Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник»
Поэма о статуе Петра — одна из наиболее гармоничных работ Пушкина. По ритмичности изложения сходна с романом «Евгений Онегин». У Пушкина образ Медного всадника — это прославленный российский деятель, который работал исключительно на благо Отчизны. По сюжету созвучно с мифами и исторической наукой.
Оглавление:
История Пушкина о Медном всаднике
В произведении поднимается вопрос о том, что важнее: счастье для человека или благополучие государства. Для великого императора и реформатора была очевидна потребность для русской земли «прорубить окно в Европу», основать на болотах Петербург — новый исторический путь. Новаторство Петра нуждалось в многочисленных жертвах. Мучения некоторых из них являлись бесполезными для блага России.
Пётр Великий и Россия
Драма этой опасной жестокой необходимости проанализирована Александром Пушкиным и проиллюстрирована в литературном сочинении «Медный всадник». Главный персонаж произведения — это Евгений. Он грезит только собственным благополучием и счастьем, не портит никому жизнь, не рушит историю.
Но высшим силам было нужно уничтожить его личность, он умер, как бессмысленная жертва при построении великого дела Петра Первого. Ушёл из жизни из-за нахлынувшего наводнения, какие случались в Петербурге по причине своеобразия географического расположения города.
Пред читателем предстаёт очередная история о ненужном человеке, рассуждение о несчастной жизни, которых много разбросано на дороге великого новатора. Будет полезным отметить в сочинении о Медном всаднике в 10 классе, что Пётр Первый шествовал вперёд и вёл за собой Россию, где реформаторская деятельность не знает сопереживания, обладает краткой железной хваткой, не подсчитывает человеческие потери при движении к цели.
Пушкин осмыслил это и создал лирическую историю о такой жертвенной судьбе. Наводнение уничтожает все грёзы и стремления Евгения, его любимая девушка умирает, и сам он теряет рассудок.
В поэме Александра Пушкина присутствуют и другие темы: печальный герой отказывается отдаться во власть судьбы, Евгений возмущается и отрицает выпавший ему жребий. Для своих индивидуальных чувств, для собственного мировосприятия Евгений осмеливается высказывать недовольства в адрес Петра, который является для него единственным виновником его беды.
Крошечная несчастная букашка бунтует против властного исполина. Это восстание было жестоко подавлено: всадник из меди с яростью пускается в погоню за молодым человеком и уже готов его настигнуть.
Новое государство и старые дворяне
Евгений — это выходец из дворянского рода, он интеллигент и аристократ. Надо отметить, автор создал сложный образ главного персонажа: перед читателем не только гражданин, что лишился из-за Петра своего благополучия; он, помимо всего прочего, идейный враг Российского императора, который уничтожил своими преобразованиями старинных русских дворян.
Главный герой из малоизвестного помещичьего семейства, его фамилия в прошлые века подарила свету много славных людей. Петром Великим был создан «Табель о рангах», что продвигал простых граждан; и дополнительные права, полученные дворянами при рождении, потеряли своё значение.
В интересном эпизоде о родословной персонажа автор печалится из-за упразднения дворянской родовой России. Аристократы теперь живут по-другому, они обеднели. Александр Сергеевич Пушкин также относится к подобным дворянам. Он горд своими предками, собственным генеалогическим древом и печалится, что его род унижен в правах.
Евгений также испытывает неприязнь к Петру как к упразднителю русской культуры и русской исключительности. Император России действительно был увлечён идеями Запада, которые насильственно насаждал у себя на Родине. Таким образом, русская цивилизация превращалась в европейскую.
Происхождение поэмы
Пётр Первый изображён в поэме, как некоторое божество. Рассказа о самой личности императора в сюжете нет, но она предстаёт перед читателем в воспоминаниях, как отчётливый герой истории, созвучный с Петербургом и берегами Невы.
Спустя век Пётр Первый всё так же пребывает в Северной столице немым зрителем в образе Медного всадника. Гигантский исполин из бронзы является в виде кошмарного приведения в наказание «пигмейскому» Евгению за «злобливый» характер, за эгоистичность натуры. Он обрушивается на пушкинского персонажа в ночи и гонится за ним по мостовым столичного города.
В поэме множество прелестных пейзажей. К примеру, река Нева до построения Петербурга, и эта река при Александре Пушкине, описание наводнения. Поэма создана под влиянием историй очевидцев, которые стали свидетелями бедствий, выступания воды из берегов. Писатель тщательно собирал сведения также из литературы.
Конная статуя Петра:
- скульптор Э. Фальконе;
- открыт в 1782 году;
- в первое десятилетие XIX наиболее популярная тема для стихотворений в России.
Сюжетная линия
В начале поэмы перед читателем предстаёт образ императора Петра Великого, что находится в пустынной местности, где виднеются вдали в миниатюре редкие хутора чухонцев. Пётр намеривается основать большой город. Эти смелые планы были воплощены, «и перед новою столицей померкла старая Москва».
Знакомство с Евгением
Сочинение поэмы «Медный всадник» Пушкиным восхваляет творение Петра Первого. Он впечатлён и покорён им. Но у Петербурга были и сложные времена. Например, наводнение 1824 года. Будет полезным отметить в мини эссе, оно стало основой для написания Александром Сергеевичем литературного произведения.
Наступила промозглая осень. Петербургская Нева была беспокойна под стеной дождя и холодными ветрами. Юный и скромного достатка государственный служащий Евгений вернулся с работы домой. Он сразу отправился в свою постель. Перед тем как заснуть, он долгое время предавался грёзам о своей милой избраннице Параше.
Молодой человек строил планы, как бы ему в ближайшее время сыграть с девушкой свадьбу. Он мечтал, как у его новой семьи родятся дети, как они проведут всю жизнь до самой смерти вместе. Наступило утро, этот день оказался кошмарным, ветры накинулись на разлившуюся реку Неву, она вышла из своих берегов. Вначале затопила острова, а затем бросилась к городу.
Тут и там проплывали стволы деревьев, детали крыш, гробы с кладбища, которое оказалось под водой. Население в панике и ужасе, не имело понятия, что им предпринять. В те времена правителем Российского государства был Александр Первый. Он заявил, что со стихией, посланной Богом, императору не справиться.
В центре столицы на главной площади у строения с каменными львами со страхом сидел несчастный Евгений. Старый домик, который принадлежал его возлюбленной Параше, с престарелой матушкой находился возле залива. Евгений ломал голову, что же с ним произошло.
Бедствие и монумент русскому императору
Перед тревожным взором молодого человека была одна бескрайняя вода, из неё неподалёку поднимался медный памятник Петру Великому — общеизвестный всадник. Прошло некоторое время, Нева стала отступать и возвращаться в своё привычное русло. После наводнения повсеместно были разбросаны пугающие обломки. Как только река слегка спала, Евгений нашёл перевозчика на вёслах. С опасностью для своей жизни он добрался среди смертоносных волн до ветхого домика Параши. То место само на себя не походило.
Повсюду были раскиданы тела утонувших, как воины на поле сражения. Домик любимой девушки отсутствовал вовсе. Парень некоторое время всё озирался и исследовал местность. Он от нервного напряжения и нахлынувших эмоций начал говорить с самим собою. Затем герой Пушкина безудержно засмеялся, бил себя по лбу.
Спустя несколько суток следы ужасной трагедии унесли со столичных улиц. Люди опять прогуливались по мостовым и набережной, как будто ничего не случилось. Все принялись за повседневные дела, наступили серые будни. Но взбудораженный разум Евгения пошатнулся от тяжёлой беды. День ото дня он бродил по столице, не обращая внимания на прохожих и тротуары, спал на берегу реки, получал пищу, как скитающийся нищий, которому подают. Так прошли недели.
Как-то в одно утро он открыл глаза под синим небом. Тогда шёл дождь, по этой причине в памяти Евгения вновь возникли картины страшной недавней трагедии. Молодого человека охватил ужас. Он в панике побежал неведомо куда, так очутился на той именно центральной площади у строения, где переждал пребывание воды. Перед ним всё так же возвышался величественный всадник.
Несчастье главного персонажа
У молодого человека перехватило дух, он задрожал всем телом. Глядя на фигуру Петра Первого, он ощутил ненависть к русскому императору, что «над бездной железною уздой поднял Россию на дыбы». Юноше пришло на ум, что хладнокровный реформатор Пётр Первый, основавший в непроходимых топких болотах уязвимый перед наводнениями город, — единственный виновник его несчастья. Здесь молодому человеку причудилось, будто лик медного правителя озарился гневом. Евгений бросился наутёк.
Ему казалось, позади него гремит грузный звон копыт, Евгений был убеждён, что медная фигура Петра Великого покинула собственный пьедестал и бросилась в погоню. Жуткий монумент преследовал героя целую ночь напролёт.
С тех времён при взгляде на Медного всадника молодой человек хватался за сердце, чтобы успокоить его страдания, стягивал с себя головной убор, проходил подальше, стараясь не смотреть на памятник. В эти моменты он ещё более чувствовал собственное бессилие по отношению к жестокой судьбе. Домик Параши унесло рекой к дальнему острову. Поблизости был обнаружен мёртвый безумный Евгений.
Литературное сочинение «Медный всадник» кратко содержит в себе размышления русского классика о Петре Великом. Объединило в себе разные суждения о новаторе. Мотив преследования статуей Петра в дальнейшем нередко встречается в художественной литературе.
Произведения, где медная фигура Петра нападает на кого-то:
- «Подросток» Ф. Достоевского.
- «Петербург» А. Белого.
- «Роза мира» Л. Андреева.
История Пушкина о медном Петре грандиозна глубиной идейного содержания, в ней присутствуют социальный и исторический конфликт. Противостояние личности и государственной власти актуально во все времена, всегда имеет место.
Влияние поэмы на культуру России:
- по мотивам произведения Пушкина создан балет;
- гимну Санкт-Петербурга положило начало пушкинское сочинение.
В поэме показано столкновение интересов обывателя и государства. Возмущение маленького человека не воспринимает мощный отлаженный механизм. Для воплощения своих замыслов коллективная воля ни перед чем не остановится, она равнодушна перед страданиями одного гражданина.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!