Основы информационной культуры, её структура, понятия и определения
В связи с глобальным развитием интернета и цифровизации в целом в обществе появился запрос на формирование системы использования информационных ресурсов и правильного отношения к ним. Так появился термин «Информационная культура», в основу которого легли уже полученные опыт и знания человечества.
Оглавление:
Определение термина
Под информационной культурой принято понимать способность человека эффективно использовать источники информации, взаимодействовать с инструментами для обмена данными, а также наиболее эффективно применять инновационные средства автоматизации процессов. По сути, термин определяет общечеловеческую степень развития того или иного народа либо общества.
Критерии и характеристики
Понятие не так абстрактно, как может показаться. Это вполне сформированная совокупность критериев и определений, которым может соответствовать общество. В целом основные признаки, присущие явлению можно перечислить так:
- способность человека в понятной и прозрачной форме изъявлять необходимость в получении требуемых данных;
- умение переработать получаемые данные и на основе анализа создать новые;
- умение находить нужную информацию и сравнивать её с достоверной;
- способность к компьютерной грамотности и общению посредством информационных каналов.
Стоит отметить, что высокий уровень владения этими параметрами должен проявляться в человеке как определение уровня своей значимости в обществе, трезвой оценке способностей и адекватного восприятия других личностей и их особенностей в своём окружении. Достигается такой эффект, по мнению специалистов, главным образом за счёт эффективного образования.
Происхождение и предпосылки
Несмотря на то что сам термин вошёл в обиход относительно недавно, столкнулось человечество с этим явлением ещё несколько веков назад. Как только зародилась первая письменность, люди сами того не осознавая уже применяли первые азы культуры общения и обмена информацией. Переход человечества от письменности к компьютерам сформировало более чёткую и направленную тенденцию развития, что соотносится с потребностью в более объемлющем и быстром доступе к данным.
Автоматизация многих процессов помогла структурировать данные, анализировать их, оперативно делиться. Вместе с тем, цифровизация привнесла новый тип носителей информации в общество. Они, конечно, существовали и как отдельный класс, но компьютеризация объединила их в общую сеть данных. Видео, картинки, звук, СМС сообщения — теперь узнать что-то новое и поделиться им можно самыми разнообразными способами.
Однако, явление обладает и некоторым негативным эффектом. Как ни парадоксально, но общество, создавшее медиапространство для обмена новостями и данными, практически не контролирует его. Механизмов оперативно отсеять деструктивную информацию от конструктивной попросту нет. Этим активно пользуются многие заинтересованные в убеждении общества лица. Зачем это делается, понять сразу не представляется возможным. По сути, сейчас определять что перед человеком — правда или ложь, приходится ему самому, так как даже достоверные до этого источники не могут гарантировать того, что передают точные данные.
Сюда же можно отнести яркий пример с Википедией. Периодически на неё ссылаются многие издания, хотя знают, что за создание статей в этой энциклопедии может отвечать кто угодно. Когда у пользователя имеется хороший рейтинг, то он вправе редактировать содержание материалов и, если надо — менять факты в интересующем его ключе. Об этом даже упоминал в своём докладе один преподаватель университета, который захотел показать своим студентам, что любую информацию надо проверять.
Трюк заключался в том, что он задал своим подопечным написать реферат на тему взаимоотношения дельфинов. Будучи уверенным в том, часть учеников воспользуется Википедией, а также имея высокий рейтинг, как автор многих статей, преподаватель немного «подправил» нужную статью. Как итог — на следующее занятие он получил часть рефератов, а также вопросы от изумлённых студентов о несуществующих фактах из жизни дельфинов. То есть международная энциклопедия воспринималась ими априори как достоверный источник. И в современном мире это уже и правда, стало нормой.
Основы системы и её проблемы
Очень часто термин либо путают, либо ассоциируют с компьютерной или информационной грамотностью. Но на самом деле это дочерние понятия. Компьютерная грамотность предполагает умение эффективно использовать автоматизированные комплексы, куда входят компьютеры, планшеты, смартфоны и прочая вычислительная техника. Информационная грамотность определяет правильный подход к поиску, структурированию, хранению, защите и передаче данных. Информационная культура включает эти понятия в себя.
Интересно наблюдать, как меняется общество и его отношение к потребляемой информации на разных этапах. Если раньше механизмы распространения были неповоротливы и медлительны из-за неспешного развития технологий, то сейчас массовые потоки данных увеличились в разы. Доступ к публикации контента есть у каждого — от школьников до пенсионеров. И если рассматривать прогрессы развития в разрезе возрастов, то дети гораздо оперативнее схватывают инновации.
В сущности, одна из проблем современного общества — насаждение различных идей с помощью недостоверной информации. Даже при неограниченном доступе к энциклопедическим знаниям, люди продолжают сомневаться, казалось бы, в очевидных вещах. И такие убеждения подрывают доверие к науке, политике, технике и прочим сферам общества. Обучение основам информационной культуры должно научить людей отсеивать нежизнеспособные данные, проверять их источники, сомневаться в увиденном и услышанном.
Прививать правильное использование информационного пространства необходимо начиная со школьной скамьи. Важно донести до понимания детей — не всё, что написано — есть правда.
Воспитать критическое мышление и способность к анализу — одна из главных задач культуры. Учащиеся должны уметь оперативно определяться в инфосреде, читать её между строк и вычленять контекст.
Информационная культура общества
Современное общество требует от учебных заведений при выпуске специалистов наличия у них навыков, способных эффективно использовать действующие механизмы получения, обработки, хранения и передачи данных. В частности, к основным понятиям информационной культуры общества относятся:
- самообучение и умение оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся тенденциям и событиям;
- навык правильной и эффективной работы с информацией;
- умение мыслить творчески, генерировать новые идеи, подвергать внутренней критике новые данные;
- умение коммуницировать с разными социальными слоями общества, находить решение и компромиссы в спорах и при обсуждении проблем;
- способность развиваться автономно, совершенствовать интеллект, культурный уровень и нравственность.
Чем выше будет уровень владения навыками и умениями, тем безопаснее и достовернее будет информационная среда в целом.
То есть заинтересованным группам, целью которых является деструктивная деятельность, будет сложнее внедрять свои идеи в массы. А это, в свою очередь, поможет избежать конфликтов и недопонимания в социальных группах. И из этого уже складывается здоровое и понимающее общество.
В первую очередь на владение навыками оказывает влияние способность взаимодействовать со средой, управляющей данными. Одна из них — школьный предмет «Информатика». Она может с раннего возраста давать учащимся базовые знания об управлении потоками информации. Как их находить, как хранить, как защищать и многие другие аспекты, которые составляют основу управления данными.
Взгляд в будущее
Естественно, что государства, в связи с глобальными изменениями в структуре обработки данных были вынуждены реагировать. И хотя это получается со скрипом, всё же определённая правовая ответственность за достоверность информации уже есть. В России вводятся так называемые законы о «фейках», оскорблениях власти и т. д. Отслеживание публикаций постфактум частично регламентировано «пакетом Яровой». Таким образом, государство вносит свой вклад в формирование информационной культуры, влияет на неё и прививает ответственность за то, какие инфопотоки исходят от каждой личности.
В обозримом будущем есть надежда на более глубокое погружение населения в общую культуру обмена информацией. Каждый пользователь сети, потребитель телевизионных каналов сможет адекватно воспринимать то, что он смотрит или читает. Это очень важно для будущего, так как опыт прошлого не раз доказывал, что даже небольшая порция недостоверной информации может повлечь трагичные и далекоидущие последствия.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!