Характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
В любом произведении есть как положительные, так и отрицательные персонажи. Чаще всего откладываются в памяти представители первых. Однако в произведении Островского «Гроза» яркими ключевыми лицами являются именно отрицательные герои — Кабаниха и Дикой. Характеристика образов властителей «темного царства» показывает, как отравляющая идеология одних смогла разрушить жизни других.
Оглавление:
Характеристика Марфы Игнатьевны
Кабаниха — одна из центральных героинь пьесы. Будучи матерью Тихона — мужа Катерины, она сыграла немаловажную роль в череде событий произведения. В семье Кабаниха была тираном, который держал в страхе своих близких. Если рассматривать психологический портрет героини, то в первую очередь следует выделить такие ее черты характера:
- лицемерие;
- хладнокровие;
- предвзятость;
- жестокость;
- бессердечность;
- цинизм;
- самодурство.
Чрезмерная консервативность во взглядах на жизнь — основа ее деспотизма. Все дело в том, что Марфа Игнатьевна искренне верит в святость старинных обычаев, принципов и правил, которым следовал русский народ задолго до нее. Все эти заповеди четко отложены в форме настоящего нравственного кодекса в ее голове. И, конечно, любое отхождение от правил вызывает просто бурю негодования и даже ярости.
Стоит понимать, что склонность к тирании — это лишь следствие особенностей воспитания того времени. Деспотами не рождаются. Существование в агрессивных житейских канонах сказывается на формировании личности, и человек начинает все воспринимать как норму. Так случилось и с героиней.
Для Кабанихи священны следующие понятия:
- о почитании родителей;
- о патриархальных отношениях в семье между мужем и женой;
- о воспитании.
Дети должны беспрекословно уважать своих родителей, какими бы они ни были, а женщина — повиноваться супругу. И по-другому быть не может. Ее возмущает положение дел, при котором молодое поколение ослушивается, показывая тем самым свое презрение в отношении традиций.
Авторитетность персонажа
Кабаниха — купчиха. Она достаточно богата, вследствие чего имеет непоколебимую власть не только в семье, но и в приближенном обществе. Она вспыльчива и агрессивна в своих словах и действиях, ее приказы порой носят жестокий характер. Острое желание тотального контроля над происходящим со стороны Марфы Игнатьевны воспринимается близкими как настоящие «кандалы». Все должны строго исполнять то, что «мать говорит». Страх — основа подчинения. Только таким образом, по мнению Кабанихи, можно добиваться порядка во всем.
Есть в купчихе и немалая доля лицемерия. Выражается это в том, что она бывает достаточно милостива по отношению к бедным незнакомцам, даже может «одобрить» податью иной раз. Однако никогда не скажет и слова ласкового в адрес собственных детей и подчиненных. Такое двуличие вызывает искреннее недопонимание у родных.
Что касается Тихона, то он также вынужден беспрекословно подчиняться матери и из ее воли не выходить ни на шаг. С появлением в доме Катерины у Кабанихи проявляется острое чувство ревности к невестке. Она искренне боится потерять послушного сына. Поэтому отношение свекрови к главной героине буквально наполнено злобой, настороженностью и даже ненавистью. А теплые чувства сына к своей жене на виду у матери только подливают масла в этот огонь.
Ни один день не проходит без наставлений и нравоучений от хозяйки дома. Любые, даже незначительные пререкания со стороны молодых супругов обрываются в резкой форме и на месте. Такое стремление контролировать все оказывало давление на Катерину и Тихона и никоим образом не могло способствовать здоровым отношениям в семье. И в некотором роде даже привело к трагической развязке.
Ни дня без скандала у Дикого
Савел Прокофьевич приходится Кабанихе кумом. Он уважаем и влиятелен в своем окружении. Однако такое отношение к нему также основано, скорее, на страхе. Все дело в том, что Дикой по своей природе крайне малоприятный человек. Каждый житель этого уездного городка знает, что с ним лучше не связываться без крайней нужды, так как он может обругать всех и вся, кроме, конечно, Кабанихи. Среди основных психологических качеств Савла можно выделить следующие:
- хамство;
- скандальность;
- жажда наживы;
- сварливость;
- самодурство;
- грубость;
- трусость;
- эгоизм.
При этом именно склочность — один из основных его пороков. Это человек, которому крайне сложно воздержаться от возможности вступить с кем бы то ни было в словесную перепалку. При этом совершенно неважно, кем ему приходится оппонент — это могут быть родные, знакомые, подчиненные. Ключевым является сам факт выплеска негативных эмоций.
Следует отметить, что несмотря на свою чрезмерную скандальность, ругаться он себе позволяет только с теми, кто объективно слабее его. И это совершенно не характеризует его как человека с лидерскими качествами. Скорее, такая трусость свойственна для купца-самодура, который хочет лишний раз самоутвердиться.
Взаимоотношения с работниками и семьей
Что касается отношений с подчиненными, то здесь Дикой получает не только значительную порцию удовольствия от всевозможных ругательств, насмешек и издевательств, но еще и прилично экономит. Он может со спокойной душой задерживать или вовсе не выплачивать жалования в течение длительного срока. Его работники не раз пытались исправить это положение. Даже наведывались к городничему с жалобами.
Однако такая попытка ни к чему, кроме очередного скандала, не приводила. Уж слишком значимая фигура в городе Калинове их хозяин. Для Дикого люди словно черви, которых можно как помиловать, так и раздавить. Ему нет дела до того, в каком эмоциональном и финансовом состоянии находятся люди, что ниже его по социальному статусу, ведь они у него в подчинении.
Тиранические взгляды не ограничиваются взаимосвязями с работниками. Такого же уклада Савел Прокофьевич придерживается и в отношении своей семьи. Его искренне боятся все домочадцы и стараются лишний раз не злить. «Дома-то рады-радехоньки, что ушел» — такими словами описывает атмосферу внутри семьи Островский. И этим все сказано. Двум дочерям Дикого достается за каждое малейшее неповиновение. А жене его остается лишь убеждать дочек в том, что не стоит злиться на батеньку, ведь такой он уж человек.
Нездоровое взаимодействие складывается у Савла Прокофьевича и с Борисом — племянником, который приехал в дом купца с целью получить часть наследства. Дикой был слишком жаден до денег по своей натуре, и, конечно, такой расклад никак не вписывался в его планы. Любая потеря даже малейшего гроша для него равно пожару или наводнению, одним словом, катастрофе.
Дикой частенько срывает злобу на своем племяннике, но ради наследства Борис готов терпеть практические любые выходки самовлюбленного родственника. Из-за боязни перед своим дядей он даже бросает в трудную минуту Катерину, оставляя ее наедине с собственными угрызениями и мыслями.
Картина нравов как основа пьесы
Островскому удалось со всей художественной полнотой описать устои и обычаи, характерные для того времени. Ему удалось воспроизвести весь колорит нравов и национального быта обычного русского народа. «Гроза» — это произведение, в котором каждая личность и персонаж несут в себе богатство эмоций и предрассудков. Эта пьеса оголяет самые разные стороны жизни:
- Страсть обычной женщины.
- Искупление вины.
- Вседозволенность и самодурство.
- Слепую веру в каноны и обычаи общества.
- Деспотизм и тиранию.
- Последствия нерешительности и бесхребетности человека.
- Значимость окружения в период детства и формирования личности.
За свое художественное богатство «Гроза» может смело носить титул настоящей народной драмы в самом точном понятии этого выражения, ведь в ней описана действительность, как она есть. Основная нить произведения — это живой протест из глубины души в лице главной героини Катерины, ее внутренняя каждодневная борьба за собственную духовность среди окружающего ее невежества в лице Дикого и Кабанихи.
Смысловая нагрузка
В произведении Александра Николаевича остро поднимается проблема нравственности и разности духовного мира героев. С помощью образа таких отрицательных персонажей, как Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, автор демонстрирует читателю во всех красках силу устоев, могущество менталитета русского народа, которые далеко не всегда характеризуются положительным образом.
Из своего счастливого детства, из царства свободного духа Катерина после свадьбы попадает в совершенно другой мир, где властвует тотальный застой, деспотизм и самовлюбленность. Вокруг себя она видит: угнетение одних за счет лживого превосходства других; полное бесправие, обернутое в красивую оболочку под названием «домоустройство»; слепую веру в каноны прошлого. Особенно остро складываются взаимоотношения со свекровью и ее кумом — главными деспотами Калинова.
Что Кабаниха, что Дикой — далеко не последние лица в городе. Их поведение абсолютно безнаказанно из-за обширного круга связей. Самоутверждаются вольные купцы исключительно за счет других, а ощущение той самой вседозволенности лишь увеличивает степень их жестокости по отношению к окружающим.
Жители города настолько забиты и ограничены в суждениях, что с ненавистью и предосторожностью относятся к малейшим изменениям. Автор своим произведением хотел показать, что старые устои буквально завладевали душами горожан. Весь мир, описанный в пьесе, держится на традициях, которые далеко не всегда человечны, религиозны, чисты своими мотивами. Не каждый человек сможет выдержать весь натиск властителей «темного царства». Яркий пример тому — Катерина.
При написании сочинения на тему «Сравнительный анализ образов Дикого и Кабанихи» для красоты изложения следует сделать цитатную характеристику персонажей. Материал статьи поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!