Определение, виды и примеры иносказания в литературе
Для придания языку образности и художественности в литературном искусстве существует целый набор средств и приёмов. Часто истинный смысл, заложенный автором в конкретную фразу или всё произведение в целом, заключается вовсе не прямом значении слов, а в подтексте, намёках, аллюзиях. Достигается этот эффект с помощью иносказания. Примеры его в литературе многочисленны и разнообразны, так как игра со смыслами привлекала мастеров слова ещё с античных времён.
Оглавление:
Определение и трактовки
Само название — «иносказание» — отчасти уже отвечает, что это понятие в себе заключает: «сказать по-иному», то есть донести свою мысль не прямо, не в буквальном, но в переносном значении слов, которое подразумевает автор и разгадывает читатель. В некоторых случаях скрытый смысл считывается машинально, почти незаметно, как в часто встречающихся метафорах (например «ножка стула», «заря карьеры»); а в других — лежит намного глубже и раскрывается лишь при внимательном и подробном анализе произведения.
В широком понимании иносказание — любое изображение явления или предмета через образ со скрытым смыслом. В этой трактовке приём используется не только в литературном творчестве, но и в других видах искусства, например, живописи (картины «Изобилие» Ж.-Б. Удри, «Весна» Дж. Ф. Уоттс). В узком понимании он приравнивается к аллегории, низводится до неё, и означает выражение абстрактной идеи или понятия в форме конкретного художественного образа.
Разновидности и проявления
Иносказание в широком смысле подразделяется на несколько видов. Различить их бывает непросто, так как в основе своей они имеют общий принцип построения: мысль автора не высказывается буквально, но подразумевается. К разновидностям иносказания относятся:
- Эзопов язык — особый язык, тайнопись, художественная речь, истинный смысл которой завуалирован, кроется в намёках, недомолвках и ассоциациях. Название происходит от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI веке до н. э. Согласно легенде, он был рабом, поэтому прямо не мог высмеивать пороки привилегированных людей, приходилось прибегать к языку намёков. В качестве инструментов тайнописи могут выступать и аллегория, и символ, и метафора.
- Гротеск — разновидность комического: намеренное преувеличение, выпячивание противоречий, контрастное изображение действительности в смешении с фантастическим. Одна из главных отличительных черт — переплетение смешного и ужасного, прекрасного и безобразного, низкого и высокого. Гротеск доводит сюжет до абсурдности, выставляя наружу и преувеличивая то, что в реальности обычно скрыто. Элементы, которые на первый взгляд кажутся забавными, изобличают общественное зло, а контрасты привлекают к ним внимание.
- Символ — слово или предмет, условно обозначающие суть какого-то явления или процесса. Обращение к переносному смыслу роднит его с метафорой и аллегорией, но в отличие от них, символ гораздо многозначнее, поэтому его сложнее разгадать. Один и тот же предмет может символизировать разное, в зависимости от литературного или культурного контекста. Например, во французской культуре красные одеяния символизировали аристократическое происхождение, а в египетской — это цвет траура.
Иносказание в виде тропов
К тропам относятся конструкции, слова и выражения, усиливающие художественную выразительность, образность языка. Из них в инструментарий иносказательности входят:
- Метафора — употребление слов в переносном значении, подчёркивающее сходство одного предмета или явления с другим. Само название «метафора» с древнегреческого означает «перенос». Этот троп относится к скрытому сравнению, так как оно осуществляется без использования слов «будто», «словно», «как», «точно». Например, сравнительный оборот «паутина, будто кружево» можно заменить лаконичной метафорой «кружево паутины», в которой также будет отмечено визуальное сходство этих двух предметов.
- Олицетворение — наделение неодушевлённого свойствами и признаками одушевлённого. Уподобление неживого живому повышает эмоциональность и образность речи, поэтому оно так распространено в поэтических жанрах, где важную роль играет чувственность и экспрессивность. Часто неживым предметам приписываются свойства человека, например, «свеча плачет», «гармонь поёт», «письмо ждёт».
- Аллегория — художественный приём, с помощью которого отвлечённая идея, понятие воплощается в конкретном образе. К абстрактным относятся в том числе черты характера человека, чувства, пороки, смерть, свобода, мудрость и т. д. Например, богиня Фемида с весами и мечом в руках и с повязкой на глазах является аллегорией правосудия, старуха в чёрном плаще и с косой — аллегорией смерти, сердце — аллегорией любви.
- Ирония — разновидность комического: скрытая насмешка, употребление слова или выражения в значении, противоположном буквальному. От гротеска отличается тем, что не несёт в себе ни зловещего, ни ужасного. Если насмешка злая, язвительная, то она называется сарказмом (крайняя степень иронии).
По той причине, что иносказание является достаточно обширным понятием, включающим целый ряд художественных приёмов и средств выразительности, примеры каждого из них стоит рассматривать отдельно. Причём в одном литературном произведении могут быть использованы сразу несколько видов иносказания.
Эзопов язык
Эзоповым языком написаны басни и притчи. В произведениях самого известного русского баснописца И. А. Крылова используется тайнопись: люди часто заменены животными, растениями, а человеческие персонажи изображены карикатурно. Иносказательно автор повествует о вреде лести в басне «Ворона и Лисица», о невежестве в «Свинье под дубом» и т. д. Басни писали Л. Н. Толстой («Волк и Журавль», «Комар и Лев»), Д. И. Фонвизин («О пчёлах»), С. В. Михалков («Ромашка и роза», «Ошибка»).
Литературоведческий термин «эзопов язык» ввёл писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, и сам активно использовал этот приём в своих произведениях. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» он поднимает тему взаимоотношений чиновничества и крестьян в Российской империи 19 века, но говорит не прямо, а посредством метафор и аллегорий.
Из зарубежной литературы в качестве яркого примера можно отметить «Скотный двор» Дж. Оруэлла. В своей повети-притче он аллегорично изобразил революцию 1917 года в России и её социальные последствия. Повествование иносказательное: автор не упоминает ни Россию, ни конкретных личностей, но читатель разгадывает истинный посыл через сходство сюжета с реальными историческими событиями.
Метафора в поэзии
Метафора широко распространена в лирических жанрах благодаря тому, что придаёт выражениям поэтичность и художественность. Она может подчёркивать подобие двух предметов или явлений по форме, функции, цвету или положению. Например:
- «Распустились кисти белой бахромой» — С. Есенин «Зима»;
- «Облаком волнистым прах встает вдали» — А. Фет. «Даль»;
- «Чуть золотится крендель булочной» — А. Блок «Незнакомка»;
- «Вырванный с мясом звонок», «Шевеля кандалами цепочек дверных» — О. Мандельштам «Ленинград»;
- «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» — А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Олицетворение в поэзии и прозе
Олицетворение также часто используется при написании стихотворений. Оно позволяет автору более полно выражать свои ощущения, чувства и отношение к описываемому, добавляет эмоциональную окраску. Например:
- «Лазурь небесная смеётся» — Ф. И. Тютчев «Утро в горах»;
- «Ночи белые глядели» — А. Ахматова «Реквием»;
- «Где даль пугается, где дом упасть боится» — Б. Пастернак «Весна»;
- «А ветер нажимает на деревья и разносит их вой и стон, вовсе не зная, кому он служит» — М. М. Пришвин «Кладовая солнца»;
- «Дело мастера боится» — пословица.
Аллегория простая и распространённая
С помощью аллегории создаются персонажи басен. В образах животных заключены различные черты характера: лиса — хитрость, осёл — упрямство, заяц — трусость. Эти же параллели проводятся в русских народных сказках: ворон — воплощение мудрости, белый лебедь — чистоты и грациозности. Отождествления строятся за счёт устоявшихся ассоциаций.
Аллегория может быть распространённой и включать не один простой образ, а ситуацию в целом, например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» одинокий белый парус, потерянный в туманных волнах, ищущий бури — это аллегория беспокойной жизни лирического героя, который предпочитает страсти покою.
Ещё одним примером развёрнутой аллегории является вырванное из груди пылающее сердце Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В этом образе заключена жертвенность и безграничная любовь к людям. А в «осторожном человеке», наступившем на сердце, воплощена человеческая неблагодарность, эгоизм и страх перед чужим величием, заставляющим чувствовать собственную ничтожность.
Гротеск и сатира
Гротескное отражение реальности имеет место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Например, в его романе «Истории одного города» сатирически изображено русское общество 18−19 вв. События и личности описаны преувеличенно до уровня фантастического, абсурдного: голова, фаршированная трюфелями; небольшой «органчик» в голове, выдающий одинаковые фразы. Прототипами градоначальников стали реальные общественные деятели и монархи.
Гротеск также используется в произведениях:
- «Котлован» А. П. Платонова;
- «Роковые яйца» М. А. Булгакова;
- «Мы» Е. И Замятина;
- «Скотный двор» Дж. Оруэлла.
Ирония — примеры
В литературных произведениях ирония может выражать как отношение автора к описываемому, так и персонажа к происходящему. Во втором случае ирония проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, поступках героя. Так, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд иронически относится к людям новой эпохи и их религиозным взглядам. Другие примеры иронии в классической литературе:
- «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» — А. С. Пушкин «Евгений Онегин»;
- «Ты всё пела? Это — дело!» — И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»;
- «Богач какой, гордец, в дар жалует!» — И. А. Гончаров «Обрыв».
Символы в литературе
В пьесе «Гроза» А. Н. Островского природное явление становится символом неизбежности. Раскаты грома с течением времени звучат всё громче и страшнее. Катерина видит в грозе божью кару, и именно богобоязненный страх заставляет её признаться в своей «греховной» любви к Борису.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» старый халат Ильи Ильича выступает в качестве символа апатичного образа жизни, лени и прозябания. Связь между предметом и скрытым в нём смыслом выстраивается постепенно по ходу сюжета: в начале Обломов не расстаётся с халатом — предаётся апатии; став активным и деятельным — вовсе про него забывает, но позже вновь в него облачается благодаря Агафье Матвеевне.
В повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна сам браслет является символом возвышенной, преданной, практически святой любви. Когда Вера Шеина отсылает его обратно Желткову, она тем самым словно отвергает его чувства. А кровавые отблески в красных камнях браслета символизируют боль от безответной любви и её неминуемый трагичный финал.
Иносказание в литературных произведениях проявляется в разных формах, но все они имеют один общий признак: истинный смысл не заключается в буквальном значении слов. Читатель понимает замысел автора через ассоциации и аллюзии. Цель иносказания не только в самом шифровании смысла, но и в повышении образности, колоритности, эмоциональности художественной речи. Зачастую какую-либо идею или образ удаётся раскрыть более полно именно с помощью иносказательности, а не посредством буквальных выражений.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!