть, он сказал, что очень любит и уважает ее, но убьет прежде, чем настанет вечер.
Сантьяго почувствовал, что его рука, сжимающая бечеву, совсем задеревенела. Он решил, что ему нужно подкрепиться. Свободной рукой рыбак достал тунца и съел его сырым. Герой сочувствовал своей жертве, но не желал делиться пищей с ней, потому что ему самому нужны силы для борьбы. Рука у него по-прежнему не разгибалась.
Описание рыбы
Вдруг Сантьяго почувствовал, что тяга под водой ослабла. Рыба начала подниматься на поверхность, и мужчина поразился ее громадным размерам.
Писатель изображает жертву старика при помощи таких деталей:
- темно-фиолетовые голова и спина;
- широкие нежно-сиреневые полосы на боках;
- вместо носа — меч, длинный, как бейсбольная клюшка и острый, как рапира;
- хвост, похожий на лезвие серпа.
Казалось, что рыба вся горела на солнце. Вдруг она снова стала опускаться под воду. Сантьяго отметил, что по размеру его добыча была на два фунта длиннее лодки. Раньше он вместе с напарником несколько раз ловил таких огромных рыб, но никогда ему не приходилось делать этого одному. Но старик не думал сдаваться, он крепко держал бечеву, хотя рука его сильно болела. Рыбак решил доказать своей добыче, что человек способен на многое. Тем более что Сантьяго считал себя необыкновенным стариком.
Наступает закат, но рыба не замедлила ход. Герой восхищался мощью своей жертвы и осознавал, что даже человек во многом уступает животному. Сантьяго понимал, что силы у рыбы хватит еще на одну ночь. Но мужчина верил в свою победу, ведь его жертва длительное время голодна, а он уже успел подкрепиться. На самом деле старик совсем обессилел и вскоре ненадолго уснул, продолжая удерживать леску в руке.
Мужчина очнулся от рывка. Большая рыба начала выпрыгивать из воды. Сантьяго не видел прыжков, но слышал равномерные всплески. Бечева по-прежнему приносила боль герою, но он не выпускал ее из рук. Рыбак мысленно укорял свою руку, что во время такой важной схватки она ведет себя неподобающим образом.
Наступил уже третий рассвет, и жертва старика начала делать круги под водой. Так прошло еще два часа. Сантьяго истекал потом, у него прыгали черные круги перед глазами. Он смачивал морской водой голову и затылок, чтобы не потерять сознание.
Сантьяго нужно было подтянуть рыбу как можно ближе к лодке и убить ее с помощью гарпуна. Несколько раз Сантьяго пытался перевернуть рыбу на спину, и наконец ему это удалось. Старик вонзил гарпун своей жертве в бок, и она взмыла над морем, после чего снова упала в воду, и волны залили лодку Сантьяго. Он был горд, что все-таки одолел свою жертву. Герой привязывает добычу к корме и все время смотрит на нее, не веря, что ему удалось одолеть такую большую рыбу.
Нападение хищников
Вскоре лодку Сантьяго начала настигать акула породы мако, почуявшая запах крови. Автор описывает морскую хищницу с помощью таких деталей:
- голубая спина;
- брюхо серебряное;
- гладкая и красивая кожа;
- огромные, плотно сжатые челюсти;
- восемь рядов острых, как лезвие бритвы, зубов.
Сантьяго понимает, что дело может плохо кончиться, хотя настроен бороться до конца. Старик убил первую акулу, вонзив гарпун ей в голову. Но герой понимает, что морская хищница откусила часть его добычи, и запах крови может приманить других акул. К тому же в этой схватке Сантьяго потерял гарпун.
Через два часа возле лодки появились несколько акул другой разновидности, которые считались самыми гнусными убийцами, ведь питались падалью. Сантьяго убил хищниц надетым на весло ножом. После осмотра пойманной рыбы старик понял, что акулы съели четверть его добычи.
Далее к лодке подплыла широконосая акула. Когда Сантьяго попытался ее убить, то лезвие ножа сломалось. Со следующей стаей хищников старик боролся при помощи дубинки, которую он смастерил из весла. Но от его добычи теперь осталась лишь половина.
Стемнело. Сантьяго сказал своей жертве, что погубил их обоих. Новая стая акул напала на оставшуюся часть рыбы уже в полночь. Старик бил хищниц дубинкой, но внутренне понимал, что это бесполезно. Акулы уничтожили добычу полностью, и он осознал, что побежден.
Теперь лодка Сантьяго шла легко и свободно. Старик больше не думал о своей утраченной добыче. Он размышлял о том, что его друзьями были ветер и море. Ему хотелось скорее лечь в постель. Внезапно герой осознал, что чувствовать себя побежденным — очень легко. Но Сантьяго понимает и то, что его никто не победил, просто он слишком далеко зашел в море.
Возвращение домой
Старый рыбак самостоятельно причалил к берегу и снял парус со своей лодки. В сумерках он увидел огромный белеющий скелет добычи. Дома старик крепко уснул.
Утром к Сантьяго пришел мальчик. Увидев окровавленные руки мужчины, Манолин расплакался.
На берегу другие рыбаки изумлялись огромным размерам скелета марлина, пойманного Сантьяго. Манолин взял в местном ресторанчике для своего друга кофе с молоком.
Проснувшись, старик сказал мальчику, что побежден. Но тот возразил: рыба не одолела его, поэтому Сантьяго выиграл схватку. Из головы своей добычи старик просит сделать приманки, а нос-меч дарит мальчику.
Манолин снова захотел рыбачить вместе со своим старым другом: он уверен, что принесет Сантьяго удачу. Тем более что ему еще многому нужно поучиться у опытного рыбака.
Сильным и целенаправленным предстает перед читателем главный герой произведения «Старик и море». Хемингуэй изобразил рыбака частью мира природы, даже при описании внешнего вида персонажа автор проводит параллели с морской стихией. Для старика это естественная среда обитания.
Повесть Хемингуэя открыла новую главу в его творчестве. К тому времени писатель уже утратил популярность, и многие полагали, что вряд ли он напишет что-то заслуживающее внимания. Даже в пересказе повести видно, что в ней Хемингуэй отразил собственную жизнь.
Сантьяго доказал, что старость и временные неудачи не мешают ему оставаться лучшим рыбаком в деревне, он восстановил свою репутацию, выловив гигантского марлина. Так и для Хемингуэя повесть стала фактически трофеем — он доказал, что способен написать шедевр и остаться в числе лучших авторов мировой литературы.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!