Символический образ грозы в пьесе Островского «Гроза»
Грозные природные явления всегда воспринимаются как свидетельство могущества природы. Часто в таком явлении люди видят особый знак. Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» призван быть зна́ком, подчеркивающим важность происходящего. Драматичность событий усиливается тем, что природа как бы сопереживает персонажам, и зрители более эмоционально следят за действием.
Оглавление:
Первые удары
Появление в произведении звука грома связано с главной героиней. До ее диалога с Варварой герои успевают поговорить о разных злободневных предметах. Кратко обсуждается самодурство Дикого: как он не платит жалование работающим у него людям, издевается над всеми, «ездит» на своем племяннике Борисе.
Ваня Кудряш даже заявляет, что будь в городе еще несколько таких же, как он, молодых людей с независимым складом характера, они бы отучили Дикого самодурствовать. Ваня не боится таких «важных птиц», не опасается их связей с властями (о «взаимопонимании» Дикого с городничим рассказывает Кулигин). От речей Вани «пахнет» бунтом, но помощников у Кудряша нет, поэтому звук грома, подчеркивающий значимость момента, здесь не звучит.
Когда на сцене появляются Кабановы (мать, дочь и сын с женой), сразу можно заметить деспотизм Кабановой-матери, безволие сына и самостоятельность дочери. Главная героиня Катерина, жена Кабанова, терпит нападки свекрови. Варя поддерживает Катерину и выговаривает брату.
Варвара проявляет сильный характер, показывает, что Катерина не будет одинока в окружении свекрови и не проявляющего любви мужа. Две девушки могли бы заключить крепкий союз, ведь дружба Варвары помогла бы Катерине переносить невзгоды. Но поддержка со стороны золовки не успокаивает главную героиню, поэтому гром в пьесе все еще не звучит.
Гроза появляется, когда Катерина рассказывает о своем внутреннем разладе: о том, что, будучи замужем, полюбила другого. Она убеждена, что это грех, зло. И в то же время она чувствует: это любовь, то есть лучшее, что в ней есть. Катерина всеми силами противится злу и всей душой стремится к любви. И здесь звучат первые раскаты.
Финальный гром
Когда выяснилась первоначальная роль грозы в пьесе «Гроза» как символа драмы в душе Катерины, действие несколько продвинулось. Отъехал Кабанов, Катерина встретилась со своим возлюбленным, неожиданно раньше срока вернулся ее муж.
Развитие событий приближает развязку для всех действующих лиц, более подробно показывает их характеры, проясняет их взаимоотношения.
Но к сущности трагедии, то есть к разладу в душе главной героини, действие ничего не прибавляет. Однако гром еще прозвучит на сцене. Но на этот раз он будет зна́ком, заставляющим зрителей обратить внимание на состояние не главной героини, а ее окружения, иных лиц драмы.
Другие герои пьесы имеют свое отношение к трагедии Катерины. Некоторые из них напрямую участвуют в «раскачивании лодки» ее души.
К ним относятся:
- Кабанова-мать;
- Кабанов-сын, муж Катерины;
- Борис, ее возлюбленный;
- Варвара.
Есть герои, не оказывающие непосредственного влияния на развитие драмы главной героини.
Она не вступает с ними в диалог, но их действия способствуют сохранению обстановки, обостряющей противоречия в ее внутреннем мире. Это следующие лица:
- Дикой;
- Кудряш;
- Кулигин;
- полусумасшедшая барыня.
В первой группе есть и те, кто не любит главную героиню, и те, кто равнодушен к ней, и те, кому она симпатична. Но все они делают только то, что нужно им самим, нисколько не задумываясь, чем это обернется для Катерины. Но из-за того, что они оказались в центре ее личной жизни, их действия оказались губительны для нее. Для них звучит гром, как бы говоря: увидьте рядом с собой человека, не будьте так эгоистичны!
Лица из второй группы могли бы изменить губительную обстановку. Трое из них имеют отношение к Борису и способны повлиять на него. Кулигин разговаривает с Кабановым. Однако увещания Кулигина к Кабанову и Кудряша к Борису слабы и равнодушны. Все они тоже заняты своими делами, не желают знать, почему у других не всё гладко. Так, Ваня поет свою песнь после разговора с Борисом. По этой причине гром звучит и для них.
Автор собирает всех главных действующих лиц, чтобы показать, какую роль играет сцена грозы в пьесе. Вновь разразившаяся непогода призвана обличить эгоистичное окружение главной героини. Раскаты звучат для них, а также для зрителей, поскольку автор постарался изобразить жизненные ситуации, знакомые любому человеку.
Природное явление у Островского стало художественным символом. На это можно обратить внимание при разработке темы для мини-сообщения или сочинения о роли символических образов в драме «Гроза».
Обоснованием такого взгляда могло бы стать сравнение того, какую роль играет в пьесе образ грозы и пейзаж. Если описание окрестностей дается для создания привычного для зрителя фона, то гром становится невысказанным словом автора.
Голос правды
Н. А. Добролюбов, один из самых известных литературных критиков, писавших о «Грозе», показывал, что главное в пьесе — характер Катерины. Значит, и грозное природное явление должно оттенять его черты. При этом Островский, по словам Добролюбова, даже сам не до конца осознает значение образа своей героини.
Добролюбов, оценивая характер Катерины, говорит, что героиня отличается стремлением к правде.
Для критика эта правда заключается в том, что девушка, бросаясь в Волгу, протестует против порядков в окружающем ее обществе. Он сосредотачивается на отрицательных качествах Кабановой и Дикого: упоминание цитат, показывающих их самодурство, служит обличением современного Добролюбову общества.
Островский же, видимо, не считал, что его героиня ищет правду только в общественных отношениях. Он не вложил в ее уста обличительные речи, а избрал в качестве художественного приема таинственный голос природы.
Он показывает, какую роль в пьесе «Гроза» играет пейзаж, появляется как знак внутренней драмы героини, а затем звучит над головами всех героев, призывая их и зрителя задуматься о правде.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!