Краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Старинная легенда рассказывает о мужчине и женщине, любовь которых была так велика, что они упокоились в один день. При жизни эти праведные люди прославились благочестием, а после смерти их канонизировали — причислили к лику святых. Историю записал Ермолай-Еразм. Краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.
Оглавление:
История создания и герои
В то время, когда Русью правил Иоанн Грозный, по указу Московского митрополита Макария грамотные люди собирали в разных городах сказания о праведниках. На основе историй записывались жития святых. Историю о Петре и Февронии Муромских в кратком содержании изучают в средней школе. Вот как можно кратко охарактеризовать главных и второстепенных героев:
- Пётр. Брат Павла, впоследствии ставший правителем Мурома.
- Феврония. Девушка крестьянского происхождения, исцелившая Петра.
- Павел. Самодержавный князь, к супруге которого прилетал змий.
- Жена Павла. Добродетельная женщина, честно рассказавшая мужу об искусителе.
- Супруги на судне. В лодке, на которой Пётр и Феврония уплыли из Мурома, были мужчина и женщина.
Составляя краткий пересказ сюжета «Повести о Петре и Февронии Муромских», нужно упомянуть и бояр, говоривших князю нехорошие вещи о его супруге. К второстепенным героям относятся и люди, которые захоронили почивших отдельно, нарушив их волю.
В 5 классе сообщение о Петре и Февронии составляется для читательского дневника. В нём нужно указать автора и название, время создания и имена главных героев. Сюжет можно пересказать очень кратко. Также следует написать отзыв, отразив в нём впечатления от прочитанного.
Победа над змием
Однажды к жене князя Павла, который правил древним городом Муромом, явился летающий змий-искуситель, присланный дьяволом. Женщина видела истинное обличье этого существа, а перед остальными он являлся в образе её мужа. Княгиня честно рассказала супругу о том, что происходит. Он не знал, как быть, и предложил жене спросить у искусителя, что может его погубить. Княгиня так и сделала. Оборотень ответил, что ему придёт погибель «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Имя, которое назвал змий, носил брат князя. Узнав обо всём, он стал размышлять, как избавиться от искусителя. Нужно было узнать, где находится Агриков меч. Когда князь был в женском монастыре, он встретил ребёнка. Тот указал на щель в алтарной стене: там лежал Агриков меч. Павел взял его и оставил у себя.
Через некоторое время Пётр пришёл в гости к князю, который сидел в своих покоях. Братья побеседовали, а затем визитёр отправился к невестке. Увидев, что Павел находится у неё, он сильно удивился. После этого князь рассказал брату об искусителе, способном перевоплощаться в человеческое обличье. Тогда Пётр взял Агриков меч и пошёл к невестке. Он расправился со змием, но перед смертью существо приняло свой изначальный облик, и из него во все стороны брызнула кровь. Несколько капель попало на тело Петра. Вскоре мужчина покрылся ужасными язвами. Никто не мог избавить его от этой болезни.
В поисках лекаря больного перевезли в Рязанскую землю. Слуга пошёл по округе, чтобы найти врача. Войдя в дом, который находился в Ласково, он увидел девушку. Это было Феврония, которая ткала полотно. Отец девицы был древолазом и занимался тем, что добывал мёд.
Побеседовав с Февронией, юноша увидел, что она очень мудрая. Он рассказал, какая беда приключилась с его господином.
Чудесное исцеление
Оказалось, что у Февронии есть знакомый лекарь, способный исцелить Петра от ужасной болезни. Она предложила привезти больного, а потом вызвалась вылечить его сама, но с одним условием: Пётр должен на ней жениться. Больной, который тоже был князем, отнёсся к словам несерьёзно. Женитьбу на дочери простого древолаза он считал невозможным делом. Однако Пётр пообещал, что в случае выздоровления возьмёт девушку в жёны.
Феврония достала сосуд, в котором находилась хлебная закваска. Она сказала князю, чтобы он пошёл в баню и помазал этим средством все язвы, а одну из них велела не трогать.
Князь решил проверить, насколько велика мудрость Февронии, и попросил её соткать полотенце, порты и рубашку за то время, пока он будет в бане. Для этого он передал пучок льна. Девушка не осталась в долгу и послала Петру полено, из которого он должен соорудить ткацкий станок. Князь признал, что не может этого сделать. Тогда Феврония ответила, что его просьбу тоже нельзя выполнить. Так Пётр понял, что мудрость девицы действительно велика.
Наутро князь обнаружил, что все язвы на его теле, кроме одной, исчезли. Обещание жениться на девушке он не исполнил. Вместо этого князь передал ей подарки. Феврония не приняла подношение.
Пётр возвратился в Муром, но вскоре с ужасом увидел, что язвы появились вновь. Он приехал к Февронии и повинился. Девица снова его вылечила, после чего молодые люди поженились.
Недовольство бояр
После смерти Павла правителем Мурома стал Пётр. Однако знатные люди не приняли Февронию, так как она происходила из простых крестьян. Окружение князя всячески очерняло супругу в его глазах. Девушка действительно иногда совершала странные поступки, например, после обеда собирала крошки в руку. Бояре рассказали об этом Петру, и он решил проверить. Произошло следующее:
- после совместного обеда князь увидел, как жена собирает со стола крошки;
- он велел ей разжать ладони;
- в руке находились благовония.
Знать не прекращала попыток избавиться от жены князя. Люди стали говорить Петру, чтобы он велел Февронии уйти из Мурома. Пусть позволит ей взять то, что она пожелает. Вскоре был пир, на котором бояре высказали княгине своё требование. Женщина согласилась покинуть Муром и сказала, что хочет взять с собой только мужа. Петру пришлось покинуть город вместе с княгиней, лишившись княжества. Поступить иначе он не мог, так как это означало бы нарушение Божьих заповедей. Бояре обрадовались: они добились своего, ведь каждый из них хотел управлять городом.
Из города по Оке должно было отправляться судно. Князь и княгиня взошли на него. На лодке был ещё один человек со своей женой, и Феврония заметила, как похотливо мужчина смотрит на неё. Тогда она велела ему набрать пригоршню воды слева и справа от лодки и попробовать на вкус. Человек так и сделал, после чего мудрая женщина спросила, заметил ли он разницу. Мужчина ответил, что вода одинакова с обеих сторон. княгиня пояснила, что женская суть тоже такова, поэтому не нужно думать о чужих жёнах, когда есть своя.
Через некоторое время лодка пристала к берегу. Повар приготовил место, где можно расположить котлы. Он нашёл маленькие деревца и подрубил их, чтобы было удобно вешать посуду. Феврония и в этом случае проявила свои способности: она благословила пострадавшие деревца, и наутро они сделались больше прежнего.
Возвращение в Муром
Князь с княгиней хотели отправляться дальше, но вдруг увидели бояр, которые пришли из самого Мурома. Эти люди стали просить Февронию и Петра, чтобы они вернулись и снова начали править. Супруги так и сделали. Они не держали зла на бояр и правили так же справедливо, как и раньше. Вот как описываются их деяния в повести:
- «странников принимали»;
- «голодных насыщали»;
- «нагих одевали»;
- «бедных от напастей избавляли».
Об одном Пётр и Феврония не переставали молить Господа: чтобы он прибрал их в одно время. Ещё при жизни они приготовили себе гробы, высеченные из камня и разделённые перегородкой. Спустя некоторое время супруги стали монахами. Феврония в иночестве получила имя Ефросинья, а Петра стали звать Давидом.
Конец жизни супругов
Однажды Ефросинья находилась в храме и вышивала образы святых. Она получила письмо от Давида, который писал, что очень ждёт её. Мужчина предчувствовал, что приходит время умирать, но не хотел уходить в мир иной без жены. Монахиня написала ответное письмо, в котором попросила немного подождать: ей нужно было закончить вышивку. Любимый прислал второе письмо, а потом и третье.
В последнем послании Давид написал, что больше не может ждать. К тому времени Ефросинья закончила вышивать лик святого, а одежду уже не успела. Она известила Давида, что готова к кончине. Напоследок супруги помолились, а 25 июня преставились. Люди не исполнили волю супругов и похоронили их раздельно.
Тело Евфросиньи нашло покой в Воздвиженском женском монастыре. Давида похоронили рядом с Соборной церковью Богородицы. Туда же перенесли и гроб, который супруги велели вытесать из камня, когда были живы.
Утром люди пришли к месту захоронения и увидели, что мужчина и женщина находятся в общем гробу. Тогда они вернули тела туда, где положили их изначально. Однако на следующее утро Давид и Ефросинья снова были вместе. Люди поняли, что больше не нужно тревожить святых: живые не исполняют их волю, поэтому умершие делают это сами. Как завещали супруги, их похоронили вместе в церкви Рождества Богородицы. Страждущие до сих пор приходят к мощам и просят исцеления. Тому, кто обращается к святым с великой верой, обязательно воздаётся.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!