История создания и анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Тучи»
Философская тематика является одной из ведущих в лирике этого замечательного классика русской поэзии. Одним из ключевых моментов творчества Михаила Юрьевича также выступает близкий автору мотив одиночества и изгнания. Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова поможет глубже понять чувства писателя, испытываемые им накануне очередной ссылки на Кавказ.
Оглавление:
Немного об авторе
Михаил Юрьеевич Лермонтов (1814 — 1841) — знаменитый лирик, поэт и прозаик, переводчик, драматург. Культурное наследие писателя продолжает жить не только на страницах его томов, но и в других сферах искусства:
- театральных постановках;
- кинокартинах;
- музыкальных произведениях.
Увы, лейтмотивом как творчества, так и самой судьбы литератора стало одиночество. Непонимание окружающего мира и ощущение рождения не в свое время пронизывает произведения талантливого поэта, рано покинувшего этот мир, трагично погибнувшего на дуэли в расцвете лет. В жизни Лермонтова была не одна кавказская ссылка. Накануне написания стиха наказание настигло писателя за его бурный нрав и склонность к дуэлям с недоброжелателями.
За свою столь короткую жизнь Михаил Юрьевич успел в полной мере реализовать свой талант и оставить множество произведений, ставших достоянием русской культуры. В их число, конечно же, входит и известное стихотворение «Тучи», с 6 класса знакомое каждому школьнику.
История создания
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» следует начать с истории создания. Написано оно было в 1840 году незадолго до кончины автора. Публикация произведения состоялась в тот же период, несколькими месяцами позднее в одном из поэтических сборников писателя.
Существует несколько версий того, в какой именно момент классик создал свой знаменитейший опус. Согласно одному из предположений, стих был рожден на квартире Карамзиных в тот вечер, когда поэт с грустью покидал Петербург, отправляясь в вынужденное путешествие на юг. Михаил Юрьевич был вдохновлен прекрасным живым рисунком ночной природы, небом над Невой и Летним садом. Произведение, по воспоминаниям Сологуба, было представлено литературной публике в тот же вечер в столичных апартаментах соратников автора.
В соответствии с другими данными, стихотворение было написано уже после дуэли с Барантом, за которую классик и был сослан на Кавказ во второй раз. История гласит, что муза посетила писателя в дороге, когда он лицезрел картину ставропольского неба, и эта естественная иллюстрация легла в основу лермонтовских строк.
Безразличие и депрессивное состояние поэта словно пронизывают текст стихотворения. Вынужденность подчинения воле властей и невозможность распоряжаться собственной жизнью и свободно выражать свои мысли губительно действуют на ранимую творческую душу талантливого молодого человека.
Средства выразительности
Автором виртуозно использованы художественные приемы. Образ природы и настроение произведения поэт вырисовывает с помощью традиционных изобразительных методов:
- размер стихосложения;
- композиция;
- рифма.
По своей структуре стих является обращением лирического героя к природе, философским монологом. Жанр — элегия. Михаил Юрьевич прибегает к четырехстопному дактилю и классической перекрестной рифмовке. Такой ритм стихотворения делает его доступным для восприятия даже детьми, вот почему произведения изучаются уже в шестом классе общеобразовательной школы.
Писатель мастерски парирует литературными тропами. В произведении используются:
- эпитеты: «тучки небесные», «вечные странники», «цепью жемчужною», «милого севера», «нивы бесплодные»;
- инверсия: «зависть тайная», «злоба открытая»;
- метафора: «гонит судьбы решение»;
- олицетворение: «мчитесь вы, будто изгнанники»;
- антитеза: «милый север» — «сторону южную»;
- сравнение: «как я же изгнанники».
Средства художественной выразительности, примененные автором, ярче и трогательнее передают картину мрачного неба, авторскую мысль и смысловое содержание. Изменение порядка слов в предложении придает стиху определенную лиричность и музыкальность.
Характерным для лирики философского жанра является наличие в тексте риторических вопросов. Они составляют целую вторую строфу произведения: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?». Следующие друг за другом вопрошания без ответа находят авторское пояснение в заключительном четверостишии.
Идейное содержание
Основная мысль стихотворения «Тучи» Лермонтова для 6 класса школы заключается не только в описании пейзажа, но и в подтексте, который несет в себе поэтическое сочинение классика. Кратко, всего лишь в трех строфах, писатель сумел отразить все те переживания, что бушевали и не стихали в его душе в момент ожидания второй кавказской ссылки. Безусловно, учитывая биографию поэта, становится понятно, что с «тучками-странниками» автор ассоциирует себя самого.
Пейзажные образы в строках произведения являются завуалированными фактическими событиями из жизни классика. «Милый север» — это Петербург, который он не хочет покидать, «сторона южная» — так знакомый когда-то и опостылевший нынче из-за вынужденных ссылок Лермонтову Кавказ.
Главная идея стихотворения «Тучи», с философской точки зрения, заключается в финальном четверостишии стихотворения. В заключительной строфе автор сам дает ответы на риторические вопросы: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Нет у вас родины, нет вам изгнания».
Этими строками писатель отображает собственное видение своей жизни и судьбы, олицетворяя самого себя с «тучками небесными». Так же, как и они, поэт чувствует себя неприкаянным настолько, что уже не может даже считаться изгоем. Говоря о «нивах бесплодных» Михаил Юрьевич имеет ввиду творчество на литературном поприще, свои разочарования в писательстве и отношениях с императорской властью. В тексте присутствует некое безразличие и апатия к жизни, что связано с возможным предчувствием автором своей скорой неминуемой гибели.
Таким образом, стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова, погибшего совсем молодым вскоре после создания произведения — это образец высокого поэтического таланта русского классика, в котором всего в трех четверостишиях отражено все творческое и жизненное кредо знаменитого писателя, одиночество и изгнание, ставшие его трагическими спутниками.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!