Краткий разбор и анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Когда люди в своей жизни доходят до определенной точки, они пытаются оглянуться, посмотреть на прожитый отрезок, сделать соответствующие выводы и сформировать отношение к произошедшим событиям. Желание переосмыслить жизненный путь перед своим тридцатилетием испытала и Марина Ивановна Цветаева. Краткий разбор и анализ стихотворения «Молодость» пригодятся учащимся 11 классов для подготовки к уроку литературы или при сдаче ЕГЭ.
Оглавление:
История написания
Стих был создан в 1921 г. Поэтесса его посвятила своим детским годам. Произведение было создано во время гражданской войны. Можно только представлять атмосферу того времени: переживание за родных и будущее, неизвестность, тяжелый быт, а скоро и расставание с Родиной. Все это является стимулом для формирования своеобразного отчета о пережитом прошлом.
Марине Ивановне в это время было 29 лет, психологически важная дата для большинства людей. Перед тридцатилетием поэтесса решила обратить свой взор на прошлую молодость. На этот период пришлось немало событий: кончина мамы, женитьба с Сергеем Эфроном, рождение старшей дочки Ариадны. Романтические порывы страсти к Софье Парнок и гибель младшей дочки Ирины. Вновь вынужденное расставание с супругом из-за гражданской войны, тяжелые условия быта. Все эти события потребовали переосмысления жизни, и они выразились в стихе «Молодость».
Композиция и жанр
По своему жанру стихотворение относится к элегии. Это лирическое произведение о переживаниях поэтессы. Прямое обращение к прошедшей юности, личный диалог с этим временем, все это характеризует лиричность этого творения.
Это общение с собой, с той юной девушкой, которая являлась до этого опрометчивой и не имела жизненного опыта. При этом разговор идет именно с Молодостью (в стихотворении пишется всегда с заглавной буквы), он включает в себя личный диалог.
Для стихотворения поэтесса выбрала самый мелодичный размер — пятистопный хорей, это тоже придает произведению оттенок личного разговора с Молодостью.
Стих делится на две части:
- В первой Цветаева жалеет об ошибках, которые совершала в юности, обвиняет себя за прошедшие события. Здесь можно проследить мотив отказа от юных лет. Это упреки к тем годам, именно за ними находится разочарование. Описываются негативные чувства: боль, оскорбление, скорбь.
- Вторая часть — смирение и прощание перед расставанием с Молодостью.
Определенным «порталом» между этими частями является «кумашный лоскуток». Поэтесса примирилась со своей юностью. В конце видно принятие и понимание прошедшей жизни.
Анализ первой части
Вначале автор пытается быстрей вычеркнуть все события, которые произошли в юности: «как листок срывают календарный» — оторвать и забыть. Символику чужих грехов читатель может встретить в первой части. Это именно то, чем наполнялась жизнь молодой поэтессы. За этим описанием звучит разочарование в прошлом, а, вероятно, и в себе в юности.
Цветаева просто переполнена отрицательными чувствами к юным годам, потому не замечает в них чего-то хорошего. Даже ничего полезного для дальнейшей творческой деятельности не было: «Не взяла задумчивая Муза». Но это совершенно не верно, в это время поэтесса написала большое количество великолепных стихов, к примеру, «Молитва», «Молодец», «Глаза», «Стол». Однако личное чувство Цветаевой к своему творчеству было негативным. И в свои уже зрелые годы она принимает тот период как тяжелый и напрасный.
«Ты была мне ношей и обузой» — вспоминает автор в стихотворении. Интересно то, что ношу, как правило, несут по собственной воле, есть даже народная поговорка: «своя ноша — не тянет». Но обуза является тяжелым грузом, поскольку его кто-то навязал. Такое двоякое отношение, которое, вероятно, и непосредственно поэтессой не полностью понимается, нарастает ближе к завершению первой части.
И читатель наблюдает определенное смягчение Цветаевой к юным годам. Она выражает тяготу по тому времени, но сейчас в душе появилось место для остальных чувств. Ее переполняли негативные отношения к событиям той поры, мыслям и действиям. Но когда она их полностью выразила, то увидела в юности что-то иное.
И после среди печальных образов появляется тот, который ценит поэтесса — «лоскуток кумашный» (окончание первой части). Даже слово «лоскуток» поэтессой было выбрано в уменьшительно-ласкательной форме. Он является показательным образом. Сейчас, когда все отрицательные чувства были высказаны, Цветаева поняла, что ее юность все же важна для нее.
Концовка стихотворения
Во второй части настроение полностью изменилось. Поэтесса до сих пор не прощает собственных ошибок, которые были совершены в прошлом, но уже Молодость называет Сестрой, она применяет ласковые описания для этого: «золотце мое», «моя голубка». С первых строк можно заметить, насколько изменилось отношение: «Из ласточек — в колдуньи».
То есть с юными годами у поэтессы ассоциируется нежное и яркое существо — ласточка, а описывая свой следующий жизненный период, Марина Ивановна превратила себя в колдунью. Также можно заметить некоторые нотки ностальгии — за образами трудной юности, «малиновой юбки» находятся определенные события из жизни писательницы, навевающие воспоминания.
Эти символы позволяют передать другое отношение, к которому пришла поэтесса во время окончания первой части и переосмыслила все в конце: любовь, грусть от расставания и дальнейшее смирение. И хоть Молодость, а, соответственно, и непосредственно юную Марину, она не простила полностью, но частично приняла и смогла полюбить.
Отдельно нужно выделить главный образ стиха — «Молодость». Он делится на две части:
- Все прошлые годы, точнее события, которые были в жизни Цветаевой.
- При этом за Молодостью находится непосредственно юная поэтесса, которая иначе чувствовала и думала в течение всего того времени.
Потому Молодость является символом прошлых лет и вместе с этим юной Мариной. Именно к такому сочетанию обратилась Цветаева, с ней она ведет такой глубокий индивидуальный диалог.
Основная тематика
Главная тема стиха — переосмысление опыта, что выражается с помощью обращения к образу Молодости. Это новый смысл произошедших событий и понимание безвозвратности прошлых лет.
Цветаева осознает, что ни прошлое время, ни молодую себя у нее уже не получится вернуть. И, невзирая на разочарование, которое чувствует, она, посмотрев назад, понимает опыт того периода.
Так, в последних строках можно наблюдать мотив передачи собственной юности остальным людям. «Вырванная из грудных глубин» — это обозначает от сердца. Можно часто услышать фразу: «От сердца отрываю». То есть пытаюсь поделиться чем-то дорогим. Хоть этот период не являлся идеальным, однако он уникален и уже не сможет повториться, потому его нужно ценить.
Раскрытие проблем
Проблемы в стихе построены на внутреннем конфликте. Возможно, что уже у почти тридцатилетней писательницы появились представления о том, что именно она пыталась увидеть, посмотрев назад. Но Цветаева испытала глубокое разочарование, обиду на себя. Этот конфликт она пытается разрешить по ходу написания произведения, Марина Ивановна понимает, что в молодые годы было как плохое, так и хорошее. Как и любое внутреннее противоборство, через боль все это приводит к развитию духовного роста, поскольку переживать болезненные ощущения от несоответствия собственных представлений о жизни все время очень сложно.
Следующая проблематика — безвозвратность прожитых лет и необходимость попрощаться с прошлыми годами. Юность завершена. Впереди ожидает множество событий, но молодость уже вернуть невозможно. Поэтесса почувствовала необходимость остановиться, сделать выводы, попрощаться с Молодостью.
Основная мысль стиха — насколько бы ни была тяжелая юность, она уникальна, больше уже не сможет повториться. Настроение произведения изменяется от начала до конца, но в общем оно грустное. Это боль и разочарование, осознание несовершенства и расставание. Этот путь Цветаева описала до последней строки.
Также идея заключается в необходимости принять себя как личность в различное время жизни. Именно это позволит получить чувство целостности. Без того периода ошибок и утрат не было бы уже той Цветаевой, которая посмотрела назад и распрощалась с прошлыми годами.
Способы выразительности
Стих является образным и насыщен различными тропами. Здесь можно встретить большое разнообразие художественно-выразительных средств:
- Первый троп в заглавии — «Молодость». Здесь это главный образ, который наделен человеческими качествами. К этому олицетворению также относится «задумчивая Муза».
- Метафоры: «моя морока», «пошалевали досыта с тобой», «мой сапожок непарный», «разор души моей», «голубка».
- Сравнения: «как с любовником, с тобой прощаюсь», «неспроста руки твоей касаюсь», «щедростью твоей давясь, как щебнем».
- Эпитеты: «лазоревая шаль», «чужие грехи», «воспаленные глаза», «чужая молодость».
Только лишь по образным средствам прослеживается изменяющееся настроение Цветаевой: от чужой Молодости до Сестры, которая может утешить. Тонкое лексическое и интонационное чутье, ритмичное богатство — характерная особенность для этой поэтессы, все это прослеживается в стихотворении «Молодость».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!