Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
После отмены крепостного права многие задались вопросом: стали счастливее простые люди от этого преобразования, или на их благополучии эта реформа никак не отразилась? Николай Алексеевич Некрасов один из тех, кто возвращался к этому вопросу до самой смерти. Все мысли он вкладывал в свои произведения, и чтобы разобраться в этой теме подробнее, следует прочувствовать, как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и каков, по мнению Некрасова, путь к счастью.
Оглавление:
После отмены крепостного права многие задались вопросом: стали счастливее простые люди от этого преобразования, или на их благополучии эта реформа никак не отразилась? Николай Алексеевич Некрасов один из тех, кто возвращался к этому вопросу до самой смерти. Все мысли он вкладывал в свои произведения, и чтобы разобраться в этой теме подробнее, следует прочувствовать, как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и каков, по мнению Некрасова, путь к счастью.
Казалось бы счастливые
Автор начинает поэму с повествования о том, как семеро мужиков-крестьян собрались в путешествие, чтобы найти по-настоящему счастливого человека, и поклялись, что не вернутся домой, пока не найдут такового.
Сами они все с разных мест, и названия их деревень очень символичны:
- Горелово
- Неелово
- Заплатово
- Дырявино
- Разутово
- Знобишино
- Неурожайка
Так чьими портретами заполнили бы таблицу счастья простые русские мужики-крестьяне? Может это боярин или поп? А может, министр государев, купчина или же сам Царь?
Странники поговорили со многими людьми разных сословий:
- Первым встретился на пути путешественников — поп, священнослужитель. Пообщавшись с ним, они понимают, что нет особенностей в его радостях, они очень схожи с простонародным понятием счастья и держатся на банальных представлениях о богатстве, покое и почёте. Но нынче помещикам самим живется непросто, и теперь содержание церкви лежит на плечах крестьянина, который и рад бы дать монету, да нет её у него, поэтому о богатстве священнику мечтать не приходится. К тому же на службе нет и душевного спокойствия, ведь попу приходится часто терпеть насмешки паствы. Такого человека сложно назвать счастливым.
- Тогда, может быть, это помещик Оболт-Оболдуев? По первоначальному мнению крестьян, которые всю жизнь страдали от власти помещиков, кто, как не дворянин, может быть счастливым? Да, было время, когда помещики жили в праздности, своеволии. Принимали подарки от крестьян, вершили суд кулаком и занимались псовой охотой. Всё разрешало им крепостное право. Практически ничто их беспокоило. Но реформа отобрала былую власть, в лесу теперь слышен стук топора, и для помещика жизнь поменялась не в лучшую сторону. Какое уж там счастье?
- Услышали странники историю о бургомистре Ермиле Гирине. У него для счастья было всё — честь, почёт и уважение, люди его любили и ценили. Но совершил он единственный нечестный поступок, и совесть заставила его отказаться от своего поста. И Ермила страдает, ведь его несправедливое деяние кажется ему преступлением.
Задумались странники. Получается ни власть, ни богатство, ни всеобщее уважение не дают гарантии быть абсолютно счастливым человеком. Значит, секрет благоденствия кроется в чём-то другом.
Счастье простого народа
Прибыли странники на шумную сельскую ярмарку, чтобы послушать о счастье от простых людей, Выставили ведро с водкой, и за черпак каждый рассказчик должен описать свои радости и благодати. Именно здесь в своём сочинении Некрасов подчёркивает, как простой народ обманывает себя и сам пытается поверить в то, что он действительно счастлив.
Слушать истории «счастья» простого народа без слёз сложно. Это и рассказ дьячка, который на самом деле просто отгораживается от проблем других людей, от чужого горя и «радуется», что ему ничего не нужно в жизни, ведь его счастье в «благодушестве», хотя на самом деле он мечтает о «косушечке».
История старухи, которая радуется тому, что у неё родилось «реп до тысячи на небольшой гряде» и теперь она не умрёт от голода. Или рассказы охотника, солдата, силача, которые все «счастливы» оттого, что были биты, но уцелели, остались в живых. Достаточно быстро странники понимают, что всё это «счастье» состоит только в отсутствии несчастья и объясняется свойством простого народа к долгому терпению.
Есть ли на Руси женское счастье
А может расспросить о счастье красивую и статную женщину? В своем произведении Некрасовал написал ответ и на этот вопрос.
Встречают странники женщину-крестьянку Матрену Тимофеевну. В ней нет никаких иллюзий. Она рассказывает, как есть. Много взвалено на её красивые плечи. Вся жизнь — сплошной тяжёлый труд. Возможно, счастлива она была в девичестве. А теперь только и успевает переживать несчастья: потеря своего первенца, необходимость остальным детям побираться, чтобы выжить, постоянное отсутствие мужа, ставшее уже давно нормой.
В заключение эта сильная женщина говорит, что «нет на Руси женского счастья, и сам Бог не сможет отыскать от него ключи».
Народный заступник
Но всё-таки есть в последних главах у Некрасова предположение, что построить народное благоденствие сможет человек, который не думает о личной благодати, а задумывается об общем народном благополучии.
Это семинарист Гриша Добросклонов. Его любовь к своей Родине сливается с любовью к собственной матери. Он изучает жизнь простых людей и мечтает, что скоро все заживут хорошо. Но будущее готовит для него нелёгкие испытания, как и для любого революционера — «чахотку, да Сибирь».
Именно этого человека автор считает абсолютно счастливым. Вот что есть истинное счастье в понимании Некрасова. Поэтому после общения с Гришей, автор видит конец путешествия, и предлагает странникам с чистым сердцем отправляться домой.
Некрасов всей мыслью пытается донести, что несвободный человек не может быть счастливым.
Потому он с таким трепетом относится к людям, которые не смирились со своей долей, у них есть силы бороться с тягостным положением, и есть стремление к изменению жизни своего народа в лучшую сторону.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!