Краткое содержание книги Максима Горького «В людях»
В 1914 году Максим Горький написал произведение под названием «В людях». Краткое содержание повести подходит для читательского дневника.
Оглавление:
В своем сочинении автор описал жизнь мальчика, который вынужден проживать у чужих людей и зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. Дети знакомятся с этим творением на уроках русской литературы в 9 классе.
Характеристика текста
Произведение «В людях» Максима Горького входит в его сборник автобиографических трилогий. Название повести говорит, что человек может находиться «в людях» в полном одиночестве. Он вынужден терпеть унижения и работать для того, чтобы как-то прожить.
Главный персонаж еще в детстве потерял родителей. Его единственными близкими родственниками были дед и бабушка.
Одинокий юноша зарабатывал на кусок хлеба, работая в обувном магазине. Во время его взросления он много размышлял над своей жизнью. Автор дал понять читателям, когда мальчик в полной мере осознает, что он уже не ребенок. Свое одиночество герой пытается заполнить чтением книг. Он настолько глубоко начал чувствовать красоту природы, что каждый раз, гуляя по лесу, получал неизгладимое удовольствие.
В тексте читатели могут обратить внимание на то, как рушатся детские иллюзии юноши. Герой читал книги и думал, что в жизни также полно́ добрых людей, которые готовы прийти на помощь. В реалии оказалось все не так, за свое отрочество герой повидал много жестокости, разврата и лицемерия. Благо, что он вовремя понял всю сущность мира. Парень решил уехать для того, чтобы не стать таким же.
В произведении автор очень точно описал психологическое состояние подроста, который старался все исправить и противостоять жестокости, преследовавшей его. Кроме того, писателю удалось показать, как в мальчике росла надежда на светлое будущее.
После публикации этого произведения критики посчитали, что Горький — это первый автор, который показал конфликт человека и целой эпохи.
Действующие лица
В ходе повествования автор знакомит своих читателей с несколькими персонажами. Каждый из них оказал свое влияние на становление личности главного героя. Для передачи своих мыслей и рассуждений Горький использовал следующие образы:
- Алексей Пешков — честный и порядочный подросток. Он в раннем возрасте остался сиротой. Герой стремился учиться и самосовершенствоваться, несмотря на то, что у него совсем мало свободного времени.
- Саша Пешков — старший брат Алеши. Жестокий и надменный персонаж.
- Каширин Василий Васильевич — дед главного героя. Этот персонаж представлен в роли бессердечного человека, который отказался от родного внука.
- Акулина Ивановна — добрая, ласковая и мудрая женщина. Бабушка Алексея.
- Людмила — знакомая Пешкова-младшего.
- Матрена — злая и завистливая женщина. Сестра Акулины Ивановны.
- Василий — чертежник, хозяин Алексея и сын Матрены.
- Иван Ларионович — работник мастерской по росписи икон.
- Одинцов Павел — умный и справедливый парень, друг главного героя.
- «Королева Марго» — соседка, в которую влюблен Пешков.
- Осип — толковый мужчина с сильным характером.
Все персонажи, окружающие мальчика чему-то научили его. Кто из них сыграл особо важную роль в жизни несчастного подростка, можно узнать из краткого содержания поэмы Горького «В людях».
Разделение на части
Чтобы понять основной замысел автора и раскрыть главную идею повествования, необходимо более подробно изучить текст. Для этого достаточно разбить его на смысловые подзаголовки и проанализировать каждый из них:
- Жизнь маленького Алеши.
- Работа в обувном магазине.
- Ссора с братом.
- Нахождение в больнице.
- Приезд к бабушке.
- Знакомство с девочкой.
- Взаимоотношения с дедом.
- Алексей чертежник.
- Труд на корабле.
- Отлов птиц.
- Возвращение к сестре бабушки.
- Реставрация икон.
- «Десятник».
- Поступление в университет.
Каждая глава содержит в себе описание основных действий. Составленный план поможет подготовиться к пересказу на урок литературного чтения.
Сюжетная линия
История начинается с описания жизни одиннадцатилетнего мальчика по имени Алеша Пешков. Он работает в обувном магазине. Хозяин постоянно твердит, что это лучшее место в городе, куда ходят только уважаемые люди. Поэтому мальчик должен стоять при входе ровно с серьезным выражением лица. В этом же месте работал и брат Алеши. Он был старше его по возрасту и по должности. Парень пользовался этим и при любом удобном случае старался унизить Алексея.
Рано утром кухарка каждый день будит Алексея, и он сразу принимается за работу. В его обязанности входило чистить обувь хозяина, своего брата Сашки и приказчика. После он приводил в порядок все костюмы, приносил дрова и ставил самовар. Алеше трудно было привыкнуть к такой жизни, которая не приносит ничего хорошего, а лишь показывает лживую изнанку. Как-то между двумя братьями разыгрался скандал, после которого Алексей решился сбежать. Но во время обеда он опрокинул себе на руки горячий суп и оказался в больнице.
Находясь на больничной койке, герой понимает, что может погибнуть здесь. Он даже не мог написать письмо бабушке с просьбой забрать его, так как очень сильно болели руки. К счастью, в одной палате с ребенком лежал солдат, который пожалел паренька и сообщил бабушке о положении Алексея. Старушка на следующий день приехала в больницу и забрала Алешу домой.
По приезде дедушка встретил их не очень дружелюбно. Оказывается, кто-то вытащил у него сто рублей. На улице для мальчика также было малоприятных новостей. Он узнал, что кто-то из его знакомых умер, а кто-то просто переехал. Алеше было тяжело и одиноко, к счастью, у него была бабушка, которая заботилась о нем.
Они часто гуляли в лесу, где добрая женщина учила героя отличать пение птиц и прислушиваться к шелесту листвы. Внук с бабушкой собирали грибы и ягоды, а после продавали их на рынке.
Снова в путь
Когда наступили холода, дедушка опять начал отправлять Алексея в город на работу. Но мальчику не хотелось уезжать от бабушки и девочки, которая ему очень нравилась. Хозяином на новой работе оказался сын бабушкиной сестры. Но, несмотря на родство, он не давал поблажек мальчику и не отпускал его гулять. Герой очень старательно учился делать чертежи, так как не хотел расстраивать бабушку. Всю неделю он без отдыха трудился и только на выходные вместе с хозяином ходил в храм.
С наступлением весны Алексей снова решился сбежать. Он долгое время скитался по пристани и вот однажды его заметили мужики. Они посоветовали мальчику идти на корабль посудником. Его взяли на пароход, там он узнал, что люди могут быть злыми и жестокими. Героя удивляло то, что он мир представлял совсем другим. Оказывается, реальное общество полностью отличается от персонажей из литературы. Алеша наивно полагал, что сказочные герои — это прототипы людей, но, к сожалению, все оказалось наоборот.
Эта работа показалась ему невыносимой, и он стал зарабатывать ловлей птиц. Но зимой этот промысел не приносил доход и Алеша вновь решил пойти к бывшему хозяину, чтобы тот взял его снова на работу. Там он познакомился с супругой портного. Вокруг все ее считали полоумной, так как она не могла ничего делать по хозяйству. Она постоянно давала мальчику читать книги. Но родственники были против такого занятия, они говорили, что в них нет ничего полезного и познавательного.
Алеша, несмотря на все запреты, читал по ночам. Ему интересно было узнать про другие страны. Со временем он понял, что любого положительного персонажа всегда преследуют разочарования и несчастья. Как-то в дом хозяйки приехали новые постояльцы. Это была шикарная женщина с красивой девочкой.
Впоследствии Алеша очень много времени проводил с приезжей, и она привила ему любовь к русской литературе. Во время прогулок они часто обсуждали поэтов и их лирические произведения.
Зов свободы
Через время Алексею стало скучно, ему хотелось свободы, и он вновь сбежал на теплоход. Там герой познакомился с кочегаром, который научил его играть в карты. Когда Алеше надоело, он пошел работать в мастерскую, где реставрируют иконы. Каждый день он видел бабушек, которые приносили не только иконы, но и ковши, книги и кресты. Хозяин их всячески обманывал и скупал эти вещи за гроши. Такое положение не устраивала парня, и он ушел оттуда.
Вскоре он устроился работать «десятником». Но и на этом месте ему не нравилось, все казалось скучным и унылым. Единственной радостью в жизни главного героя было общение с бабушкой и девочкой, которую он прозвал «Королева Марго».
Когда парню исполнилось пятнадцать лет, он чувствовал, как будто прожил всю жизнь. В это время он принял решение, что нужно идти учиться. Алексей успешно поступил в Казанский университет.
Повесть Горького учит читателей никогда не сдаваться. Несмотря на то что герой повествования встретил на своем пути немало плохих людей, он не стал как они, а стремился быть лучше всех.
Основная идея повести заключена в том, что все жизненные невзгоды можно преодолеть, главное, иметь такие черты, как человечность и уверенность в себе.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!