Читательский дневник по сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр»
Одеяло убежало, улетела простыня…. Знакомо? Советские дети наизусть рассказывали стихи о говорящем умывальнике. Их, как и другие произведения Корнея Чуковского, любят большие и маленькие. С самых ранних лет малыши узнают энергичную, поучительную, вызывающую улыбку сказку «Мойдодыр». Читательский дневник по этому произведению Чуковского помогает повзрослевшему ребёнку вспомнить знакомые строки и осмыслить их по-новому.
Оглавление:
Одеяло убежало, улетела простыня…. Знакомо? Советские дети наизусть рассказывали стихи о говорящем умывальнике. Их, как и другие произведения Корнея Чуковского, любят большие и маленькие. С самых ранних лет малыши узнают энергичную, поучительную, вызывающую улыбку сказку «Мойдодыр». Читательский дневник по этому произведению Чуковского помогает повзрослевшему ребёнку вспомнить знакомые строки и осмыслить их по-новому.
Сведения о создании
Интересна история появления этого стихотворения. Однажды писатель услышал, как его младшая дочь Маруся капризничает и отказывается умываться.
Отец поспешил к ней и на ходу придумал строчки, которые позже стали настоящей помощью родителям в общении с капризными ребятишками: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».
А в читательский дневник о сказке можно внести следующие данные:
- Автор: Корней Иванович Чуковский.
- Название: «Мойдодыр».
- Жанр: сказка в стихах.
- Год издания: 1923 (по словам автора, написана она была в 1921 году, но её не допустили к изданию).
Словарик непонятных слов
Стихотворение было написано почти сто лет назад. Многие слова в нём характеризуют быт того времени. Иллюстрации в таком случае — лучшее объяснение слов, не знакомых младшим школьникам:
- кочерга — толстый прут для перемешивания угля в печи;
- кушак — широкий пояс из ткани;
- вакса — чёрная мазь для обуви.
- убежали чулки — в прошлом веке мальчики носили чулки;
- мочалка — пучок волокон для мытья;
- Мойка — река в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург);
- Садовая, Сенная — улицы в Петрограде;
- грамматика, арифметика — учебники;
- гребешок — мелкая расчёска;
- ушат — большая кадушка с ручками-«ушками»;
- корыто — сосуд из широкого бревна, напоминает ванну;
- лохань — круглый сосуд для стирки белья;
- неряха — неаккуратный.
Действующие лица и их характеристики
Не секрет, что есть дети, которые не любят умываться. Один из участников волшебной истории — мальчик, от которого убежали вещи из-за того, что он был грязнулей. Рассказ идёт от его имени.
Остальные персонажи выдуманы, но они помогают ребёнку бороться со злом — неряшливостью. Это:
- Мойдодыр — умывальник, который неожиданно появляется из спальни мамы. Сначала грозный, а позднее, когда герой стал выглядеть аккуратно, — улыбающийся.
- Крокодил — знакомый мальчика, хорошо к нему относится. Но на грязного и неумытого друга сердится.
- вещи — ведут себя как живые, помогают понять, что люди к грязнуле будут относиться так же.
Сюжет и план стихотворения
Однажды утром мальчик проснулся и увидел, что от него разбегаются все вещи: одеяло, простыня, подушка. Герой сказки не смог одеться и выпить чаю — и одежда, и посуда, и книги улетели, а вокруг него завертелся водоворот из вещей и продуктов.
В этот момент из комнаты мамы появился огромный Главный Умывальник по имени Мойдодыр. Грозным голосом он начал стыдить грязнулю и объяснять: вещи сбежали от мальчика, потому что он неряха. Строгий умывальник рассказал о том, что в природе умываются все живые существа: зверята, и жучки, и птицы, и паучки.
Мойдодыр призвал на подмогу своих слуг, которые приготовились мыть мальчика. Мочалки, щётки и мыло начали свою работу, а одна противная мочалка вцепилась в героя. Парнишка побежал от неё сначала по улицам, а потом подбежал к саду и перепрыгнул через ограду. Там прогуливался по аллее Крокодил со своими детишками. Он спас мальчика от мочалки, проглотив её. Но потом разглядел грязнулю, рассердился, зарычал и затопал ногами. Своему неумытому другу Крокодил велел немедленно привести себя в порядок, иначе пообещал растоптать и проглотить.
Домой, прямо к умывальнику, бросился бежать герой и начал отмывать грязные руки и лицо. И вот к чистому мальчику вернулись вещи, а Мойдодыр похвалил его.
Словами о том, что нужно подружиться с водой и всегда следить за собой, заканчивается эта сказка. И совсем неважно, где ты купаешься или просто плещешься: в ручейке или в ванне, в корыте или в океане. Где бы ты ни был, не забывай о чистоте, а потому говори воде «спасибо».
Пересказывать стихотворение, как обычное прозаическое произведение, сложно, особенно ребёнку. Чтобы напомнить ему последовательность событий, можно вместе составить цитатный план, например, такой:
1. «Одеяло убежало, улетела простыня».
2. «Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой».
3. «Он ударил в медный таз
И вскричал: „Кара-Барас!“».
4. «А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки».
5. «Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил».
6. «Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять».
7. «Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
8. «Всегда и везде —
Вечная слава воде!»
Ключевая мысль
И в начале ХХ века, и через сто лет основная идея сказки остаётся актуальной. Особенно в современном мире, когда неизвестные инфекции подстерегают любого жителя планеты.
Соблюдать гигиену, следить за чистотой тела, быть чистым и опрятным нужно не только для поддержания внешнего вида, но и для сохранения здоровья. Тот, кто этого не понимает, может принести себе и людям вокруг огромный вред.
Отзывы детей
Умение передавать свои впечатления о любимом произведении помогает развивать связную речь младших школьников. Эмоциональная сторона отзывов здесь очень важна.
Мне немного жалко мальчика, что от него убежали вещи. Но всё-таки сам в этом виноват. Если ты чистый и аккуратный, то и в доме у тебя будет порядок.
Я очень люблю сказку «Мойдодыр», потому что она легко читается и запоминается.
Книгу «Мойдодыр» мама читала мне, когда я была совсем маленькая. Мне очень нравились картинки. На уроках мы вспомнили сказку, и я сама делала рисунки.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!