Изучение счёта лет в истории, построение ленты времени
При изучении истории важно знать, когда имел место тот или иной исторический факт, что произошло раньше, а какое событие случилось позже. За историю человечества было множество самых разных происшествий: войн, революций, научных открытий, рождение и смерть великих людей. Каждое из них случалось в определённое время. Поэтому счёт лет в истории имеет большое значение для понимания того, что и когда происходило в прошлом.
Оглавление:
Начало временного отсчёта
В древние времена не существовало одного способа исчисления времени, также не существовало единого общего календаря. Каждый народ древности применял такой подсчёт прошлых лет, который был удобен конкретно для него и отражал условия жизни. При этом у разных народностей следующий год начинался в разное время. У одних народов это происходило зимой, у других — осенью или весной.
Умение определять и считать промежутки времени всегда было важным. Потому что предкам нужно было понимать, как и когда наступает смена сезонов, чтобы вовремя высаживать разные сельскохозяйственные культуры. Без получения хорошего урожая качество жизни людей значительно снижалось. В древние времена у людей сформировалось довольно точное понимание продолжительности года. Земледельцы осуществляли наблюдения за небесными светилами: солнцем, луной, звёздами. И благодаря полученным знаниям, вовремя сеяли и собирали урожай. В древности более важна была смена сезонов, а не лет.
Из более коротких временны́х промежутков люди первоначально выделили сутки, потому что смена дня и ночи является очевидной. А несколько позже начали использоваться также и некоторые другие единицы для простого и удобного измерения и понимания времени. Таким образом выделились следующие временны́е отрезки:
- Час.
- День.
- Ночь.
- Сутки.
- Неделя.
- Декада (10 дней).
- Месяц.
- Полугодие.
С древних времён с целью определения времени, люди придумывали и применяли разные механизмы и приборы. Например, использовались водяные и песочные часы, солнечные и даже огненные. Их минусом были недостаточная точность и неудобство использования. Но с течением времени благодаря развитию технологии приборы для учёта времени постоянно совершенствовались, становясь всё более точными, компактными и удобными.
Счёт лет в древности
Формирование первых цивилизаций оказало своё влияние и на возникновение календарей. Когда были придуманы цифры и письменные знаки, появилась возможность составить и вести календарь. Отсчёт времени в каждом государстве начинался от какого-либо значимого и важного события.
В Древнем Египте счёт лет вели в зависимости от правителя государства, то есть с момента начала правления нового фараона. После того как власть переходила к другому правителю, исчисление времени начиналось заново. Именно египтянам принадлежит заслуга изобретения календаря, год в котором составлял 365 дней. Интересным представляется тот факт, что в Древнем Египте одновременно использовалось три разных календаря:
- Лунный сельскохозяйственный календарь.
- Светский календарь.
- Лунный религиозный календарь.
Несмотря на различие календарей, жители Древнего Египта успешно сочетали их на протяжении трёх тысячелетий.
В Древнем Риме отсчёт лет шёл от момента основания Рима. При этом основой римского подсчёта дней стал светский календарь Древнего Египта. Когда Гай Юлий Цезарь решил ввести календарь, то выбрал именно этот — простой и точный.
В мусульманских странах первым годом стало время Хиджра (переселение мусульман и пророка Мухаммеда с территории Мекки в Медину).
На Руси до момента её Крещения летоисчисление велось просто по четырём сезонам, а начало года славянами отмечалось 1 марта. После принятия христианства время отсчитывалось уже согласно принятого юлианского календаря. В 1700 г. Пётр I подписал документ, в соответствии с которым Новый год отмечался зимой (1 января), а летоисчисление велось с Рождества Христова.
Таким образом, в разных странах календари и летоисчисление различались. И говоря об одном и том же периоде времени, называли его по-разному. Это было весьма неудобно и мешало ориентироваться в прошлых событиях и планировать будущее. Возникла необходимость в едином календаре.
Современное летоисчисление
Отсчёт лет в наше время также ведётся от важного события в истории человечества. Таким фактом явилось рождение мальчика, которого назвали Иисус Христос. Переоценить значение этого события сложно, потому что именно с этого момента началось распространение религии Христа по всему миру. А это стало причиной утверждения общей точки для осуществления отсчёта времени.
В странах, где христианство стало основным религиозным течением, Рождество Христово отмечается как самый важный и грандиозный праздник. Старые календари потеряли свою актуальность и все исторические события начали подразделяться на два больших этапа: «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова».
Несколько позже вошли в употребление два других определения: «до нашей эры» (в сокращённой форме до «н. э.») и «события нашей эры» (в сокращённом виде «н. э.»). Термин «наша эра» иногда заменяют понятием «новая эра». К настоящему моменту она продолжается уже более двух тысяч лет.
Для лучшего понимания и более удобного ориентирования в ленте времени для обозначения значительных промежутков времени используются укрупнённые параметры:
- десятилетие — 10 лет;
- век — 100 лет;
- тысячелетие — 1 тыс. лет.
Большинство государств в настоящее время используют григорианский календарь, в котором году соответствует 365 дней (в високосном 366 дней). Но стоит отметить, что не все страны используют исключительно такой счёт времени. Например, мусульмане и буддисты применяют также и лунный календарь. Его основой является время, за которое Луна совершает один полный оборот вокруг Земли. В нём год составляет 354 дня (в високосном 355 дней).
Изучение ленты времени
Познавательным представляется изучение истории в 5 классе. Лента времени — это одна из тем школьной программы, благодаря которой у учеников на уроке формируется правильное понимание хронологии событий. Эта тема предоставляет возможность более точно анализировать, что являлось предпосылкой, а какой факт стал следствием, почему-то или иное значимое событие имело место в истории человечества. Как правило, изучение счёта лет в истории в 5 классе вызывает неподдельный интерес у учащихся.
Всю историю человечества можно представить в виде ленты времени. Благодаря её использованию есть возможность более наглядно отобразить хронологию происходившего. Ленту времени в 5 классе учащиеся учатся изображать графически. Для её построения рисуют прямую линию и отмечают на ней деления, как на обычной линейке. В зависимости от того, какие временны́е периоды найдут отражение на рисунке, одно деление может быть равно как одному месяцу, так и одному году или десятилетию. События располагаются в хронологическом порядке слева направо.
В случае изображения событий и до и после Рождества Христова первоначально отмечается нулевой год. Справа от него отмечаются даты и события новой эры. Слева от нулевой отметки обозначаются факты, которые имели место до рождения Христа. Необходимо обратить внимание, что при отражении событий, случившихся до нашей эры, годы нумеруются в обратном порядке. Чем больше цифра, обозначающая дату до н. э., тем более древним является событие. Благодаря использованию ленты времени гораздо проще решать исторические задачи.
Видеоурок поможет в вопросе изучения способов летоисчисления в 5 классе. В таком случае наглядный материал сделает понимание счёта времени более доступным для школьников. Можно понять уровень знаний учеников по данной теме, проверив заданные на дом задачи по истории с помощью ГДЗ. Ещё одной хорошей проверкой станет задание заполнить исторический тест. В нём могут содержаться как вопросы, связанные с теорией, так и практические задачи. Например, посчитать какой был период между определёнными событиями или как много времени прошло от даты события до сегодняшнего дня.
Изучив тему о счете лет на уроках истории в 5 классе, ученики понимают, как именно определялось летоисчисление в древности и какой календарь применяется в настоящее время.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!