Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Пейзажная лирика присутствует в творчестве многих русских классиков. Однако произведения именно этого величайшего поэта пронизаны любовью к русской природе настолько, что их можно узнать даже без подписи автора. Анализ стихотворения Есенина «Пороша» поможет лучше понять красоту и сказочность зимнего леса и потаенный смысл строк о них.
Оглавление:
Немного об авторе
Сергей Александрович Есенин за свою недолгую жизнь сумел подарить России колоссальное культурное наследие в виде своих многочисленных талантливейших произведений. Поэт был выходцем из крестьянской семьи и всем сердцем любил русскую деревню и природу родного края. Уехав в юности в столицу, молодой человек очень скучал по сельской местности, что нашло отражение в его творчестве.
Родиной С. Есенина является село Константиново Рязанской губернии, своим чувствам к которому он посвятил немало строк. Поэт восхищался не только видами деревни, но и красотой России в целом. О глубине и необъятности голубого неба, озер и рек страны классик писал: «синь сосет глаза», подчеркивая этой метафорой самобытность родной природы.
Жизнь и творчество Есенина выпали на непростые судьбоносные этапы в жизни государства. Поэт поначалу верил в обещания революционеров и искренне надеялся, что переворот благоприятно отразится на крестьянах. Реалии того времени жестоко разочаровали молодого писателя, оставив неизгладимый шрам в его душе. К теме родной сторонки классик будет возвращаться снова и снова, ведь образ деревни согревал сердце поэта и был для него лучиком света в темном царстве окружающей действительности.
История создания
Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году в раннем периоде творчества поэта. Это произведение Есенин планировал включить в сборник для детей «Зарянка», который, увы, так и не был издан при жизни писателя. Недавно переехав в Москву и воспринимая шумную суетливую столицу на контрасте со спокойной сельской жизнью, поэт пишет большое количество стихов в жанре пейзажной лирики. Если в опусах о летней деревне автор с невероятным трепетом уделяет внимание даже росинке на траве, то зимнюю картинку рисует настоящей сказкой. Красоте холодной снежной природы посвящается произведение «Пороша».
В период создания стихотворения автору было всего девятнадцать лет, он учился на историко-философском отделении Московского народного университета, подрабатывал в типографии и начинал активно публиковаться, наравне с друзьями-литераторами. Увлечение имажинизмом нашло прямое отражение в произведении, где Есенин применяет все изобразительно-выразительные средства этого направления.
Увы, отец Сергея Александровича не разделял творческих планов отпрыска. Напряженные отношения с родителем также бередили душу молодого автора.
Художественные приемы
При анализе стихотворения «Пороша», безусловно, необходимо разобрать средства выразительности, использованные С. Есениным. Традиционно для любого поэтического произведения основными приемами являются:
- стихотворный размер;
- композиция;
- художественные средства.
«Пороша» написана четырехстопным хореем с перекрестной рифмой. Подобная структура, придающая стиху особую мелодичность, характерна для многих работ автора в жанре пейзажной лирики. Композиция включает в себя 4 строфы, объединенных единой тематикой.
Нельзя не заострить внимания на том, какую лексику использует автор в стихотворении. Применяемые С. Есениным слова нельзя назвать общеупотребимыми, они скорее присущи именно крестьянской речи: «дремлет», «косынкой повязалася», «понагнулась», «оперлася на клюку», «макушкой», «простору». Примененные окончания глаголов характерны для народных диалектов.
Художественные приемы, с помощью которых перед глазами читателя предстает зимний лес, имеют важное значение в произведении. Автор сумел не только написать о красоте русского пейзажа, но и преобразить, и возвысить картину природы, мастерски использовав следующие выразительные средства:
- эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой», «бесконечная дорога»;
- метафоры: «слышны звоны под копытом», «белою косынкой повязалася сосна», «дремлет лес», «заколдован невидимкой», «снег стелет шаль», «дорога убегает вдаль»;
- инверсия: «повязалася сосна», «скачет конь»;
- сравнения: «понаглулась, как старушка», «словно белою косынкой».
Тропы в стихах Есенина имеют свою особую роль и переносят того, кому довелось прочитать произведение, в сказочный мир авторского восприятия пейзажа. Невозможно остаться равнодушным и не вообразить, как земля принакрыта белым покрывалом, как бережно укутана снежком каждая осинушка, как стихли в ночи прежде слышные звуки обитателей леса и как он засыпает, убаюканный зимой.
Приемом аллитерации (звуки «з», «к», «с») создается ощущение стука копыт и перезвона бубенчиков, будто проезжает тройка.
Образ лирического героя
Повествование идет от лица автора: «Еду. Тихо. Слышны звоны». Лирическим героем, можно сказать, выступает сам С. Есенин, проезжающий мимо и любующийся пейзажем зимней природы. Трепетное и искреннее отношение самого поэта к России, ее красотам и неповторимой атмосфере ярко воплощается в строках произведения. Герой не просто проезжает через белый зимний лес, а старается прислушаться к каждому звуку, увидеть волшебство в каждом движении природы.
Сосна предстает в стихотворении в виде старушки, опершейся на клюку и повязавшейся белою косынкой. Автор неслучайно использует такой сравнительный образ, ведь он задумывал свое произведение прежде всего для маленьких читателей, а дети мыслят именно образно. Воплотив в фигуре лирического героя свои собственные мысли и чувства, С. Есенин отображает в стихотворении следующие переживания и идеи:
- тоска по малой родине;
- восхищение русской природой и безграничная любовь к России во всем ее многообразии;
- образный сказочный сюжет, адресованный детям.
Строки «скачет конь, простору много» воплощают в себе некую надежду на будущее, которая еще ярко живет в душе автора. В 1914 году Есенин еще верит в возрождение деревни и процветание крестьянства, которое наступит после переворота. Чаяния поэта воплощены в образах вольно скачущего коня и бескрайних просторов России. Автор строк еще не знает, каким ударом для него обернется впоследствии эта наивная вера в свободную патриархальную православную Русь, которая так любима им.
Идейное содержание
В стихотворении «Пороша» Есенина фигурируют образы зимы и дороги. Любимый поэтом Н. В. Гоголь сравнивал Русь с образом мчащейся по зимнему пути тройки лошадей. Оба великих классика неслучайно воспевали именно Россию, покрытую снегом, ведь климат огромной страны, действительно, таков, что половину года погода холодная, а дороги — заснеженные.
Образ дороги — это воплощение как жизни самого автора, так и пути развития всей страны. Именно такой философский смысл вкладывает поэт в свои строки. Мастерски применяя изобразительно-выразительные средства, С. Есенин рисует волшебные картины русского пейзажа, где неодушевленные явления словно оживают. Автор не только гордится и восхищается красотой зимних сосен и даже однообразным стуком дятла и шумом серых ворон, но и сравнивает удары копыт со звоном, а зиму — с колдуньей-невидимкой.
Таким образом, в стихотворении «Пороша» Сергея Есенина соединяются поэтический талант автора, его светлая грусть по малой родине, восхищение красотой сказочной зимней природы русского леса, которые он запечатлел в доступной форме, понятной даже самым юным читателям. Замечательные строки поэта не могут не зародить в детской душе той же истовой любви к России, которую испытывал и он сам.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!