Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Николая Некрасова
Знаменитая поэма Николая Некрасова «Крестьянские дети» была впервые опубликована в 1861 году. Многие критики называют ее визитной карточкой поэта. Чтобы оформить читательский дневник и написать школьное сочинение в 5 классе, следует провести анализ стихотворения «Крестьянские дети». Некрасов в своем произведении показал собственные демократичные взгляды, отвращение к крепостному праву и сострадание к простому народу.
Оглавление:
Основные персонажи
История создания поэмы тесно связана с ранним детством автора, который рос в усадьбе отца-барина. Сын помещика не стыдился играть и общаться с детьми простых крестьян, наоборот, ему было приятно находится в их обществе. Николай Некрасов постоянно участвовал в забавах мальчишек. Поэтому он так ярко описал их в своем произведении.
Главными героями поэмы «Крестьянские дети» Николая Некрасова являются:
- охотник — добрый мужчина, от лица которого ведется повествование;
- сельские мальчишки — веселые и трудолюбивые дети;
- Фингал — верный пес помещика.
Из краткого содержания «Крестьянских детей» Некрасова видно, что в поэме автор развивает свою излюбленную тему: жизнь обычных крестьян и их маленьких детей. Эта насущная проблема была широко распространена в литературе того времени.
Основную роль в произведении играют сборный образ мальчишек и лирический рассказчик, с точки зрения которого, и подается детство ребят. Некрасов отлично знал все детские забавы, хоть и был сыном помещика.
Краткое содержание
Поэма начинается с того, как в маленький сарай пришел уставший охотник, чтобы немного передохнуть. Он быстро уснул, потому что долгое время бродил в поисках добычи. Мужчина не ощущал, как через щели на него смотрели несколько пар любопытных детских глаз. Ребята не могли понять, жив путник или нет.
Затем охотник проснулся и услышал мелодичное пение птиц. Но он смог отчетливо различить только ворону и грача. Неожиданно взгляд рассказчика наткнулся на крошечные пытливые глаза. Они принадлежали местным детям, которые с нескрываемым интересом разглядывали незнакомца.
Они тихо разговаривали друг с другом и бросали свои взоры то на одежду охотника, то на его пса. Когда они заметили, что мужчина начал наблюдать за ними, то многие мальчишки убежали. К вечеру уже вся деревня знала, что к ним приехал богатый помещик.
Барин поселился в селе на все лето, наслаждался живописными пейзажами и много времени проводил с ребятней. Поэт многообразно описал их обыденную жизнь, наполненную разнообразными забавами. Естественно, что досуг местных детей очень отличался от занятий городских жителей.
Затем поэт описывал, как один мальчик с нескрываемым наслаждением купался в водоеме, а другой присматривал за маленькой сестрой, которая пыталась скакать на коне. Однако дети не забывали помогать своим родителям. Ваня пробовал свои силы в уборке урожая пшеницы, а потом величаво вез его домой. Ему было некогда размышлять о пустых вещах.
Для детей летние дни пролетали мгновенно и счастливо. Они постоянно чему-то учатся у старших. Но автор отметил и иную сторону их жизни. У этих ребят нет будущего. Сейчас они играли и с удовольствием работали, однако, не могли получить достойного образования. Это значит, что местные ребятишки никогда не станут почитаемыми персонами в обществе.
В свое произведение поэт вставил очень яркий момент, в котором описывается труд крестьянских детей. Однажды на охоте рассказчик встретил маленького мальчика, помогавшему отцу перевозить дрова. Он вынужден был это делать, потому что в его семье было всего двое мужчин.
Затем автор снова возвращает читателя в самое начало произведения. Отдохнувший охотник начал показывать детям, насколько умная у него собака. Однако тут начался сильный дождь, поэтому детвора разбежалась по домам, а повествователь продолжил охотиться.
Анализ и план пересказа
Детская непосредственность и наивность так зацепила Некрасова, что в своем произведении при помощи эпитетов он размышляет о прелестях и трудностях деревенской жизни. Он с восхищением рассказывает о них читателю и надеется, что тот сможет понять его эмоции. Автор вспоминает, как ребята учили его различным премудростям и идеям, которые могли знать лишь крестьяне. Когда он был ребенком, то благодарил местных жителей за то, что они воспринимали его не как сына помещика.
При анализе стихотворения «Крестьянские дети» становится видно, что из-за высокого статуса поэт завидует простому народу, потому что они не имеют чинов и нелегкого груза ответственности. Представителей барского сословия с раннего детства обучают различным наукам, и они лишены многих развлечений. Крестьяне приучают своих чад к работе с самого малого возраста, но Некрасову это совершенно не кажется тяжким бременем.
Повзрослев, рассказчик часто приезжал в родные края, где знакомился уже с другими детьми. Мужчина рассказывал им увлекательные истории из собственной жизни, а мальчишки, затаив дыхание, внимательно слушали о дальних путешествиях. Так, поэт наблюдал и изучал местную детвору.
Если внимательно прочитать поэму Некрасова, то можно составить такой план по «Крестьянским детям»:
- охота и знакомство с сельскими мальчишками;
- воспоминания рассказчика о собственном детстве и играх с крепостными;
- мысли о тяжелом труде и встреча с Власом;
- представление собаки и прощание с ребятами.
Это произведение учит читателя тому, что тяжелая работа сельских жителей может приносить не только мучения, но и радость. Основная мысль поэмы заключается в необходимости уважительно относиться к труду обычных людей, потому что они тоже умеют радоваться жизни и окружающему миру, но для этого им нужно много заниматься. После ознакомления с кратким содержанием «Крестьянских детей» стоит прочитать книгу полностью.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!