Краткое содержание поэмы Максима Горького «Песня о Соколе»
Произведение Максима Горького, написанное в жанре поэма в прозе, впервые было опубликовано в 1985 году в «Самарской газете» как часть рассказа «В Черноморье». Впоследствии автор неоднократно вносил изменения в структуру текста, а в 1989 году существенно переработал отрывок и дал ему окончательное название — «Песня о Соколе». Краткое содержание не в состоянии передать патетику оригинала, но полностью сохраняет его основную сюжетную линию.
Оглавление:
Горячее сердце и холодный рассудок
В конце XIX века революционные настроения в России достигли своего апогея. Было удивительно, что царская цензура пропустила «Песнь о Соколе» в печать. По воспоминаниям старых революционеров только «низкий и трусливый раб» мог остаться равнодушным к пронзительному призыву «к свободе, к свету».
Многие литературные критики правого крыла, напротив, критиковали литературные достоинства произведения:
- находя его «фальшивым и слабым»;
- указывая на несостоятельность аллегорий;
- отвергая возможность употребления символа небес в привязке к битве кровавой и гибельной.
Но и оппоненты не могли отвергать тот факт, что песня производит неизгладимое впечатление на читателя, а молодежь и вовсе пребывает от нее в восторге.
Произведение состоит из вступительной части, носящей общий характер и подготавливающей переход к самой песни, и заключения, усиливающего эффект психологический эффект.
Вечер на море
На берегу Черного моря расположились на ночлег два человека — сам автор и его знакомый — старый пастух Рагим. Солнце садится, волны лениво набегают на берег, на костре варится уха из свежепойманной рыбы. Люди погружены в созерцательное призрачно-дремотное состояние, когда вся природа кажется одухотворенной.
Рагим философствует, всматриваясь в сумеречную даль. Он предполагает, что души людей, не верующих в Бога и совершающих дурные поступки, превращаются в пену, клочьями разбросанную на поверхности волн.
На просьбу приятеля рассказать сказку, пастух предлагает послушать старую песню.
Случай в ущелье
Высоко в горах в сыром ущелье на краю обрыва Уж лежал, удобно свернувшись и наблюдая за стремительным потоком, проносящимся внизу и падающим в море.
Неожиданно в ущелье падает раненый Сокол. Грудь птицы разбита, и перья заливает кровь.
Испуганно отпрянувший, Уж понимает, что жизни птицы остались минуты. Осмелев, он подползает к Соколу и глядя в глаза спрашивает: «Что, умираешь?» Последний чувствует, что силы быстро оставляют его, и отвечает: «Да, умираю!». Слова звучат гордо. В них нет сожаления о прожитой жизни.
Герой уверен, что все было не зря, и он:
- «славно пожил»;
- «храбро бился»;
- «видел небо».
Умирающий даже жалеет Ужа, который не сможет увидеть небо так близко, называя его «беднягой». Уж в душе усмехается над «бреднями» птицы. Для него небо — пустое место, где нельзя ползать и нет пищи. К тому же он считает, что жизнь не дает никаких преимуществ ни тому, кто летает, ни тому, кто ползает, по причине своей конечности. После смерти же все живое превращается в прах и переходит в землю.
Сокол страдает оттого, что приходится умирать в сыром и душном ущелье и мечтает о том, чтобы последний раз взмыть в небо и сразиться с врагом. Уж советует ему броситься с утеса, чтобы еще немного пожить в своей стихии. Герой бесстрашно подходит к краю обрыва и камнем падает вниз, где его омывает чистый горный поток и уносит в море.
Полет и падение
Лежа в ущелье, Уж долго размышляет над непонятной ему страстью к полету. Решив, что только опыт поможет получить истинное знание, он бросается со скалы вниз. Блеснув на солнце словно стальная лента, пресмыкающееся падает на камни и насмехается над собой и теми, кто стремится в небо.
Уж понимает, что рожденный ползать летать не может, но это нимало не угнетает его. Он считает постиг смысл и прелесть полетов — «она в паденье». В самом же небе нет ничего, что заслуживало бы внимания:
- там пусто;
- нет пищи;
- «нет опоры живому телу».
Это заставляет его думать, что гордость птиц — это лишь прикрытие безумства и негодности для нормальной жизни. Он остается довольным собой и уверенным, что знает правду и больше не будет обманут пылкими речами.
А морские волны с ужасающей силой бились о скалы. В их реве слышалась героическая песня о безумстве храбрых, которое и является мудростью жизни.
Сравнительный анализ
У каждого народа есть былина, легенда или сказание, где погибающий главный герой продолжает жизнь в мыслях и деяниях тех, кого вдохновил его на подвиг. Горький неслучайно вложил песню в уста старого чабана, тем самым обозначив общее стремление определенной части людей разных поколений и национальностей к единым идеалам свободы.
Аллегорические образы животных, как главных героев, также присущи народному творчеству. Сказки с подтекстом всегда охотно использовались русскими писателями в своих произведениях. Так, Пугачев из «Капитанской дочки» Пушкина, рассказывает Гриневу притчу об Орле и Вороне, в чем-то аналогичную настоящей истории.
В обоих случаях выбор стоит между короткой, но яркой, насыщенной событиями и эмоциями жизнью и длительным, но вялым и однообразным существованием.
«Песня о Соколе» — гимн революции, открытый призыв к восстанию, противопоставление горячего героического порыва пассивной позиции обывателя.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!