Анализ стихотворения А. К. Толстого «Средь шумного бала случайно»
Некоторые поэтические произведения имеют очень интересную историю создания. Так, встреча с незнакомкой на балу стала судьбоносной для Алексея Константиновича Толстого и вдохновила его на написание своего знаменитого стихотворения «Средь шумного бала случайно». Анализ произведения позволит лучше узнать творчество классика в части любовной лирики.
Оглавление:
Немного об авторе
Алексей Константинович Толстой — русский литературный деятель, драматург. Годы его жизни — 1817—1875. Школьники изучают стихи Толстого в 10 классе. Из-за совпадения имени и фамилии писателя можно спутать с его тезкой Алексеем Николаевичем, написавшим стихотворение «Курган» и книгу о Буратино «Золотой ключик».
Любовная лирика занимает заметное место в творческом наследии автора, но самым известным является анализируемое стихотворение, так как его строки послужили поэтической основой для романса П. И. Чайковского.
Писатель также занимался переводами книг немецких авторов на русский язык. В числе его работ были произведения Гёте, Гейне, Байрона и других знаменитых зарубежных литераторов.
В 1851 году состоялось знакомство Толстого с его супругой. Теперь он начал адресовать всю свою любовную лирику этой женщине.
История написания
Будущая жена писателя стала вдохновением для написания «Средь шумного бала». 34-летний автор в тот момент находился в подавленном состоянии из-за творческих и личных неурядиц. На балу произошла судьбоносная встреча Толстого с незнакомкой в маске. Девушка глубоко запала в душу поэта. К счастью для Толстого, чувства были взаимными. Таинственной девушкой оказалась Софья Андреевна Миллер, ставшая впоследствии супругой Алексей Константиновича.
Хоть девушка не отличалась красотой в традиционном ее понимании, истинная женственность, переполнявшая Миллер, покорила сердце классика навсегда. С женой они прожили долгие счастливые годы вместе, она продолжала быть для него незаменимой музой.
Произведения, адресованные супруге, составляют «миллеровский цикл» в творчестве А. К. Толстого.
Средства выразительности
Стихотворение написано в жанре любовной лирики. Для воплощения творческого замысла автором мастерски использованы традиционные литературные приемы:
- стихотворный размер;
- рифма.
При анализе «Средь шумного бала» нужно указать, что произведение написано трехстопным амфибрахием с перекрестной рифмовкой. Тропами, которые помогают выразительнее передать задуманное в стихотворении, выступают :
- эпитеты: «шумного бала», «мирской суеты», «задумчивый вид», «отдаленной свирели», «смех грустный», «смех звонкий», «веселую речь», «в грезах неведомых»;
- метафоры: «смех в сердце звучит»;
- олицетворения: «тайна покрывала черты»;
- инверсии: «стан тонкий», «смех звонкий»;
- сравнения: «как звон отдаленной свирели».
Благодаря сочетанию рифмовки и размера стихотворение приобретает торжественный характер и льющееся звучание. Изобразительно-выразительные средства помогают ярче раскрыть чувства лирического героя и образ незнакомки, которая волнует его сердце.
Композиция произведения включает в себя две основные части. Первые строфы повествуют о встрече автора с загадочной девушкой на балу. Постепенно к четвертой строфе осуществляется переход к описанию чувств лирического героя. Кульминацией выступает признание в любви. Эмоции писателя правдоподобны и искренни, у читателя создается впечатление, что поэт не сможет себе простить потерю такого шанса, предоставленного судьбой.
Идейное содержание
Алексей Толстой, по воспоминаниям современников, не был дамским угодником и ловеласом, однако об истории с Софией Миллер был наслышан весь литературный бомонд. Девушка не отличалась внешней красотой, но покоряла уровнем своей образованности, владела четырнадцатью языками, отлично разбиралась в нескольких сферах искусства и точных науках.
Поводом для пересудов послужил тот факт, что Миллер на момент встречи с Толстым была замужем. Сделав выбор в пользу писателя, она развелась со своим мужем.
В тексте стихотворения можно заметить, что автор не заостряет внимание на облике возлюбленной, описав ее внешность только одним эпитетом («тонкий стан»). Несколько раз упоминает поэт в произведении «печальные глаза» незнакомки, говорящие о том, что девушка несчастна на момент встречи с лирическим героем. Мысли писателя сосредоточены на звонком смехе, речи и дивном голосе героини.
Толика сомнения, привнесенная Толстым в финальное признание, отражает в себе то, насколько серьезно относится поэт к своему чувству. Приняв это взвешенное решение в строках своего автобиографичного опуса, поэт благородно ведет себя и в жизни — он не только женится на Софии Миллер, но и сохраняет с ней теплые отношения в браке на всю оставшуюся жизнь.
Романс Чайковского
Стихотворения Алексея Константиновича Толстого о любви к своей будущей супруге вдохновили великого русского композитора на написание романса в 1878 году. Баллада в вальсовом ритме создана для мужского голоса и посвящена брату музыканта. Среди деятелей искусства, которые также использовали текст стиха в своих произведениях, стоит назвать:
- Б. С. Шереметьева;
- А. А. Спиро;
- А. Н. Шефера.
Романс исполнялся такими известными певцами, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев. Несмотря на мужской текст баллады, ее прекрасно спели артистки с низким голосом меццо-сопрано, среди которых Елена Образцова и Тамара Милашкина.
Таким образом, прекрасное чувственное стихотворение «Средь шумного бала» автора А. К. Толстого стало не только литературным, но и музыкальным достоянием русской культуры, навсегда сохранившись в произведении П. И. Чайковского.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!