Анализ стихотворения «Родина» Некрасова
В творческом наследии многих классиков русской литературы весомую долю занимают произведения, посвященные теме любви к родной стране. Однако для некоторых авторов патриотический мотив является ключевым, придавая опусам характерный и узнаваемый читателем колорит. К числу таких писателей относится Некрасов. Анализ стихотворения «Родина» поможет ближе познакомиться с отношением Николая Алексеевича к России.
Оглавление:
Немного об авторе
Николай Некрасов (1821 — 1878) — русский литературный деятель, поэт, публицист и прозаик. Основой творческого кредо автора было сочувственное отношение к крестьянству. В свои произведения писатель внедрил исконно русские выражения, диалекты, разговорную речь, характерную для сельского жителя, тем самым существенно обогатив родной язык. Со строк некрасовской прозы и поэзии многие словообороты перекочевали в общеупотребительную лексику.
Направление и главная идея стихов Некрасова прослеживается даже в самих названиях его опусов:
- «Кому на Руси жить хорошо»;
- «Родина»;
- «Русские женщины».
Ввел в отечественную литературу Николай Алексеевич и фольклорные элементы, опубликовывая народные сказки, используя русские предания («Баба Яга, Костяная нога», «Колыбельная песня «Баю-баю»). Даже угасая от неизлечимой тяжелой болезни, писатель находил в себе силы творить и продолжал работать вплоть до ухода из жизни.
Некрасов оставил после себя бесценный вклад в российскую культуру, обогатив ее не только своими литературными произведениями, но и расширением вокабуляра родного языка.
История создания
Стихотворение «Родина» Некрасова, анализ которого представлен в работе, было написано в 1846 году. В основу произведения легли воспоминания поэта о своем детстве. Будучи еще совсем маленьким, Николай Алексеевич запомнил образ деспотичного отца, покорной матери и всех тягот крестьянской жизни. Уже в юном возрасте классик воскипел негодованием к барству и крепостному строю в России. Своих родичей-помещиков автор в строках стиха осуждает, обличая пороки их сытого и бестолкового бытия: «…жизнь отцов моих… текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства».
В течение жизни написаны Некрасовым стихи о родине и короткие, и длинные, но все они объединены глубокой любовью писателя к своей стране и простому люду. На сотворение «Родины» писателя вдохновило посещение родового поместья в Ярославской губернии, навеявшее детские впечатления о доме и родне.
Став зрелой личностью с твердой гражданской позицией, Николай Алексеевич направляет свои острые переживания за народ и судьбу страны в творческое русло и создает это стихотворение. Противопоставляя мещанский образ жизни и бездуховное потребительство помещиков жалкому существованию крестьян и их тяжкому труду, поэт отражает всю суть крепостной России.
На фоне разгульного и сытого барского быта, народная доля в стихах Некрасова выглядит чуть ли не хуже, чем удел собак, живущих на дворе. Факт своего рождения и жизни в знатной семье писатель ассоциирует с «безвременным растлением души» и «проклятием неотразимым».
Средства выразительности
Как истинный мастер русского литературного слова, поэт виртуозно использует в произведении изобразительные приемы. Традиционными способами выражения авторского замысла в стихотворении выступают:
- размер стихосложения;
- композиция;
- рифма.
Благодаря шестистопному ямбу с разнообразными рифмами создается некоторое беспокойное ощущение и угнетающая атмосфера. Классик прибегает к использованию кольцевой композиции неслучайно. Этим приемом он выстраивает связь начала произведения с его финалом, в середине отвлекаясь на вырисовку образов матери, сестры и няни из своих детских воспоминаний. Тем самым Некрасов обращает внимание на непростую долю женщин на Руси и подчеркивает, что даже знатные дамы были бесправны и покорны, словно крестьянки.
Во второй строфе стихотворения описано, как отцом поэта были погублены и мама, и бесчисленные крепостные девки, которых барин использовал в качестве объектов своих любовных утех. Крестьянских барышень Некрасов жалеет наравне со своей родной матерью — настолько глубока и искренна любовь писателя к своему народу, настолько сильна его боль за то, что он бессилен исправить этот беспредел.
Знакомые места и живущие в памяти образы автор описывает при помощи средств художественной выразительности. Мастерски применяет Некрасов такие виды литературных троп, как:
- метафоры: «огонь томительный до срока сердце жег», «рой подавленных и трепетных рабов»;
- эпитеты: «громким именем», «предсмертный шепот», «страдалицей безгласной», «злостью новой», «проклятьем неотразимым», «бессмысленного чванства»;
- инверсия: «юности мятежной и суровой», «огонь томительный», «покой благословенный», «души растленной», «аллеи дальней».
Эмоции от пережитого и увиденного в юные годы не могут даже со временем стихнуть в душе поэта. Став взрослым человеком, он испытывает внутреннюю дисгармонию и стыд за свое помещичье происхождение.
Идейное содержание
Произведение долгие годы не издавалось ввиду цензурных ограничений, ведь в своих строках писатель, обличая помещичество и крепостное право, бросал вызов всей царской России. В скором будущем идея о свободной Руси, так волновавшая поэта, воплотится в жизнь — отмена рабского строя произойдет в 1861 году еще при жизни автора.
Сумев достаточно кратко в поэтической форме воплотить всю суть окружавшей его действительности, поэт отразил в строках своей элегии душевную боль и отчаяние за нелегкую судьбу русского народа. Анализ стихотворения Некрасова «Родина» про правдивое детство барского сына показывает, какого плана жизнь велась в русских поместьях в первой половине 19 столетия.
Таким образом, стихотворение «Родина» Николая Алексеевича Некрасова — это один из памятников творчества поэта, в котором показаны реалии крепостного права России без прикрас и купюр. Писатель в этом произведении в очередной раз открывается перед читательским взором как человек недюжинной душевной красоты. Сын помещика, он обличает постыдное пустое существование барских семей за счет рабского труда несчастных крестьян и искренне сочувствует несправедливости народной доли, окидывая родовое гнездо взглядом, полным боли, «отвращения и отрады» за его разрушение.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!